Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деятельности предприятия. Авторами были рассмотрены основные показатели рентабельности и определена их значимость в оценке эффективности работы предприятия. Также были описаны разные подходы к методикам оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта исходя из исследований различных показателей рентабельности.
Ключевые слова : рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, внутренние факторы, внешние факторы, эффективность.
На сегодняшний день эффективности деятельности предприятий уделяется огромнейшее внимание. Финансовые показатели, такие как прибыль, убыток и рентабельность являются важнейшими при определении успешности деятельности предприятия и перспектив их развития. [7, с.14] Для этого предприятия проводят комплексный анализ всех экономических показателей.
Основополагающую роль в комплексном анализе занимает такой показатель, как рентабельность. Данный показатель может характеризовать доходность предпринимательской, производственной и инвестиционной деятельности. При изучении показателей рентабельности руководство предприятия может определить факторы роста прибыли, эффективность производства товаров, работ и услуг, и как следствие, влияние производства на получаемую прибыль, выявить наиболее эффективные методы работы, помогающие приумножить прибыль, получаемую от деятельности.
Существует несколько основных видов показателей рентабельности:
— Рентабельность продукции — данный вид рентабельности показывает размер прибыли, которую субъект хозяйствования получает с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Для увеличения данного показателя необходимо провести мероприятия по снижению постоянных и переменных затрат на производство продукции. [5, с.479]
— Рентабельность продаж — показывает долю прибыли в каждом затраченном рубле. Повышение данного показателя возможно за счет увеличения ценна производимую продукцию, снижение затрат и себестоимости продукции. [6, с.657]
— Рентабельность активов — позволяет оценить эффективность применения активов организации, способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов в соответствии с поставленной целью. Повышение рентабельности активов возможно за счет уменьшения расходов, связанных с производством и реализацией продукции, снижения сырьевых запасов и незавершенного производства, модернизацией оборудования с помощью продажи старого и приобретением новых технологий производства. А также тщательным контролем и проведением эффективных мероприятий по снижению дебиторской задолженности, ростом оборачиваемости активов. [5, с.483]
— Рентабельность собственного капитала — характеризует эффективность использования той части активов, которая принадлежит собственникам предприятия. Повысить данный показатель можно за счет уменьшения доли собственного капитала, а также привлечения заемных средств. [5, с.480]
Анализ всех вышеперечисленных показателей рентабельности преследует одну цель, определение эффективности использования имеющихся ресурсов и средств предприятия в разных направлениях хозяйственной деятельности, т. е. нахождение определённого баланса, который поможет снизить издержки и повысить эффективность, не ухудшая качество.
На уровень рентабельности могут оказывать влияние как внутренние, так и внешние факторы.
К внутренним относятся факторы, которые зависят от хозяйствующего субъекта.
Их можно разделить на два вида:
— Производственные, такие как, использование трудовых ресурсов, средств труда.
— Внепроизводственные, то есть финансовая деятельность предприятия:
- снабженческо-сбытовая деятельность;
- контрольная деятельность;
- природоохранная деятельность;
- социальные условия труда работников.
Все вышеперечисленные факторы имеют прямое отношение к росту прибыли и повышению рентабельности предприятия.
Внешние факторы — это факторы, которые не зависят от деятельности субъекта хозяйствования, но очень сильно влияют на результативность деятельности предприятия.
К внешним факторам можно отнести:
— Географическое положение субъекта хозяйствования;
— Спрос на производимую продукцию, товары и услуги;
— Существующую конкуренцию;
— Вмешательство государства в экономику;
— Ситуацию на смежных рынках. [1, с.6]
Несмотря на широкую изученность данной темы, на сегодняшний день не существует единой методики для расчетов показателей рентабельности, каждое предприятие может выбрать наиболее подходящую методику для расчета, исходя из сложившейся ситуации и вида деятельности.
Например, Савицкая Г. В. предлагает методику, в которой учитываются все возможные факторы, влияющие на показатели рентабельности, каждый из показателей анализируется с максимальным использованием оптимального числа данных благодаря этому анализ финансового состояния проводится с высокой эффективностью.
По мнению Бобошко В. И., для анализа рентабельности активов, следует разделить величину прибыли на среднюю величину активов. Но в данной методике не ясно какую именно прибыль (прибыль до налогообложения или чистую прибыль) необходимо использовать для расчета. [3, с. 329]
Артемов В. А. выделяет такие показатели как, рентабельность продаж, рентабельности капитала и рентабельность активов. Все эти показатели автор предлагает рассчитывать на основе чистой прибыли предприятия. [2, с.6]
М. М. Микушина предлагает для расчета выделить такие показатели рентабельности, как: рентабельность продаж, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и валовая рентабельность. Данные показатели рассчитываются на основании данных, представляемых хозяйствующим субъектом в бухгалтерской (финансовой) отчетности. [4, с.10]
Рассмотрим методику расчетов показателей рентабельности, предлагаемую М. М. Микушиной на примере АО «Амбер Пермалко».
Согласно данной методике необходимо рассчитать такие показатели рентабельности, как: рентабельность продаж, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и валовая рентабельность.
Таблица 1
Методика определения показателей рентабельности АО «Амбер Пермалко»
Наименование показателя |
Методика расчета |
2020 год |
2021 год |
Отклонения (+;-) |
Прибыль от реализации |
- |
184086 |
258782 |
74696 |
Выручка от продаж |
- |
1653054 |
1916715 |
263661 |
Валовая прибыль |
- |
528431 |
653695 |
125264 |
Чистая прибыль |
- |
51714 |
46804 |
-4910 |
Средняя стоимость активов |
- |
1553914 |
1895557 |
341643 |
Средняя стоимость собственного капитала |
- |
595653 |
599978 |
4325 |
Рентабельность продаж |
Прибыль от реализации х 100 % Выручка от продаж |
0,11 % |
0,13 % |
0,02 % |
Чистая рентабельность |
Чистая прибыль х 100 % Выручка от продаж |
0,03 % |
0,02 % |
-0,01 % |
Экономическая рентабельность |
Чистая прибыль__ х 100 % Средняя стоимость активов |
0,03 % |
0,02 % |
-0,01 % |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль____ х100 % Средняя стоимость собственного капитала |
0,09 % |
0,08 % |
-0,01 % |
Валовая рентабельность |
Прибыль валовая___ х100 % Выручка от продаж |
0,32 % |
0,34 % |
0,02 % |
Из расчетов, приведенных в таблице 1 видно, что показатель рентабельности продаж увеличился в 2021 году в сравнении с 2020 на 0,02 % и составил 0,13 %, данный показатель показывает на сколько прибыль от продаж покрывает производственные запасы. Показатель экономической рентабельности показывает какой доход организация получила от использования активов, в 2021 году в АО данный показатель снизился в сравнении с 2020 годом на 0,01 % и составил — 0,02 %, значит конкурентоспособность организации имеет тенденции к снижению. Коэффициент рентабельности собственного каптала в АО «Амбер Пермалко» в 2021 году снизился на 0,01 % в сравнении с 2020 годом и составил — 0,08 %, снижение данного показателя говорит о том, что руководство организации инвестировало денежные средства в неприбыльные активы. Однако рост показателя «Валовая прибыль» в 2021 году на 0,02 % в сравнении с 2020 годом является свидетельством того, что руководство АО пытается внедрить в производственные мощности новые прогрессивные технологии для повышения прибыльности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что тема анализа рентабельности, как главного показателя эффективности деятельности предприятия играет важнейшее значение в принятии решений в оценке конечных результатов деятельности предприятия, а также при принятии управленческих решений в области планирования.
Благодаря многообразию представленных подходов при расчетах и анализе основных показателей рентабельности хозяйствующие субъекты вправе сформировать свою точку зрения и выбрать наиболее рациональную и эффективную систему показателей рентабельности, в каждом отдельном случае, для оптимальной оценки эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.
Литература:
- Агафонова, И. А. Анализ рентабельности в экономике [Текст] / И. А. Агафонова // Форум молодых ученых. — 2019.
- Артёмов, В. А. Практические подходы к оценке ликвидности и рентабельности предприятия [Текст] / В. А. Артемов // Политика, экономика и инновации. — 2021.
- Бобошко, В. И. Анализ рентабельности активов предприятия как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта [Текст] / В. И. Бобошко // Вестник Московского университета МВД России. — 2021.
- Микушина, М. М. Комплексный экономический анализ [Электронный ресурс]: учебное пособие / [и др.].Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018
- Савицкая, Г.В. /Экономический анализ: учебник /. — 15-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022.— (Высшее образование: Бакалавриат).
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск: РИГТО, 2019.
- Старкова, О. Я. Финансовые показатели сельскохозяйственных предприятий Пермского края // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. — 2017.