В рамках настоящей статьи установлено, что легализация денежных средств, добытых преступным путем, оказывает негативное влияние на экономическую безопасность государства, тем самым, проблема привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за преступления в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, является актуальной. Установлено, что внесение изменений в действующее законодательство в рамках имеющихся пробелов в области легализации преступных денежных средств будет способствовать минимизации уровня преступности рассматриваемой категории.
Ключевые слова: денежные средства, имущество, легализация, отмывание, экономическая безопасность, финансовые сделки.
Within the framework of this article, it is established that the legalization of money obtained by criminal means has a negative impact on the economic security of the state, thus, the problem of bringing perpetrators to criminal liability for crimes in the field of legalization of proceeds from crime is relevant. It has been established that the introduction of amendments to the current legislation within the existing gaps in the field of legalization of criminal funds will help to minimize the level of crime in this category.
Keywords: money, property, legalization, laundering, economic security, financial transactions.
Для начала хотелось бы отметить, что проблема легализации преступных доходов является актуальной не только для российского государства, но и для всего международного сообщества в целом. Легализация преступных доходов оказывает негативное влияние как на национальную, так и международную экономическую безопасность. Следовательно, борьба с легализацией преступных доходов — это одна из основных задач, стоящая перед государством на современном этапе. Одним из способов противодействия легализации преступных доходов, безусловно, выступает совершенствование законодательства в указанной сфере, несмотря на то, что, как справедливо отмечает в своем исследовании Р. В. Жубрин, Россия и так провела значительный объем работы по формированию законодательной базы противодействия легализации преступных доходов [5, с. 52]. Надо сказать, что, в настоящее время, на территории нашего государства действует Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2], который в соответствии со ст. 1 указанного нормативного правового акта «направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Уголовная ответственность за легализацию денежных средств регламентируется статьями 174, 174.1. УК РФ [1]. Надо сказать, что уголовное законодательство в области регулирования ответственности за легализацию денежных средств, к сожалению, не лишено пробелов, устранение которых необходимо в целях минимизации случаев, связанных с легализацией преступных доходов.
Анализ ст. 174 УК РФ показал, что законодатель дифференцирует уголовную ответственность за легализацию преступных доходов в зависимости от субъекта. Однако следует отметить, что указанное действие законодателя не имеет смысла, ведь законодателем эти деяния рассматриваются как преступления с равной степенью общественной опасности и с равными характеристиками наказания, что противоречит требованиям дифференциации уголовной ответственности. Тем самым, представляется целесообразным на уровне ст. 174 УК РФ не проводить дифференциацию уголовной ответственности за легализацию преступных доходов в зависимости от категории субъекта.
Стоит отметить, что в настоящее время действует приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21.08.2018 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем» [3] , который определяет, что включает в себя информационный обмен между Росфимониторингом и правоохранительными органами. Обращает на себя внимание п. 20 вышеуказанного приказа, согласно которому, срок исполнения запросов, поступающих в Росфинмониторинг от правоохранительных органов, составляет 30 дней с момента получения. Несмотря на возможность установления по согласованию должностных лиц иного срока исполнения запроса, мы полагаем, что установленная продолжительность срока исполнения запроса негативным образом сказывается на сроках предварительного расследования. По материалам, направленным из Росфинмониторинга, в конечном итоге лишь в единичных случаях возбуждаются уголовные дела. Исходя из этого, считаем необходимым разработать систему, позволяющую получать правоохранительным органам криминалистически значимую информацию для расследования преступлений, связанных с легализацией преступных денежных средств на основе открытых данных органов государственной власти и местного самоуправления, иных информационных ресурсов. Безусловно, данный факт окажет положительное влияние на сроки расследования, поскольку, исключит необходимость запрашивать различные выписки из государственных реестров и регистров, а также обеспечит предоставление правоохранительным органам информации в более удобной, структурированной форме.
Полагаем целесообразным обратить внимание законодателя на возможность установления уголовной ответственности за легализацию преступных активов, при неосторожном отношении к их криминальному происхождению. Данное положение соответствует нормам международного права, а также объективным реалиям криминальной деятельности в рассматриваемой сфере.
Как отмечает в своем исследовании З. Э. Кагиров, «актуальной проблемой применения уголовной ответственности за преступления в сфере легализации доходов, полученных преступным путем следует признавать возможность возбуждения уголовного дела по ст. 174 УК РФ при отсутствии обвинительного приговора или возбужденного уголовного дела за преступление, в процессе которого и было получено имущество, выступающее предметом преступной легализации» [6, с. 583]. Полагаем, что легализация преступных денежных средств начинает иметь характер преступного деяния с момента возбуждения уголовного дела по факту легализации.
Следующей проблемой уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем следует признавать формулировку диспозиции ст. 174 УК РФ. Так, в диспозиции указывается «финансовые операции и других сделок». Указанная формулировка свидетельствует о необходимости доказывать их в совокупности, что негативным образом оказывает воздействие на квалификацию действий виновного. Следовательно, представляется необходимым внести законодательные изменения в статья 174, 174.1. УК РФ, исключив при этом «финансовые операции и иные сделки» и включив «совершение одной или нескольких финансовых операций и других сделок».
Надо сказать, что, несмотря на то, что в уголовном законодательстве активно используется термин «бюджетные денежные средства», он не нашел своего законодательного закрепления. Анализ практики показал, что уголовная ответственность за легализацию преступных доходов часто касается именно бюджетных денежных средств. Надо сказать, что в научной литературе неоднократно предпринимались попытки сформулировать рассматриваемое понятие. Так, например, Н. Г. Деменкова бюджетные денежные средства рассматривала в широком и узком смыслах [4, с. 41]. По ее мнению, бюджетные средства в широком смысле — это денежные средства, зачисленные в доход соответствующего бюджета и направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства; бюджетные средства в узком смысле представляют собой финансовые ресурсы, фактически распределенные по подведомственным распорядителям и получателям. Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что на доктринальном уровне учеными высказываются различные суждения относительно трактовки понятия «бюджетные денежные средства». Законодатель, несмотря на использование данного термина, не сформулировал его дефиницию. Тем самым, полагаем, что во избежание правотворческих недостатков, а также в целях повышения эффективности бюджетного и уголовного законодательства, необходимо на законодательном уровне сформулировать понятие «бюджетные денежные средства».
Возникает также опасность использования для легализации преступных доходов электронных валют. Все большее распространение получает электронная валюта биткойн, представляющая собой виртуальное средство платежа и накопления. Тем самым, необходима дальнейшая разработка мер законодательного характера, направленных на усиление контроля за регистрацией и использованием электронных технологий расчетов.
В дополнение к вышеуказанным предложениям по совершенствованию правового регулирования легализации преступных доходов предлагаем отказаться от термина «отмывание» в законодательстве РФ. Он характеризуется отсутствием самостоятельного значения, отличного от легализации, и употребляется в скобках как синоним. Кроме того, термин «отмывание» — это жаргонное выражение.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует вывод о том, что уровень преступности в рамках легализации преступных денежных средств напрямую оказывает влияние на экономическую безопасность государства. Как правотворческая, так и правоприменительная деятельность должны быть направлены на эффективное применение норм об уголовной ответственности за легализацию преступных денежных средств. Установлено, что в целях минимизации преступлений, связанных с легализацией денежных средств, добытых преступным путем, необходимо совершенствование законодательства (в том числе и уголовного) в указанной сфере.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 33 (часть I). — Ст. 3418.
- Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем» // Документ опубликован не был. Доступ из Справ.прав.системы «КонсультантПлюс».
- Деменкова Н. Г. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных денежных средств: дис. … канд. юрид. наук. Благовещенск, 2007. 241 с.
- Жубрин Р. В. Совершенствование законодательства о противодействии легализации преступных доходов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2015. — № 3(47). — С. 52–57.
- Кагиров З. Э. Проблемы уголовной ответственности за преступления в сфере легализации доходов, полученных преступным путем // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 31. — С. 583–587.