Статья посвящена рассмотрению перечня критериев, позволяющих органам государственной власти оценить возможность оказания финансовой поддержки организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов в приоритетных для государства направлениях.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционная деятельность, критерии инвестиционной привлекательности, меры государственной поддержки.
Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов является одним из факторов, определяющих успешное развитие отрасли, региона, страны. Существует ряд проблемных моментов, связанных с повышением инвестиционной привлекательности организаций. Одним из них является поиск источников дополнительного финансирования для расширения деятельности, модернизации производства, осуществления разработок и исследований. Возможным решением является привлечение государственных финансовых ресурсов.
Государство в лице законодательных и исполнительных органов власти является не только регулятором инвестиционных отношений, но и активным участником инвестиционного рынка. Роль государства как стейкхолдера и инвестора может реализовываться посредством финансирования и софинансирования различных инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для экономики страны и отдельных субъектов, а также различного рода поддержки организаций-участников инвестиционной деятельности. Первоочередной целью финансовых мер государственной поддержки является получение положительных социально-экономических, инновационно-технологических, экологических внешних эффектов и лишь во вторую очередь — получение прибыли. Уникальность правового положения государства как инвестора позволяет ему устанавливать «правила игры»: оказывать дотационную, субсидиарную и иную бюджетную поддержку, формировать специализированные институты инвестиционной деятельности, вертикально интегрированные структуры, позволяющие создать благоприятные для инвестиционной среды условия [5].
Ключевые интересы федеральных и региональных органов власти, контроля и надзора по проведению анализа инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства и получению достоверных оценок ее уровня, в том числе, при совместной реализации общественно значимых проектов состоят в совершенствовании законодательства в различных сферах, снижении административных барьеров, улучшении бизнес-климата, стабильности налоговой системы, поддержке отечественного производителя, укреплении экономической безопасности на предприятиях, в содействии социально-экономической стабильности в регионах присутствия этих предприятий, стабильности поступления налоговых платежей, определении направлений региональной поддержки. При этом механизмом взаимодействия государства и бизнеса может служить участие представителей в рабочих и экспертных группах, комиссиях, комитетах, различных публичных мероприятиях, конференциях, упрощение процедур получение разрешительной документации, где это представляется возможным.
Следовательно, можно отметить заинтересованность государства в получении и использовании данных об уровне инвестиционной привлекательности не только на региональном и отраслевом уровнях, но и на уровне хозяйствующих субъектов, как важного звена инвестиционных отношений, для оказания адресной поддержки.
Государственная поддержка организациям-участникам инвестиционных проектов представляет собой правовые формы участия государства в инвестиционных отношениях, она оказывается в виде:
— разработки целевых государственных программ;
— субсидирования части понесенных затрат;
— выделении целевых грантов в рамках стимулирования научных разработок и исследований, инноваций, на развитие соответствующей инфраструктуры;
— предоставления бюджетных кредитов (займов), государственных гарантий;
— различных налоговых льгот инвестиционной направленности [4].
Государство стремится реализовать свои инвестиционные интересы и защитить интересы других инвесторов, оказать поддержку субъектам, занимающимся инвестиционной деятельностью. Такая поддержка может быть оказана организациям, соответствующим определенных критериям. Так как на практике были случаи, когда государство зачастую теряет средства, предоставленные в рамках гарантии, при невозможности лица, которому предоставлена такая гарантия, выплатить кредит, особую актуальность приобретает рассмотрение тех критериев инвестиционной привлекательности организации, которые позволили бы органам власти оценить степень целесообразности и эффективности финансирования организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность.
По результатам проведенного анализа нормативных документов [8], определяющих порядок и правила предоставления государственного финансирования юридических или физических лиц при реализации инвестиционного проекта, автор приходит к выводу, что ключевым критерием для такого финансирования является финансово-экономическое положения рассматриваемой организации. Как пример, необходимо определить расчётным путем:
— коэффициент покрытия основных средств собственными средствами (КП) как отношение собственных средств (СС) к основным средствам (ОС) (формула 1):
;(1)
— коэффициент текущей ликвидности (К ТЛ ) как отношение оборотных активов (ОбА) к текущим обязательствам (ТО) (формула 2):
;(2)
— рентабельность продаж (R продаж ) как отношение прибыли от продаж (П продаж ) к выручке (В) (формула 3):
;(3)
— норму чистой прибыли (Н ЧП ) как отношение чистой прибыли (ЧП) к выручке (В) (формула 4) [2]:
.(4)
После чего необходимо соотнести полученные результаты с допустимыми значениями.
Помимо этого, оценивается соответствие критериям достаточности бюджетной, социально-экономической, инновационно-технологической, экологической эффективности, приемлемому уровню риска при реализации проекта, соответствию представленной проектной документации установленным требованиям.
Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (формула 5) [1].
,(5)
где — денежный поток, — коэффициент дисконтирования, Е — норма дисконта.
Бюджетная эффективность (BPI i ) может быть рассчитана как отношение объема дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (B tax ) к планируемому объему субсидии (S sub ). Показателем по критерию инновационно-технологической эффективности (I promi ) может выступать отношение прироста индекса промышленного производства предприятия (I promresi ) к приросту индекса промышленного производства субъекта РФ (I promsubi ), в котором реализуется инвестиционный проект (формулы 6–7) [3].
(6)
(7)
Оценить инвестиционную привлекательность проекта предлагается путем расчета индекса (I zi ) соотношения объема затрат на капитальное строительство (S capi ) и общим объемом затрат на капитальное строительство объектов инфраструктуры (Z capi ), в том числе предоставляемых бюджетами субъектов (формула 8) [3]:
(8)
По мнению автора, в дополнение к вышеназванным критериям, необходимо учитывать региональную инвестиционную привлекательность, инвестиционную привлекательность отрасли. По критерию региональная инвестиционная привлекательность критериальными показателями могут служить показатели, характеризующие каждое направление инвестиционного потенциала и риска. Например, могут быть использованы показатели средневзвешенного индекса риска и доли региона в общероссийском потенциале, рассчитываемые аналитиками рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» [9]. По критерию отраслевая инвестиционная привлекательность критериальными показателями могут служить показатели, характеризующие финансовое, экономическое, инвестиционное, технологическое, инновационное развитие отрасли, а также ее перспективность, степень конкуренции и иные. В качестве таких показателей можно рассматривать данные отраслевой статистики: динамику инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, а также показатели финансового состояния отрасли: коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность продаж, рентабельность активов и др. [6, 7].
Таким образом, критерии инвестиционной привлекательности организации для целей получения государственной поддержки должны рассматриваться в комплексе. Для того, чтобы государству удалось избежать потенциальных рисков и потерь, необходимо применять, как минимум, трехуровневую модель оценки инвестиционной привлекательности, учитывающую критерии каждого экономического уровня, для объективного заключения о возможности финансирования и эффективности использования вложенных целевых средств.
Литература:
- «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477 // Система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 07.10.2022г.).
- «Об определении минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также об осуществлении анализа финансового состояния принципала» (вместе с «Правилами определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала») Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 № 92 // Система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 07.10.2022г.).
- «Об утверждении Методики оценки интегральной эффективности инвестиционных проектов в рамках программы «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Приказ Минпромторга России от 02.10.2014 № 1970 // Система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 07.10.2022г.).
- Егорова А. А. Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности / А. А. Егорова // Предпринимательское право. — 2021. — № 2. — С. 26–33.
- Мантуров Д. В. Государство как инвестор: изменение роли государства в финансировании промышленности за последние 20 лет / Д. В. Мантуров // Экономическое возрождение России. — 2017. — № 2(52). — С. 4–16.
- Методика составления рейтинга финансового состояния отраслей промышленности. — Текст: электронный // Рейтинговое агентство «РИА-Рейтинг»: [сайт] — URL: https://riarating.ru/corporate_sector_rankings/ (дата обращения: 23.10.2022).
- Официальный сайт Единой межведомственной информационно — статистической системы (ЕМИСС). [Электронный ресурс] URL: https://www.fedstat.ru/ — (Дата обращения 02.11.2022г.)
- Официальный сайт компании и справочно-правовой системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/ — (Ддата обращения 06.07.2022г.).
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. — Текст: электронный // Рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика»: [сайт] — URL: https://raex-a.ru/rankings/#r_1108 (дата обращения: 22.10.2022).