Статья посвящена актуальным проблемам в сфере международного усыновления детей, имеющих российское гражданство, иностранными гражданами. Несмотря на перманентное совершенствование отечественного законодательства в области международного усыновления, в нем, тем не менее, остаются недочеты и пробелы. В данной работе будут рассмотрены основные проблемные моменты.
Ключевые слова: международное частное право, международное усыновление, иностранные граждане, семейное законодательство, права ребенка.
Усыновление — достаточно сложная процедура, в том числе и на национальном уровне. Большое количество проблемных аспектов обнаруживают себя, когда речь идет о международном порядке.
Сегодня в научной литературе и в обществе активно обсуждают вопрос усыновления российских детей гражданами других государств. Это происходит как из-за низкого уровня рождаемости в Европе и США, так и по ряду оснований, связанных с положением экономики стран Юго-Восточной Азии.
Нынешнее отечественное законодательство в области семейного права устанавливает, что дети-сироты могут быть усыновлены гражданами нашей страны, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства.
При осуществлении выбора кандидатов на усыновление между гражданами России и иностранцами, в первую очередь выбирают граждан России. Тем не менее, если ребенок не усыновляется гражданами нашей страны или его прямыми родственниками, то граждане других государств могут подать заявление на усыновление. Приоритет также отдается семьям, которые являются гражданами другого государства, но проживают в Российской Федерации на постоянной основе, а также родственникам, проживающим в другой стране.
Отечественное законодательство пытается регламентировать все проблемные вопросы в области международного усыновления. Однако на практике это не всегда возможно. После известного случая гибели усыновленного русского ребенка Димы Яковлева в США из-за халатности американских родителей, отечественное законодательство существенно изменилось. В Семейный кодекс РФ были внесены значительные поправки, одной из которых является запрет усыновления гражданам США детей из нашей страны.
Также было издано большое количество постановлений Правительства РФ по различным проблемам в данной сфере. Была подписана, но не ратифицирована Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Указанная Конвенция дает разъяснения относительно многих спорных вопросов международного усыновления. Ее нормы могли бы «закрыть» ряд коллизий и пробелов, но ратификация невозможна без принятия изменений в национальном законодательстве.
Проблематика данного вопроса стала актуальной в связи с существенным ростом количества усыновления российских детей. Так же вырос процент переезда усыновленных детей за территорию Российской Федерации. [4].
Однако существенной проблемой является недостаточный контроль со стороны нашего государства за соблюдением основных прав усыновленных российских детей за рубежом.
Ввиду имеющейся халатности государственных органов, в отечественной практике стали все чаще встречаться случаи незаконного усыновления детей иностранцами.
Также ребенок, оказавшийся на воспитании у граждан другой страны, испытывает трудности в процессе адаптации. Среди основных трудностей можно выделить незнание должным образом языка (и даже незнание совсем), не в полном объеме понимание культуры и правил поведения в иностранном государстве. Его изначальное воспитание может отличаться от убеждений граждан иностранного государства.
В соответствии с положениями статьи 127 Семейного кодекса РФ кандидаты в усыновители, из числа российских граждан, обязаны пройти обучение по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка из России, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, они имеют право предоставить документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают.
Тем не менее, образуется много проблем при реализации указанных программ. Это обосновано тем, что иностранная программа может кардинальным образом отличаться от российской программы, что может привести к нарушению интересов ребенка.
В качестве еще одного проблемного аспекта при усыновлении детей иностранными гражданами может выступать отсутствие отчетности о жизни опекаемых за границей, которую систематически должны предоставлять усыновители. В связи с чем, уполномоченным сотрудникам органов власти не представляется возможным осуществлять контроль за дальнейшей судьбой ребенка.
Мнение общественности по вопросу международного усыновления разделилось на тех, кто его одобряет, и тех, кто против такового. Негативное отношение формируется на основании освещенных в СМИ проблем жизни усыновленных российских детей за рубежом. Среди прочих фигурируют плохие условия проживания, а также подверженность детей жестокому обращению и насилию со стороны иностранных усыновителей.
Однако, в то же время, нередко встречаются случаи, когда иностранная семья дарит ребенку право не только на семью, но и саму жизнь. Так, например, усыновленный ребенок с тяжелыми заболеваниями получает возможность пройти лечение и оплатить дорогостоящие операции благодаря своим усыновителям.
Посредничество при реализации международного усыновления также является существенной проблемой. Вопросы, регулирующие данную процедуру, прописаны в ст. 126.1 Семейного кодекса РФ, где излагается запрет на посредническую деятельность по усыновлению детей.
Проводить процедуру отбора кандидатов на усыновление, а также осуществлять иную необходимую работу в сфере международного усыновления, имеют право органы опеки и попечительства и уполномоченные государственные органы. Данным вопросом также могут заниматься уполномоченные иностранные органы и организации, реализующие свою работу в рамках международного права [5].
Главным органом власти, который осуществляет мониторинг за работой указанных иностранных органов и организаций, является Министерство просвещения РФ. Однако на законодательном уровне не предусмотрены никакие ограничения против иностранных органов власти или организаций, которые вызывают недоверие по тем или иным обстоятельствам.
В тоже время Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления также устанавливает запрет посредничества. Данный нормативно-правовой акт четко регламентирует, что никто не имеет права получать финансовую или иную материальную выгоду в вопросе усыновления детей.
На практике в области иностранного усыновления складывается еще одна трудность. К ней относится невозможность отмены усыновления. В случае удовлетворения судом заявления иностранных граждан об усыновлении органы ЗАГСа на основании решения суда вносят изменения в соответствующие документы ребенка.
Некоторые страны, однако, предусматривают право родителей удалить из свидетельства о рождении ребенка отметку об усыновлении. Это помогает сохранить тайну об усыновлении. В качестве примера данной практики может служить Испания. Другие страны, напротив, выступают против такого рода корректировок.
Отсюда следует, что законодательство другого государства может не принимать во внимание решение российского суда, если то примет решение об отмене усыновления.
Важно отметить и проблему ответственности иностранных усыновителей при отмене усыновлении. На основании пункта 1 статьи 141 Семейного кодекса РФ усыновление может быть отменено при наличии вины усыновителей. Речь идет о тех случаях, когда они уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей, жестоко обращаются с ребенком, злоупотребляют родительскими правами и прочее [6].
При усыновлении детей в нашей стране компетентные органы следят за уровнем проживания детей в приемных семьях. Что касается контроля за иностранными усыновителями, то осуществление подобных действий весьма проблематично. Всецело консульскими и дипломатическими органами власти данный вопрос контролироваться не может.
Семейный кодекс РФ также устанавливает правила, когда отмены усыновления ребенка могут требовать его родители, усыновители, сам ребенок, который достиг возраста 14 лет, органы власти и прокурор. Это происходит в тех случаях, если приемные родители не нашли взаимопонимание с ребенком, не сошлись характерами и общими интересами. В приведенных случаях вина каких-либо субъектов данных отношений отсутствует.
Однако вернуть ребенка из приемной семьи биологическим родителям представляется проблематичным. По причине наличия в нашем законодательстве тайны усыновления и ее защиты, получить какие-либо сведения о ребенке едва ли возможно. Обратиться в суд с заявлением об отмене усыновления имеет право человек, поддерживающий общение с ребенком напрямую или имеющий достоверную информацию о месте его проживания.
В заключение можно сказать, что, несмотря на имеющиеся проблемные аспекты, международное усыновление — все же явление позитивное. Для развития положительного опыта органам опеки и попечительства, а также лицам, участвующим в процедуре усыновления, следует ужесточить отбор кандидатов в усыновители. Кроме того, на национальном уровне необходимо разработать официальные рекомендации по практике применения международных норм с целью унификации деятельности судов в рамках вопроса международного усыновления. Также, требуется кооперативная работа государств с целью конкретизации совершенствования механизмов контроля и ответственности как на международном, так и на национальном уровне, в том числе посредством принятия двусторонних договоров.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР — 1993. — выпуск XLVI.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. — 1996. — № 17.
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 27.09.2021) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Российская газета. — 2000 г. — № 72.
- Качалова Е. Ю. Актуальные проблемы международного усыновления // Закон и право. — 2019. — № 2. — С. 76–79.
- Коротченко А. С. Проблемы правового регулирования усыновления российских детей иностранными гражданами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 12–4. — С. 65–69.
- Ламейкина Е. Ю. Проблемы правового регулирования международного усыновления // Закон и право. — 2019. — № 11. — С. 71–75.
- Шагаева Д. Р. Проблемы международного усыновления // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 202–204.