В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), кризис 7 лет, психологическое сопровождение.
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3, с. 2].
Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования [1]. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.
Различают следующие права детей на образование:
— право на получение образования независимо от состояния здоровья;
— право на создание условий для получения детьми образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании», ст. 18 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов»);
— право бесплатно получать общее образование (ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании», ст. 19 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов»).
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических дефектов развития, принадлежит Л. С. Выготскому. Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования.
Цель инклюзивного образования — не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближения двух ее подсистем — общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.
Принципы инклюзивного образования [2]:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Аббревиатура ОВЗ означает «ограниченные возможности здоровья». К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.
Классификация делит детей с ОВЗ на следующие группы:
— с расстройством поведения и общения;
— с нарушениями слуха;
— с нарушениями зрения;
— с речевыми дисфункциями;
— с изменениями опорно-двигательного аппарата;
— с отсталостью умственного развития;
— с задержкой психического развития;
— с комплексными нарушениями.
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Проблемная ситуация заключается в том, что педагоги, родители, воспитатели, логопед, педагог-психолог не имеют достаточной компетенции, достаточной информации для того, чтобы работать и сопровождать детей с ОВЗ.
Основным противоречием инклюзивного образования являются социокультурные и психологические свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.
В условиях начальной школы, когда ребенок впервые приходит в первый класс и переживает кризис 7 лет, приобретает новообразования семилетнего возраста особенно важно реализовать информационный проект по работе с детьми с ОВЗ. Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни.
Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств». В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.
Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности [4, с. 346]. В современных условиях стремление 6–7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.
Психологическое сопровождение в русле современного школьного образования ставит перед собой основные задачи:
- Систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- Создавать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся основной школы в т. ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
- Создавать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО.
Задачи школы:
1. Создание школьной культуры, которая расширяет представления участников образовательного процесса об инклюзивном образовании.
2. Поиск оптимальных подходов к организации образовательной среды для детей с ОВЗ.
3. Разработка и совершенствование методов психологической работы.
4. Информационное обогащение педагогов, родителей о проблемных моментах в начальных классах у детей с ОВЗ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение психолого-педагогической компетенции в работе с детьми с ОВЗ, профессиональное самосовершенствование всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения повышает заинтересованность и понимание всех участников сопровождения в решении проблем развития детей с ОВЗ.
Воплощение инклюзивной культуры в школе включает в себя следующие элементы:
— разработка принципов и их пропаганда (определение философии и целей инклюзии и работы с детьми с ОВЗ, пропаганда при любой возможности);
— привлечение ресурсов.
— стандартные организационные процедуры (правила, требования и процедуры, применяемые в школе, должны быть модифицированы с учетом особых потребностей учеников).
Литература:
- Егоров П. Р. «Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями». Журнал «Теория и практика общественного развития», № 3, 2012г.
- «Инклюзивное образование». Презентация. URL: http://www.myshared.ru/slide/936606
- «Инклюзивное образование: учиться вместе — реально!» / РООИ «Перспектива». Издана при поддержке Программы сотрудничества ЕС — Россия, 2010
- Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.