Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Прохорова, О. М. Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой / О. М. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 602-604. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96898/ (дата обращения: 24.12.2024).



Статья посвящена репрезентации концепта «Дети» в ранней лирике Марины Цветаевой. Автором выявлены лексемы и эпитетные комплексы, входящие в ядро концепта. Проанализированы ассоциативные ряды, репрезентирующие характеристики детей. В статье сделан вывод о частотности мотивов всезнания, вольности, таинственности в изображении ребёнка в стихотворениях первых двух сборниках поэта.

Ключевые слова: концепт, лирика, дети, ребёнок, Марина Цветаева, лексика, ассоциативный ряд.

Теория концепта начала активно развиваться в российской лингвистике в 1990-х гг. В настоящее время интерес к концептологии не угасает, остается открытым поле для дальнейших исследований в этой области.

Под концептом мы, вслед за Ю. С. Степановым, будем понимать «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. Концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [1].

Обратившись к ранней лирике Марины Цветаевой, мы выбрали для рассмотрения концепт «Дети», поскольку для художественной картины мира поэтессы он является важной смыслообразующей константой.

Исследовать репрезентацию концепта «Дети» в лирике М. Цветаевой целесообразно на материале первых двух ее сборников: «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Именно в них употребление слов «дети», «ребенок» и их производных очень частотно.

По выражению Максимилиана Волошина, дебютная книга М. Цветаевой «вся на грани последних дней детства и первой юности». Она пишет о детстве из детства, и этим фактом обусловлена специфическое наполнение концепта «Дети», который наиболее широко репрезентируется поэтом в ранней лирике, становится в ней доминантным.

Лексемы из тематической группы «Дети» будут составлять ядро вербально выраженного слоя концепта «Дети». Они довольно разнообразны: дети, детка, детки, дитя, детвора, девочка, мальчик, малютки, ребенок, крошка . Сюда же мы отнесём следующие слова из тематической группы «Семья»: дочка, любимица-дочка, внучка, братец, сестра, сестренка, сестрица, сын . Следует отметить, что среди них встречаются диминутивы с эмоционально-экспрессивной окраской ласкательности: деточка, малюточка, дочурочка. Это свидетельствует о нежности, мягкости отношения М. Цветаевой к ребенку.

Чувством умиления и заботы наполнены эпитетные комплексы, также входящие в ядро концепта. Чаще всего встречаются определения «маленькая» и «сонная»: маленькая дочка, маленькая деточка, маленькие дети, сонная малюточка, сонная дочурочка, нежная девочка . К многочисленной группе словосочетаний с эпитетом «детский» относятся следующие: детские сны, детские фигуры, детский голос, детское слово, детское сердце, детский дух, детские крики и др. С. А. Губанов отмечает в творческой манере М. Цветаевой частотность метонимических словоопределений, вербализующих концептосферу «Человек»: «Части тела человека выступают репрезентантами, которые способны выразить и «локализовать» те или иные качества, чувства человека» [2]. Данный приём наблюдаем и при описании ребёнка: боязливые глазки , шаловливые ножки («Мирок»), бедные пальчики , сонные ручки («На бульваре»), правдивые глазки («После праздника»). Поэтическое зрение М. Цветаевой ловит каждое движение, каждую эмоцию ребёнка с огромным вниманием и любовью.

Для М. Цветаевой всё детское — мило и дорого: «О, как много в вас милого, детского.».. («Лесное царство»). Предметный мир, окружающий ребёнка, описывается так же нежно и любовно: кроватка и постелька , « Мирные картинки птичек и овечек, / Что в уютной детской дремлют на стене» («Мирок»). Такое трепетное отношение к детям и ко всему детскому поэтесса пронесет через все творчество.

Рассмотрим ассоциативные ряды концепта «Дети». Для М. Цветаевой дети — это существа загадочные и таинственные. В стихотворении «В зале», в котором лирический субъект (как и во многих стихотворениях на тему детства) представлен как «мы, дети» (Марина и Ася Цветаевы), мотив детской таинственности раскрывается через противопоставление детей-«победителей» «скучным» и «простым» взрослым: «Мы цепи таинственной звенья». В этом же тексте появляется мотив превосходства детей над взрослыми: «Мы знаем, мы многое знаем/ Того, что не знают они!». Е. А. Орлова, З. Б. Доржинова отмечают: «В споре со взрослыми Цветаева всегда становится на сторону ребенка, все понимающего и все знающего» [3]. М. Цветаева утверждает: «...дети знают все!» («Серёже»). В стихотворении «Совет» папа именно к дочке обращается за помощью, спрашивая её, «Что мне делать, дитя, чтоб у мамы в глазах / Не дрожали печальные слезки?», на что ребенок советует расцеловать маму в глазки. Также, загадочность мы можем наблюдать в следующих цитатах: «Что ясно нам — для них совсем туманно» («Наши царства»), «Дети — это мира нежные загадки, /И в самих загадках кроется ответ!» («Мирок»). Так, не только загадочность, но и обладание тайными знаниями, недоступными взрослым, дополняют образы детей в изображении поэтессы.

Ребёнок у Цветаевой устойчиво ассоциируется с чувством вольности и свободы, свободы в том числе и от приличий мира взрослых: «Что для взрослых — вериги,/ Для шалуньи, как ты, для свободной души — волшебство» («Волшебник»), «Мы — свободные пираты» («Мятежники»). В текстах встречаются лексемы баловница , шалунья. Мягкие материнские упреки звучат ласково, Цветаева вкладывает в концепт «Дети» ясное понимание: детство — пора веселья, резвости и игры. Даже мама рядом со своими детьми превращается в «странную девочку-маму», «маму-шалунью» и баловницу («Баловство»). «Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.».. — именно под таким девизом проходит шумное, игривое, по-настоящему счастливое детство в пространстве художественных текстов М. Цветаевой.

Интересно стихотворение «В пятнадцать лет», в котором лирическая героиня прощается с детством, где можно было «шалить без прически», убегать «вольной» с утра в зеленые березки, где «каждый крик шалунье был позволен». Страх взросления объясняется неизвестностью будущего, в котором «во всем обман» и «на всем запрет». Так, в понимании М. Цветаевой, по-настоящему свободным человек ощущает себя только в детстве, и, взрослея, он с тревогой вступает в чуждый, холодный и несовершенный мир.

Таким образом, охарактеризовав ядро концепта «Дети», мы рассмотрели некоторые ассоциативные ряды, репрезентирующие такие характеристики детства/детей, как загадочность, превосходство над взрослыми, причастность к тайному, вечному знанию, устремленность к свободе, вольность и игривость. В стихотворения первых сборников М. Цветаевой вложено чувство огромной любви к детям, восприятие детства как лучшего времени жизни человека. Концепт «Дети» в интерпретации поэтессы открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования, причем и в рамках ранней лирики М. Цветаевой, и в ее более зрелых, «взрослых» сборниках.

Литература:

  1. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры [Текст]: 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004, с. 42–67.
  2. Губанов, С. А. Концепты, определяемые эпитетами, в текстах Марины Цветаевой [Текст] / С. А. Губанов // Теория языка и межкультурная коммуникация. — 2022. — № 2(45). — С. 71–79.
  3. Орлова, Е. А. Концепт «ребенок» в ранней лирике Марины Цветаевой [Текст] / Е. А. Орлова, З. Б. Доржинова // Вестник Калмыцкого университета. — 2020. — № 3(47). — С. 82–89.
  4. Цветаева М. Собрание сочинений: в семи томах. Т.1. Стихотворения [Текст] / Сост. А. Саакянц, Л. Мнухин. — М.: ЭллисЛак,1994. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ядро концепта, взрослый, детство, концепт, ранняя лирика, ранняя лирика Марины, репрезентация концепта, тематическая группа.


Ключевые слова

дети, концепт, лексика, ребёнок, лирика, Марина Цветаева, ассоциативный ряд

Похожие статьи

Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского

В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в толковых словарях, особенности репрезентации этого концепта в стихотворениях С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Выделено ядро и поле концепта, показана принципиаль...

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Лингвистическое отражение мотива музыки в рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар»

В данной статье рассматривается проблема формирования мотива, а также использование языковых средств. Дается подробный анализ применения вещественных образов как основных центров передачи темы музыки в произведении писателя. Кроме того, авторами стат...

Проблема традиций в творчестве Сергея Есенина

В статье представлена модель восприятия художественной традиции Пушкина в творчестве народного поэта Сергея Есенина. Рассмотрены особенности российского подхода к выбору культурных ценностей, составляющих основу художественной традиции. На примере ст...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Визионотопика эпоса «Манас»: терминологический аспект и проблемы изучения

Статья посвящена проблемам поэтики мотивов видений в героическом эпосе «Манас»; параллельно к термину онейротопика, изучающая поэтику мотивов сновидений, вводится термин визионотопика, определяются его объект и задачи; предлагаются структурно-семанти...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»

В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...

Похожие статьи

Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского

В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в толковых словарях, особенности репрезентации этого концепта в стихотворениях С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Выделено ядро и поле концепта, показана принципиаль...

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Лингвистическое отражение мотива музыки в рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар»

В данной статье рассматривается проблема формирования мотива, а также использование языковых средств. Дается подробный анализ применения вещественных образов как основных центров передачи темы музыки в произведении писателя. Кроме того, авторами стат...

Проблема традиций в творчестве Сергея Есенина

В статье представлена модель восприятия художественной традиции Пушкина в творчестве народного поэта Сергея Есенина. Рассмотрены особенности российского подхода к выбору культурных ценностей, составляющих основу художественной традиции. На примере ст...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Визионотопика эпоса «Манас»: терминологический аспект и проблемы изучения

Статья посвящена проблемам поэтики мотивов видений в героическом эпосе «Манас»; параллельно к термину онейротопика, изучающая поэтику мотивов сновидений, вводится термин визионотопика, определяются его объект и задачи; предлагаются структурно-семанти...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»

В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...

Задать вопрос