В статье отмечается необходимость внесения изменения в действующий порядок, предусмотренный частью 1.3–3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принцип справедливости, административное наказание.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности [4], административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Законодатель, устанавливая в большинстве случае санкцию cтатьи, предусматривает альтернативные виды наказания, а для наказания в виде административного штрафа, с указанием верхних и нижних его пределов, предоставляя тем самым возможность индивидуализировать ответственность.
Наряду с этим, Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 32.2 КоАП РФ дополнена частью 1.3–3, согласно которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5–7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1–8.1, 9.1–39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5–2, 19.8–19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса [1].
В соответствии с изложенной нормой права установлена возможность уплаты административного штрафа за административное правонарушение, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, за исключением административных правонарушений по ряду составов, предусмотренных КоАП РФ, в размере половины суммы наложенного административного штрафа в случае его оплаты не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Указанное, несомненно, стимулирует к добровольной оплате штрафа, снижает административную нагрузку, и, как следствие, ведет к увеличению объема исполненных постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, снижению дебиторской задолженности.
Однако, в силу изложенного, правом по оплате административного штрафа в меньшем размере не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа наделены лишь те субъекты административного правонарушения, в отношении которых административное правонарушение выявлено в ходе осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Например, часть 1.3–1 статьи 32.2 КоАП РФ не применима, если нарушение выявлено по результатам прокурорской проверки. Соответствующая норма не может применяться, если правонарушение выявлено в ходе административного расследования.
Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывал, что закрепляемые законодательством об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное — в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма — было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 года № 15-П [2], от 17 января 2013 года № 1-П [3] и др.).
При этом будет ли отвечать принципу справедливости и индивидуализации наказания, равному положению лиц, привлекаемых к административной ответственности установленная частью 1.3–1 статьи 32.2 зависимость возможности оплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в меньшем размере от способа выявления правонарушения, полагаем, что нет.
Решение проблемы находится на законотворческом уровне. Необходимо исключить зависимость возможности применения положений части 1.3–1 статьи 32.2 КоАП РФ от порядка (способа) выявления нарушения.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред.04.11.2022) // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Российская газета, — № 256, — 31.12.2001, Парламентская газета, — № 2–5, 05.01.2002, Собрание законодательства РФ,- 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Изменения, опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 04.11.2022
- Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В. В. Баталова, Л. Н. Валуевой, З. Я. Ганиевой, О. А. Красной и И. В. Эпова //Собрание законодательства РФ. 19.07.2010. № 29. Ст. 3983
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт»//Собрание законодательства РФ. 28.01.2013. № 4. Ст. 304
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»// Российская газета, № 80, 19.04.2005, Изменения электронный ресурс https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=E4U7QNTMZ8xWkm9O2&cacheid=F98A47D92B2D1488AB9EFA38691870FD&mode=splus&rnd=yDR8g&base=LAW&n=404814&dst=1000000001#sCv7QNT0Zv7pcRDt