Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 1586 раз

Библиографическое описание:

Кожушко, Е. А. Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия / Е. А. Кожушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96902/ (дата обращения: 16.11.2024).



Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деятельности предприятия. Авторами были рассмотрены основные показатели рентабельности и определена их значимость в оценке эффективности работы предприятия. Также были описаны разные подходы к методикам оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта исходя из исследований различных показателей рентабельности.

Ключевые слова : рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, внутренние факторы, внешние факторы, эффективность.

На сегодняшний день эффективности деятельности предприятий уделяется огромнейшее внимание. Финансовые показатели, такие как прибыль, убыток и рентабельность являются важнейшими при определении успешности деятельности предприятия и перспектив их развития. [7, с.14] Для этого предприятия проводят комплексный анализ всех экономических показателей.

Основополагающую роль в комплексном анализе занимает такой показатель, как рентабельность. Данный показатель может характеризовать доходность предпринимательской, производственной и инвестиционной деятельности. При изучении показателей рентабельности руководство предприятия может определить факторы роста прибыли, эффективность производства товаров, работ и услуг, и как следствие, влияние производства на получаемую прибыль, выявить наиболее эффективные методы работы, помогающие приумножить прибыль, получаемую от деятельности.

Существует несколько основных видов показателей рентабельности:

— Рентабельность продукции — данный вид рентабельности показывает размер прибыли, которую субъект хозяйствования получает с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Для увеличения данного показателя необходимо провести мероприятия по снижению постоянных и переменных затрат на производство продукции. [5, с.479]

— Рентабельность продаж — показывает долю прибыли в каждом затраченном рубле. Повышение данного показателя возможно за счет увеличения ценна производимую продукцию, снижение затрат и себестоимости продукции. [6, с.657]

— Рентабельность активов — позволяет оценить эффективность применения активов организации, способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов в соответствии с поставленной целью. Повышение рентабельности активов возможно за счет уменьшения расходов, связанных с производством и реализацией продукции, снижения сырьевых запасов и незавершенного производства, модернизацией оборудования с помощью продажи старого и приобретением новых технологий производства. А также тщательным контролем и проведением эффективных мероприятий по снижению дебиторской задолженности, ростом оборачиваемости активов. [5, с.483]

— Рентабельность собственного капитала — характеризует эффективность использования той части активов, которая принадлежит собственникам предприятия. Повысить данный показатель можно за счет уменьшения доли собственного капитала, а также привлечения заемных средств. [5, с.480]

Анализ всех вышеперечисленных показателей рентабельности преследует одну цель, определение эффективности использования имеющихся ресурсов и средств предприятия в разных направлениях хозяйственной деятельности, т. е. нахождение определённого баланса, который поможет снизить издержки и повысить эффективность, не ухудшая качество.

На уровень рентабельности могут оказывать влияние как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним относятся факторы, которые зависят от хозяйствующего субъекта.

Их можно разделить на два вида:

— Производственные, такие как, использование трудовых ресурсов, средств труда.

— Внепроизводственные, то есть финансовая деятельность предприятия:

  • снабженческо-сбытовая деятельность;
  • контрольная деятельность;
  • природоохранная деятельность;
  • социальные условия труда работников.

Все вышеперечисленные факторы имеют прямое отношение к росту прибыли и повышению рентабельности предприятия.

Внешние факторы — это факторы, которые не зависят от деятельности субъекта хозяйствования, но очень сильно влияют на результативность деятельности предприятия.

К внешним факторам можно отнести:

— Географическое положение субъекта хозяйствования;

— Спрос на производимую продукцию, товары и услуги;

— Существующую конкуренцию;

— Вмешательство государства в экономику;

— Ситуацию на смежных рынках. [1, с.6]

Несмотря на широкую изученность данной темы, на сегодняшний день не существует единой методики для расчетов показателей рентабельности, каждое предприятие может выбрать наиболее подходящую методику для расчета, исходя из сложившейся ситуации и вида деятельности.

Например, Савицкая Г. В. предлагает методику, в которой учитываются все возможные факторы, влияющие на показатели рентабельности, каждый из показателей анализируется с максимальным использованием оптимального числа данных благодаря этому анализ финансового состояния проводится с высокой эффективностью.

По мнению Бобошко В. И., для анализа рентабельности активов, следует разделить величину прибыли на среднюю величину активов. Но в данной методике не ясно какую именно прибыль (прибыль до налогообложения или чистую прибыль) необходимо использовать для расчета. [3, с. 329]

Артемов В. А. выделяет такие показатели как, рентабельность продаж, рентабельности капитала и рентабельность активов. Все эти показатели автор предлагает рассчитывать на основе чистой прибыли предприятия. [2, с.6]

М. М. Микушина предлагает для расчета выделить такие показатели рентабельности, как: рентабельность продаж, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и валовая рентабельность. Данные показатели рассчитываются на основании данных, представляемых хозяйствующим субъектом в бухгалтерской (финансовой) отчетности. [4, с.10]

Рассмотрим методику расчетов показателей рентабельности, предлагаемую М. М. Микушиной на примере АО «Амбер Пермалко».

Согласно данной методике необходимо рассчитать такие показатели рентабельности, как: рентабельность продаж, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и валовая рентабельность.

Таблица 1

Методика определения показателей рентабельности АО «Амбер Пермалко»

Наименование показателя

Методика расчета

2020 год

2021 год

Отклонения (+;-)

Прибыль от реализации

-

184086

258782

74696

Выручка от продаж

-

1653054

1916715

263661

Валовая прибыль

-

528431

653695

125264

Чистая прибыль

-

51714

46804

-4910

Средняя стоимость активов

-

1553914

1895557

341643

Средняя стоимость собственного капитала

-

595653

599978

4325

Рентабельность продаж

Прибыль от реализации х 100 %

Выручка от продаж

0,11 %

0,13 %

0,02 %

Чистая рентабельность

Чистая прибыль х 100 %

Выручка от продаж

0,03 %

0,02 %

-0,01 %

Экономическая рентабельность

Чистая прибыль__ х 100 %

Средняя стоимость активов

0,03 %

0,02 %

-0,01 %

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль____ х100 %

Средняя стоимость собственного капитала

0,09 %

0,08 %

-0,01 %

Валовая рентабельность

Прибыль валовая___ х100 %

Выручка от продаж

0,32 %

0,34 %

0,02 %

Из расчетов, приведенных в таблице 1 видно, что показатель рентабельности продаж увеличился в 2021 году в сравнении с 2020 на 0,02 % и составил 0,13 %, данный показатель показывает на сколько прибыль от продаж покрывает производственные запасы. Показатель экономической рентабельности показывает какой доход организация получила от использования активов, в 2021 году в АО данный показатель снизился в сравнении с 2020 годом на 0,01 % и составил — 0,02 %, значит конкурентоспособность организации имеет тенденции к снижению. Коэффициент рентабельности собственного каптала в АО «Амбер Пермалко» в 2021 году снизился на 0,01 % в сравнении с 2020 годом и составил — 0,08 %, снижение данного показателя говорит о том, что руководство организации инвестировало денежные средства в неприбыльные активы. Однако рост показателя «Валовая прибыль» в 2021 году на 0,02 % в сравнении с 2020 годом является свидетельством того, что руководство АО пытается внедрить в производственные мощности новые прогрессивные технологии для повышения прибыльности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что тема анализа рентабельности, как главного показателя эффективности деятельности предприятия играет важнейшее значение в принятии решений в оценке конечных результатов деятельности предприятия, а также при принятии управленческих решений в области планирования.

Благодаря многообразию представленных подходов при расчетах и анализе основных показателей рентабельности хозяйствующие субъекты вправе сформировать свою точку зрения и выбрать наиболее рациональную и эффективную систему показателей рентабельности, в каждом отдельном случае, для оптимальной оценки эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.

Литература:

  1. Агафонова, И. А. Анализ рентабельности в экономике [Текст] / И. А. Агафонова // Форум молодых ученых. — 2019.
  2. Артёмов, В. А. Практические подходы к оценке ликвидности и рентабельности предприятия [Текст] / В. А. Артемов // Политика, экономика и инновации. — 2021.
  3. Бобошко, В. И. Анализ рентабельности активов предприятия как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта [Текст] / В. И. Бобошко // Вестник Московского университета МВД России. — 2021.
  4. Микушина, М. М. Комплексный экономический анализ [Электронный ресурс]: учебное пособие / [и др.].Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018
  5. Савицкая, Г.В. /Экономический анализ: учебник /. — 15-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022.— (Высшее образование: Бакалавриат).
  6. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск: РИГТО, 2019.
  7. Старкова, О. Я. Финансовые показатели сельскохозяйственных предприятий Пермского края // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. — 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): собственный капитал, рентабельность продаж, показатель, чистая прибыль, показатель рентабельности, хозяйствующий субъект, экономическая рентабельность, валовая рентабельность, рентабельность активов, чистая рентабельность.


Похожие статьи

Оценка эффективности управления корпорацией на основе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности

В статье рассматриваются и анализируются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование финансового результата деятельности корпорации. Каждый субъект стремится к повышению эффективности своей деятельности и к ее прибыльности, со...

Сущность финансовых результатов деятельности предприятия

В данной статье авторами была рассмотрена экономическая сущность финансовых результатов деятельности предприятия. В статье обосновывается значимость проведения анализа финансовых результатов предприятия, так как они являются важнейшей составной часть...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Исследование взаимосвязи затрат и себестоимости с прибылью, объемами производства и реализации продукции на предприятиях общественного питания

В условиях рыночной конкуренции особое значение приобретают показатели затрат и себестоимости продукции. В конкурентной борьбе за потребителя победит тот, кто предложит качественную продукцию по доступным ценам. Поведение затрат играет важную роль в ...

Финансовые риски: сущность, виды, практические аспекты

В деятельности хозяйствующих субъектов одним приоритетных и ответственных направлений управления является менеджмент финансовыми рисками. В связи с этим в статье проведен краткий ракурс теоретических основ финансовых рисков, подчеркнута их важность д...

Оценка нематериальных активов предприятия

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с особенностями и проблемными моментами оценки нематериальных активов предприятия (НМА). В процессе исследования обозначены особенности оценки и амортизации НМА и предложен подход к получен...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

В работе представлен анализ факторов, влияющих на один из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли — объем розничного товарооборота. В ходе корреляционного анализа становится ясно, что наибольшее влияние на данны...

Понятие эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях

Исследование подходов понятий предпринимательской деятельности и ее эффективности приобретают все большую актуальность в настоящее время. Изучение факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельности предприятия, позволяет оценить...

Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом

Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...

Оценка эффективности использования основного капитала промышленного предприятия

В статье рассмотрены экономические показатели, которые помогают оценить эффективность использования основных фондов предприятия. Определены группы показателей, которые используются для оценки эффективности использования основного капитала. Рассмотрен...

Похожие статьи

Оценка эффективности управления корпорацией на основе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности

В статье рассматриваются и анализируются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование финансового результата деятельности корпорации. Каждый субъект стремится к повышению эффективности своей деятельности и к ее прибыльности, со...

Сущность финансовых результатов деятельности предприятия

В данной статье авторами была рассмотрена экономическая сущность финансовых результатов деятельности предприятия. В статье обосновывается значимость проведения анализа финансовых результатов предприятия, так как они являются важнейшей составной часть...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Исследование взаимосвязи затрат и себестоимости с прибылью, объемами производства и реализации продукции на предприятиях общественного питания

В условиях рыночной конкуренции особое значение приобретают показатели затрат и себестоимости продукции. В конкурентной борьбе за потребителя победит тот, кто предложит качественную продукцию по доступным ценам. Поведение затрат играет важную роль в ...

Финансовые риски: сущность, виды, практические аспекты

В деятельности хозяйствующих субъектов одним приоритетных и ответственных направлений управления является менеджмент финансовыми рисками. В связи с этим в статье проведен краткий ракурс теоретических основ финансовых рисков, подчеркнута их важность д...

Оценка нематериальных активов предприятия

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с особенностями и проблемными моментами оценки нематериальных активов предприятия (НМА). В процессе исследования обозначены особенности оценки и амортизации НМА и предложен подход к получен...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

В работе представлен анализ факторов, влияющих на один из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли — объем розничного товарооборота. В ходе корреляционного анализа становится ясно, что наибольшее влияние на данны...

Понятие эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях

Исследование подходов понятий предпринимательской деятельности и ее эффективности приобретают все большую актуальность в настоящее время. Изучение факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельности предприятия, позволяет оценить...

Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом

Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...

Оценка эффективности использования основного капитала промышленного предприятия

В статье рассмотрены экономические показатели, которые помогают оценить эффективность использования основных фондов предприятия. Определены группы показателей, которые используются для оценки эффективности использования основного капитала. Рассмотрен...

Задать вопрос