В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-технологий; определены особенности данного процесса применительно к образовательной среде высшего учебного заведения.
Ключевые слова: SMART-технологии, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность педагогов, формирование готовности педагога к использованию SMART-технологий.
Появление современных смарт-технологий и внедрение принципов непрерывного обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения и технологий электронного обучения, влечет за собой кардинальные изменения во многих сферах, начиная от работы и заканчивая образованием.
Смарт-образование — это интерактивная среда обучения, основанная на использовании мобильных устройств с помощью контента со всего мира, который находится в свободном доступе независимо от времени и пространства. Это поддержка необходимых потребностей учащихся и учителей.
Смарт-технологии предполагают интеграцию, то есть включение мультимедийных фрагментов (интерактивные доски SMART Boards, интерактивные проекторы, интерактивные дисплеи и др.) и внешние электронные ресурсы (различные веб-сайты, видео, игры и т. д.)
Существует также два способа компьютерной поддержки учебного процесса:
1) без учителя, когда компьютер оценивает правильность и оказывает необходимую помощь.
2) компьютер выступает помощником учителя. Например, показывает результаты выполнения студентами контрольных заданий с учетом ошибок, которые они сделали, потраченного времени; сравнивает баллы разных учеников и т. д.
Согласно принципам конструирования учебного процесса, выделяют этапы, которые мы видим на рис. 1.
На каждом из указанных этапов интерактивная доска как универсальное средство обучения может найти свое место и полезное дидактическое назначение. Сущность применения технологии смарт состоит в такой организации учебного процесса, когда практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, имея возможность рефлексировать по поводу того, что знают, думают и умеют.
Рис 1. Этапы конструирования учебного процесса
На сегодняшний день смарт-технологии внедряются в каждое занятие. Это дает возможность преподавателям и студентам открывать новые горизонты в работе со смарт-технологиями, выполнять задания различной степени сложности и типа; решать образовательные задачи как индивидуально/в паре, так и в командной работе; экономить свое время для поиска необходимых сведений. При этом главным компонентом, интегрирующим решение образовательных задач, становится активный образовательный контент, на основе которого создаются единые хранилища данных, позволяющие снять временные и пространственные рамки.
Как результат, использование SMART-технологий в образовательном процессе вуза имеет множество преимуществ: это способствует созданию методических платформ (например: Skysmart, Нетология, Skyeng и т. д.) для реализации различных образовательных и профессиональных целей педагогов; для обучающихся — это возможность обеспечить непрерывный уровень их саморазвития в условиях современной смарт-среды вуза; для самих педагогов это значительно облегчает их возможности управлять процессом обучения и воздействовать на уровень образованности студентов благодаря расширению возможностей образовательной среды.
Однако, на практике применение SMART-технологий преподавателями ВУЗа часто затруднено по различным обстоятельствам, таким как недостаточная информационно-коммуникационная компетентность в данной области, стереотипного неприятия инноваций, либо неготовности педагогов старшего поколения к переподготовке в данной сфере. Вышесказанное делает актуальным формирование готовности педагогических кадров ВУЗа к использованию смарт-технологий. С целью определения особенностей формирования готовности педагогов к использованию SMART-технологий был проведен опрос преподавателей центра рекрутинга и развития ТюмГУ, который показал процент готовности педагогов к работе с использованием смарт технологии, а также примерные причины неготовности.
Рис. 2. Опрос педагогов довузовской подготовки ТюмГУ «Готовность педагогов к использованию смарт-технологий» 2021–2022 гг.
13 % педагогов не готовы использовать смарт-технологии, а 40 % затрудняются ответить, объясняя это тем, что они могут только адаптировать имеющийся ресурс в учебный процесс, но не способны создавать самостоятельно необходимый материал к занятию.
Педагоги выделяют две глобальные причины: отсутствие ИКТ навыков и низкая оснащенность материально-технической базы образовательной организации.
Учитывая данное обстоятельство, основными особенностями формирования готовности педагогов к использованию указанных технологий будут следующие:
— Формирование информационной мотивации педагога, состоящей в наличии установки на работу с информацией.
— Формирование способности педагогов к информационной деятельности, понимаемой как умение работать с информацией и в дальнейшем применять ее в своей профессиональной деятельности, усвоение знаний о возможностях применения SMART-технологий
— Формирование способности педагогов к осуществлению информационной коммуникации как владение коммуникативными приемами по обработке и использованию разнообразной информации.
Формирование готовности педагогов к использованию SMART-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в образовательном процессе вуза, реализуемая последовательно, приведет к снижению сопротивления педагогов к инновациям, инициирует их познавательную и инновационную деятельность в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий, расширит возможности педагогов по разработке ими собственных проектов использования потенциала SMART-технологий в вузе.
Литература:
- Писаренко В. И. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам / В. И. Писаренко // Открытое образование. — 2010. — № 4. — С. 54–63.
- Буримская, Д. В. Современное состояние обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий / Д. В. Буримская // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 1. — С. 60–70.
- Коняев А. С., Коняева Е. А. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. N 12. С. 35–45.
- Фадеева В. В., Дембров В. А. Применение технологических инноваций в сфере образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2012. N 2(20). С. 99–105.
- Ломовцева, Н. В. Аспекты подготовки преподавателей в области дистанционного образования / Н. В. Ломовцева // Международная интернет- конференция «Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования»: сб. ст. участников конф. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — С. 221–223.