Данная статья посвящена выявлению особенностей налоговой политики Сингапура, по средствам общей характеристики налоговой системы, а также анализу влияния налоговой политики на инвестиционную привлекательность государства.
Ключевые слова: Сингапур, налоговая политика, инвестиции, страны Юго-Восточной Азии, экспорт, импорт, ВВП, открытость экономики, налоговые льготы.
Когда речь идет о самых сильных экономиках мира, люди чаще всего вспоминают об американской экономике, и совершенно не берут во внимание страны юго-восточной Азии, наоборот показывающие в последние несколько десятилетий невиданный экономический рост, и уже опережая по ряду показателей популярные Америку, Германию или Британию, тем самым становясь всё более привлекательными для денежных вложений. Одна из самых удивительных стран в этом отношении — Сингапур. Простота ведения бизнеса, стабильность экономического роста, устойчивость банковской системы, а также благоприятная налоговая политика — все это так или иначе влияет на будущее решение инвестора. Сингапур лидирует во многих международных экономических рейтингах и создает впечатление стабильного государства, благоприятного для инвестирования без лишних рисков. Во многом такое впечатление формируется именно благодаря налоговой политике Сингапура.
До 1959 г. Сингапур был колонией Британии, поэтому его налоговая политика была основана именно на британской налоговой практике, из чего следует открытая структура и достаточно высокий уровень либерализма в налогообложении. Но после окончательного обретения независимости и отделения от Малайзии, налоговая система начала трансформироваться, реагируя на неостановимо растущие темпы глобализации.
Несмотря на сильный прогресс экономической системы Сингапура, относительно других прогрессивных стран, его налоговая политика во многом с ними схожа. Она также основана на прямом и косвенном налогообложении. Различия между ними следует искать в законодательной базе Сингапура, которая имеет свои особенности, и включает в себя следующие законодательные акты: о подоходном налоге и освобождении от него, о налоге на недвижимость, о НДС на товары и услуги, о гербовых сборах, о частных лотереях и налоге на разрешённые там азартные игры и тотализаторы.
Первое, что наиболее значимо отличает налоговую систему Сингапура, это принципы налогового резидентства. Налоговое законодательство Сингапура основано на принципе резидентства, разделенном на три типа: налоговый резидент, т. е. лицо, которое проживает более трех лет на территории Сингапура. Резидент платит налог на доходы, полученные в государстве, и имеет персональную скидку. А повышение налоговой ставки резидентов от 0 % до 20 % в зависимости от их прибыли, свидетельствует о прогрессивной налоговой политике Сингапура. Следующий тип, это налоговые нерезиденты, т. е. лица, проживающие в Сингапуре менее 183 дней в год. Нерезиденты налогами облагаются лишь на доходы, полученные из источников в Сингапуре, и наоборот освобождают от уплаты налога на доходы, полученные за пределами государства. В отличии от резидентов, они уже не имеют права на получение персональной скидки. Для них сохраняется фиксированная ставка 15 %, а для граждан Сингапура, проживающих на территории Сингапура менее 60 дней, ставка налога вовсе не изменяется. NOR является необычным налоговым резидентом — новой категорией налогоплательщиков, появившейся только в 2002 году. Эта категория относится к лицам, имеющим нерезидентство в Сингапуре более трёх лет, которые проводят более 90 суток в год в деловых визитах и которые на момент получения этого статуса являются резидентами и платят налог с части валовых доходов от найма в размере 10 %. В этом случае ставка налога определяется в зависимости от количества дней нахождения необычного налогового резидента на территории страны. Эти резиденты имеют право не платить налог в течении 5 лет, полученного за пределами Сингапура. По мнению Сингапурских властей, появление такого рода налогоплательщиков должно стимулировать приток высококвалифицированных кадров в страну. Как уже отмечалось, система налогообложения прогрессивна, поскольку налоговая нагрузка для очень высокого уровня доходов почти вдвое превышает ставку налогообложения для низкого уровня доходов. Для сравнения налоговые ставки в других странах Азиатского региона сильно выше. Сингапурская налоговая система построена так, чтобы всецело поддерживать высокий темп развития экономики. Таким образом, налоговая ставка в Сингапуре является одним из основных инструментов стимулирования развития бизнеса.
Иинвестиционная политика Сингапура всегда ориентировалась на реализацию долгосрочных целей. Основными задачами в ходе всех этапов развития инвестиционной стратегии государства считались привлечение прямого иностранного инвестиционного потенциала и формирование благоприятных условиях для торговли в международном масштабе. Так Сингапур стал одной из наиболее популярных стран, где можно открыть бизнес и новые производства или инвестировать в развитие уже существующих предприятий.
Важную роль в инвестировании в эту отрасль играют различные государственные программы поддержки малого бизнеса. Особое внимание уделяется компаниям, основывающимся на производстве высоких технологий, предоставляющим квалифицированные услуги и принимающим участие в встречных торговых операциях. Эти компании могут получить освобождение от налогов на срок от 5 до 15 лет, в рамках реализации программы стимулирования предпринимательской деятельности. А если компании продолжают развиваться в течение определенного периода времени, то они могут претендовать на использование пониженной налоговой ставки — до 5 % в течение следующих 40 лет.
Помимо этого, предусмотрены льготы по развитию и инновациям. В этой программе повышенный налоговый вычет распространяется на расходы на все квалификационные активы, такие как обучение персонала, покупка интеллектуальных прав, регистрация прав индивидуального пользования, научно-исследовательские институты, проектирование, разработка и внедрение ИТ-технологий. Также предусмотрена система льгот на организацию научно-производственного центра или центра исследования и разработки. Система налоговых вычетов представлена так: за инновации, проценты и займы налоговые вычеты составляют 0 % в первые 15 лет; налоговый вычет для развития и роста бизнеса от 5 до 10 % в течение следующих 40 лет; налоговый кредит на расходы на инновации и повышение результативности до 400 000 долларов в год на срок до 3 лет, а также освобождение от налога на имущество.
Еще одной значимой стороной бизнес-среды в Сингапуре является либеральная налоговая система: в год предусмотрено 5 налоговых расчетов, на которых уходит 82 часа в год, а в среднем в Восточной Азии и Океании в год внесено 25 налоговых расчетов и насчитывается 208 часов в год.
Другой формой стимулирования развития бизнеса служат налоговые льготы по слиянию и поглощению. Этот вид стимулирования дает возможность компаниям на протяжении 5 лет возвращать по 5 % от цены сделки. Но у этого вида стимулирования есть своё ограничение, составляющее 5 миллионов сингапурских долларов в год налогового периода. Однако эта льгота действует только для предприятий, учрежденных в стране, являющихся резидентами и осуществляющих коммерческие операции в стране.
Сингапур, обладая стабильной экономикой, благоприятным инвестиционным климатом и простым и выгодным налогообложением, занимает в настоящее время пятую строчку мирового финансового рынка, уступив первенство лишь таким гигантам как Нью-Йорк, Лондон, Токио и Шанхай. Сингапур в рейтинге стран, наиболее выгодных для ведения бизнеса, занимает ведущие позиции по подавляющему большинству показателей. Эта статистика наглядно показывает, что в Сингапуре, как и в большинстве развитых стран юго-восточной Азии, уже в течение длительного периода принимаются все меры для поддержки и формирования наиболее благоприятной и дружественной деловой среды, которая послужит катализатором для открытия новых предприятий и последующих инвестиций. Именно поэтому Сингапур занимает лидирующее место в рейтинге инвестиционной привлекательности не только в своём регионе, но и на международной арене.
Исходя из вышеперечисленных показателей, можно заключить, что в Сингапуре финансовый риск для инвесторов сведён к минимуму. В этом контексте стоит отметить и уязвимые факторы, способствующие высокому темпу развития экономики страны. В первую очередь в стране развит высокий рынок высокотехнологичных технологий, обеспечивающий устойчивость системы экономического развития. Но при этом в Сингапуре нет природных ресурсов, что определяет зависимость экономической ситуации от мировых рынков, прежде всего Японии и США. Так, с одного стороны, ориентация экспорта обеспечивает высокий доход от внешних рынков, а с другой — спады на рынках соответствующих стран значительно отразились на экономике Сингапура.
Литература:
- Андрианов В. Д. Банк развития Сингапура — вклад в трансформацию структуры экономики и в превращение страны в новую индустриальную экономику / В. Д. Адрианов // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2019 — N 2–1. — С. 198–204.
- Бахтараева К. Б. Сингапур: роль финансовой системы в «Экономическом чуде» / К. Б. Бахтараева // Финансы и кредит. — 2015. — N 39(663). — C. 2–13.
- Евтюшкина А. В. Влияние налоговой политики на инвестиционную привлекательность Сингапура: студ. экон. наук: СПб: 2021. 24 с.
- Муранова А. П. Налоговая политика и модернизация экономики в странах Юго-Восточной Азии (на примере Брунея и Сингапура) / А. П. Муранова // Восточная аналитика. — 2011. — № 2. — C. 56–74.
- Моргунова Г. В., Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 398 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–15625–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://urait.ru/bcode/509237 (дата обращения 02.11.2022)