Статья посвящена репрезентации концепта «Дети» в ранней лирике Марины Цветаевой. Автором выявлены лексемы и эпитетные комплексы, входящие в ядро концепта. Проанализированы ассоциативные ряды, репрезентирующие характеристики детей. В статье сделан вывод о частотности мотивов всезнания, вольности, таинственности в изображении ребёнка в стихотворениях первых двух сборниках поэта.
Ключевые слова: концепт, лирика, дети, ребёнок, Марина Цветаева, лексика, ассоциативный ряд.
Теория концепта начала активно развиваться в российской лингвистике в 1990-х гг. В настоящее время интерес к концептологии не угасает, остается открытым поле для дальнейших исследований в этой области.
Под концептом мы, вслед за Ю. С. Степановым, будем понимать «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. Концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [1].
Обратившись к ранней лирике Марины Цветаевой, мы выбрали для рассмотрения концепт «Дети», поскольку для художественной картины мира поэтессы он является важной смыслообразующей константой.
Исследовать репрезентацию концепта «Дети» в лирике М. Цветаевой целесообразно на материале первых двух ее сборников: «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Именно в них употребление слов «дети», «ребенок» и их производных очень частотно.
По выражению Максимилиана Волошина, дебютная книга М. Цветаевой «вся на грани последних дней детства и первой юности». Она пишет о детстве из детства, и этим фактом обусловлена специфическое наполнение концепта «Дети», который наиболее широко репрезентируется поэтом в ранней лирике, становится в ней доминантным.
Лексемы из тематической группы «Дети» будут составлять ядро вербально выраженного слоя концепта «Дети». Они довольно разнообразны: дети, детка, детки, дитя, детвора, девочка, мальчик, малютки, ребенок, крошка . Сюда же мы отнесём следующие слова из тематической группы «Семья»: дочка, любимица-дочка, внучка, братец, сестра, сестренка, сестрица, сын . Следует отметить, что среди них встречаются диминутивы с эмоционально-экспрессивной окраской ласкательности: деточка, малюточка, дочурочка. Это свидетельствует о нежности, мягкости отношения М. Цветаевой к ребенку.
Чувством умиления и заботы наполнены эпитетные комплексы, также входящие в ядро концепта. Чаще всего встречаются определения «маленькая» и «сонная»: маленькая дочка, маленькая деточка, маленькие дети, сонная малюточка, сонная дочурочка, нежная девочка . К многочисленной группе словосочетаний с эпитетом «детский» относятся следующие: детские сны, детские фигуры, детский голос, детское слово, детское сердце, детский дух, детские крики и др. С. А. Губанов отмечает в творческой манере М. Цветаевой частотность метонимических словоопределений, вербализующих концептосферу «Человек»: «Части тела человека выступают репрезентантами, которые способны выразить и «локализовать» те или иные качества, чувства человека» [2]. Данный приём наблюдаем и при описании ребёнка: боязливые глазки , шаловливые ножки («Мирок»), бедные пальчики , сонные ручки («На бульваре»), правдивые глазки («После праздника»). Поэтическое зрение М. Цветаевой ловит каждое движение, каждую эмоцию ребёнка с огромным вниманием и любовью.
Для М. Цветаевой всё детское — мило и дорого: «О, как много в вас милого, детского.».. («Лесное царство»). Предметный мир, окружающий ребёнка, описывается так же нежно и любовно: кроватка и постелька , « Мирные картинки птичек и овечек, / Что в уютной детской дремлют на стене» («Мирок»). Такое трепетное отношение к детям и ко всему детскому поэтесса пронесет через все творчество.
Рассмотрим ассоциативные ряды концепта «Дети». Для М. Цветаевой дети — это существа загадочные и таинственные. В стихотворении «В зале», в котором лирический субъект (как и во многих стихотворениях на тему детства) представлен как «мы, дети» (Марина и Ася Цветаевы), мотив детской таинственности раскрывается через противопоставление детей-«победителей» «скучным» и «простым» взрослым: «Мы цепи таинственной звенья». В этом же тексте появляется мотив превосходства детей над взрослыми: «Мы знаем, мы многое знаем/ Того, что не знают они!». Е. А. Орлова, З. Б. Доржинова отмечают: «В споре со взрослыми Цветаева всегда становится на сторону ребенка, все понимающего и все знающего» [3]. М. Цветаева утверждает: «...дети знают все!» («Серёже»). В стихотворении «Совет» папа именно к дочке обращается за помощью, спрашивая её, «Что мне делать, дитя, чтоб у мамы в глазах / Не дрожали печальные слезки?», на что ребенок советует расцеловать маму в глазки. Также, загадочность мы можем наблюдать в следующих цитатах: «Что ясно нам — для них совсем туманно» («Наши царства»), «Дети — это мира нежные загадки, /И в самих загадках кроется ответ!» («Мирок»). Так, не только загадочность, но и обладание тайными знаниями, недоступными взрослым, дополняют образы детей в изображении поэтессы.
Ребёнок у Цветаевой устойчиво ассоциируется с чувством вольности и свободы, свободы в том числе и от приличий мира взрослых: «Что для взрослых — вериги,/ Для шалуньи, как ты, для свободной души — волшебство» («Волшебник»), «Мы — свободные пираты» («Мятежники»). В текстах встречаются лексемы баловница , шалунья. Мягкие материнские упреки звучат ласково, Цветаева вкладывает в концепт «Дети» ясное понимание: детство — пора веселья, резвости и игры. Даже мама рядом со своими детьми превращается в «странную девочку-маму», «маму-шалунью» и баловницу («Баловство»). «Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.».. — именно под таким девизом проходит шумное, игривое, по-настоящему счастливое детство в пространстве художественных текстов М. Цветаевой.
Интересно стихотворение «В пятнадцать лет», в котором лирическая героиня прощается с детством, где можно было «шалить без прически», убегать «вольной» с утра в зеленые березки, где «каждый крик шалунье был позволен». Страх взросления объясняется неизвестностью будущего, в котором «во всем обман» и «на всем запрет». Так, в понимании М. Цветаевой, по-настоящему свободным человек ощущает себя только в детстве, и, взрослея, он с тревогой вступает в чуждый, холодный и несовершенный мир.
Таким образом, охарактеризовав ядро концепта «Дети», мы рассмотрели некоторые ассоциативные ряды, репрезентирующие такие характеристики детства/детей, как загадочность, превосходство над взрослыми, причастность к тайному, вечному знанию, устремленность к свободе, вольность и игривость. В стихотворения первых сборников М. Цветаевой вложено чувство огромной любви к детям, восприятие детства как лучшего времени жизни человека. Концепт «Дети» в интерпретации поэтессы открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования, причем и в рамках ранней лирики М. Цветаевой, и в ее более зрелых, «взрослых» сборниках.
Литература:
- Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры [Текст]: 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004, с. 42–67.
- Губанов, С. А. Концепты, определяемые эпитетами, в текстах Марины Цветаевой [Текст] / С. А. Губанов // Теория языка и межкультурная коммуникация. — 2022. — № 2(45). — С. 71–79.
- Орлова, Е. А. Концепт «ребенок» в ранней лирике Марины Цветаевой [Текст] / Е. А. Орлова, З. Б. Доржинова // Вестник Калмыцкого университета. — 2020. — № 3(47). — С. 82–89.
- Цветаева М. Собрание сочинений: в семи томах. Т.1. Стихотворения [Текст] / Сост. А. Саакянц, Л. Мнухин. — М.: ЭллисЛак,1994. — 640 с.