В статье представлены результаты исследования самооценки женщин зрелого возраста, проживающих в родительских семьях. Представлены результаты диагностики типов воспитания их матерей. Найдены достоверные взаимосвязи, позволяющие оценить связь между такими явлениями как: самооценка взрослых детей и тип воспитания матерей, указывающих на причины незавершенной сепарации между детьми и родителем (матери).
Ключевые слова : психологическая сепарация от родителей, женщины зрелого возраста, матери, тип воспитания, самооценка, женственность.
Согласно данным ВОЗ период жизни человека в границах от 18 до 44 лет является периодом молодости. Наше исследовательское внимание направлено на выборку женского пола в возрасте от 30 до 39 лет. Данный отрезок жизни входит в период молодости по данным ВОЗ. Однако, справедливо отметить, что молодость в периодизации ВОЗ занимает достаточно продолжительный отрезок, а потому философия человека и состояние его здоровья в 18–20 лет может резко отличаться от таковых признаков в 25–30 лет и тем более после 30 лет. Кроме того, молодость — достаточно емкое и неопределенное понятие, поэтому считаем необходимым определить данное понятие для женщин.
Молодость для женщины — это расцвет ее сексуальности, период установления прочных интимно-личностных контактов, период создания семьи, и, конечно, способности к рождению здорового потомства как подтверждение ее фертильности [3]. Конечно, в настоящее время не все женщины стремятся к образованию семьи, есть и те, для кого карьера первичнее, а создание семьи и рождение ребенка откладывается на более поздний срок, есть и вовсе движение «чайлдфри», т. е. сообщество женщин, сознательно отказывающихся от роли материнства, но претендующие на партнерство с противоположным полом [4]. Есть еще одна причина, по которой женщины старше 30 лет все еще проживают в родительской семье, не имеют постоянного партнера, а некоторые и вовсе отличаются небогатым опытом общения с мужчинами. Эта причина, о которой непринято говорить, — незавершенная психологическая сепарации от родителей [2].
Женщине по природе не свойственно проживать свою жизнь в одиночестве, поэтому, если это не осознанный отказ от интимно-личностных отношений, семьи, детей, то такое одиночество может отражаться на самооценке взрослой женщины и влиять на различные сферы жизни [1; 3].
Самооценка личности как психологический феномен является предметом изучения в психологической науке на протяжении уже многих лет. Интерес к данному феномену проявляют как отечественные, так и зарубежные ученые. Однако несмотря на плодотворность научных исследований, в психологической науке продолжаются дискуссии с целью прийти к общему толкованию данного феномена. Данные дискуссии пока еще не увенчались успехом, а потому единое определение феномена самооценки личности в науке отсутствует. Рассмотрим точки зрения ученых и охарактеризуем данный феномен.
Представители зарубежного течения (З. Фрейд, А. Бандура, Г. Мид, Б. Скиннер, А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) акцентируют наше внимание на концепции «Я». «Я»-концепция — это модель, отражающая представления индивида о самом себе. В данной модели имеется как когнитивный, так и эмоциональный, ценностный элементы. Поведение человека строго регламентируется и направляется всеми элементами данной модели. Самооценка в структуре данной модели соотносится с эмоциональным и ценностным элементами [5].
В отечественной психологии выдающимися учеными Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Столиным, В. С. Мухиной и др., самооценка представляет собой стержень личности, фундамент личности, формирующий самосознание. Ученые подчеркивают связь деятельности и самооценки личности. Данная связь выражается в том, что именно в деятельности возможно формирование самооценочного компонента личности [5].
В целом, обобщая позиции ученых, самооценку можно трактовать как систему знаний человека о самом себе, которая формируется в процессе собственной деятельности, проб и ошибок, с одной стороны, а с другой стороны, под влиянием социума. Качественная характеристика самооценки может способствовать активной целенаправленной деятельности на пути достижения цели, а также выступать препятствием в достижении цели. Самооценка личности также является тем фундаментом, на основе которого формируются здоровые, гармоничные отношения с другими представителями социума.
Известно, что определенная доля взрослых людей сохраняют симбиотическую привязанность к родителям, что во многом обусловлено особенностями родительского воспитания. Даже несмотря на свою внешнюю социальную успешность, их, возможно, можно отнести к лицам с внутренними проблемами, которые могут быть связаны с негативным отношением к себе. Мы осуществили инструментальное психодиагностическое обследование взрослых незамужних бездетных женщин вне постоянных отношений (30–40 лет), проживающих с родителями, в количестве 12 человек, которые составили нашу выборку. Испытуемые тестировались на предмет их самооценки (Экспресс-диагностика уровня самооценки Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова) [6]. Также в исследовании были задействованы матери испытуемых в количестве 12 человек. Возраст матерей от 57 лет до 66. Матерям предлагался опросник «Типы воспитания детей» [7]. Всего в исследовании приняло участи 24 человека: 12 молодых незамужних женщин в возрасте 30–40 лет, проживающих с родителями, и сами родители (12 человек), в частности матери этих женщин.
Согласно полученным результатам по каждой из методик мы имеем возможность качественно-количественного анализа данных. Последние представлены на рисунках 1–2 и в таблице.
Выраженность самооценки в нашей группе испытуемых-женщин выглядит следующим образом (см. рис.1).
Рис. 1. Выраженность самооценки в группе испытуемых
Из рисунка 1 следует, что в группе испытуемых усредненный уровень самооценки составляет 47,83, что свидетельствует о ее очевидной заниженности, то есть речь идет о том, что нашим испытуемым свойственны постоянные сомнения в себе, в своих возможностях, высокая критичность по отношению к себе, что препятствует, в свою очередь, объективному признанию собственных положительных качеств, даже несмотря на их очевидность; также они склонны к социальным страхам отвержения социумом, они лишены решительности, чувства своей притягательности, для них характерны чрезвычайная ревнивость, трусоватость, стеснительность, обидчивость, завистливость и т. п. Принято считать, что основы подобного отношения к себе закладываются в родительской семье.
В поисках таких оснований мы пришли к изучению стилей воспитания, доминирующих в родительских семьях испытуемых нашей выборки.
Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания, по мнению матерей наших испытуемых, отражено на гистограммах ниже (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение выраженностей стилей семейного воспитания в группе матерей
Из рисунка 2 следует, что в группе испытуемых диагностически репрезентативными данные получились по шкалам «Повышенная моральная ответственность» (8,41), «Ежовые рукавицы» (5,16), «Золушка» 7,66). Остальные шкальные показатели оказались выраженными в незначимой степени, а поэтому оказались вне описательного поля внимания.
Итак, во-первы х, стилистике воспитания родителей испытуемых свойственны: сверхнормативные экспектации относительно будущего ребенка (его потенциала, социальной успешности, интеллекта и т. п.); обременение детей неподъемными и неадекватными возрастным ресурсам обязанностями; доминирование рациональности в воспитании (постоянные нравоучения и требования), формализованных установок по отношению к детям, что может привести к бесполой педагогике и эмоциональной уплощенности, их неспособности адаптироваться к эмоциогенной противоречивой ситуации; во-вторых , диагностирован стиль, характеризуемый: пристальным вниманием к своим детям и постоянным за ними контролем, навязывая им свою клишированную ценностно-смысловую ориентацию; полным пренебрежением к детской индивидуальности, из-за чего заметно снижается приспособительный потенциал ребенка, провоцируются межличностные противоречия в группе ровесников,, потребительство и чувство бессилия; отсутствием тепла, требованием неукоснительного послушания, из-за чего дети эмоционально черствеют; в-третьих , диагностирован стиль, характеризуемый: дефицитом нежности и любви при избытке унижений, в результате чего дети переживают свою ненужность, стараясь при этом быть похожими на некий родительский образец, угождая, но получая взамен только недовольство и гневные реакции; беспричинными наказаниями, постоянными поручениями и нагрузками, в результате чего дети не понимают, как себя вести и уходят от безнадежности в выдуманный беспроблемный мир, а повзрослев склонны к мстительны тенденциям по отношению к родителям.
Таким образом, результаты исследования позволяют нам достаточно убедительно говорить, что выявленные типы воспитания выступают препятствием для психологической сепарации женщин молодого возраста.
Литература:
- Алямкина М. А. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин, не состоящих в браке / М. А. Алямкина, Е. В. Арсеньева // Огарёв-online. — 2014. — № 1. — С. 5–14.
- Белова А. В. Особенности образа мира у замужних и незамужних женщин // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Издательство: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.) (Пенза). — 2021. — С. 134–138.
- Вараева Н. В. Феномен женственности и его взаимосвязь с женской самооценкой // Наука, образование, общество. 2016. № 1 (7). С. 269–280.
- Вараева Н. В. Феноменология женственности и женская идентичность в современном социуме// Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления, Институт психологии РАН. Москва. 2020 С. 359–372.
- Горькая, Ж. В. Психология ценностей / Ж. В. Горькая. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. — 92 c.
- Фетискин, Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. /Н. П. Фетискин и др. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.53–54
- Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С.77–85.