В статье рассматривается функциональная грамотность и пути ее развития у учителя истории.
Ключевые слова: функциональная грамотность, непрерывное образование, учитель истории.
Функциональная грамотность изучается в разных научных направлениях.
С точки зрения философии образовании данное понятие рассматривается как социально-экономическое явление, которое оказывает значительное влияние на уровень развития общества в целом (Б. С. Гершунский, В. В. Мацкевич, С. А. Крупник и др.) [2]. Исходя из данной позиции, функциональная грамотность является первым этапом раскрытия образовательного потенциала человека в рамках непрерывного развития и образования, что в настоящее время принимается как одной из первых требований к уровню профессионального развития любого специалиста. По мнению С. А. Крупника, В. В. Мацкевич, функциональная грамотность представляет собой в современном обществе определенный «культурный стандарт» на уровне массового образования, независимо от специальности.
В рамках социологии данное понятие рассматривается в контексте изучения реальности А. Шюца, согласна которому функциональная грамотность является фактором успешности человека в обществе, что достигается за счет постоянного обучения и позволяет решать как повседневные, так и профессиональные задачи [1]. В этой связи следует отметить, что недостаточно усвоенные навыки чтения, владения компьютером и современными технологиями оказывают значительное влияние на степень адаптированности человека в быстро меняющемся мире — это касается различных грамотностей, в частности, правовой, экономической, финансовой и т. д. (С. А. Тангян, О. Е. Лебедев, П. И. Фролова) [4]. Исходя из этого, целесообразно заключить, что функциональная грамотность должна быть приоритетным направлением в школьном базовом образовании, где закладываются ее основы.
Изучение функциональной грамотности как социального явления рассматривается с точки зрения нескольких подходов:
— личностного в качестве высокого уровня развития индивида в различных областях, что влияет на качество человеческого потенциала в обществе;
— институционального, в рамках которого функциональная грамотность рассматривается как уровень образованности человека — в данном случае институт образования выступает главным источником формирования и развития функциональной грамотности;
— социального, который рассматривает наличие / отсутствие функциональной грамотности с точки зрения социального неравенства с точки зрения уровня образованности определенных социальных групп общества, на который оказывают значительное влияние семейное воспитание, образованность родителей (М. Барбер М. Муршед С. Г. Вершловский М. А. Матюшкина С. И. Григорьев Н. А. Матвеева О. П. Чигишева) [8];
— экономического, в рамках которого функциональная грамотность рассматривается как уровень профессионализации личности, благодаря которому повышается уровень его качества и стоимости как работника, что, в свою очередь, повышает возможности трудоустройства, конкуренции на глобальном рынке труда [7].
В психологии функциональная грамотность изучается с точки зрения двух подходов. Согласно первому подходу (психолого-когнитивному), данное понятие определяется как когнитивная способность индивида, согласно второму (социокультурному) — это совокупность глубоких знаний и навыков, которые можно формировать и развивать в процессе обучения (А. Г. Асмолов, Дж. П. Джии, А. А. Леонтьев, М. А. Холодная, К. Н. Поливанова, А. А. Юрина, Б. Стрит) [3].
С филологической точки зрения, данный феномен представляет собой совокупность способов и средств взаимодействия, направленных на достижение цели коммуникации (И. Б. Короткина, К. Робинсон, L. Aronica, И. Снайдер, П. Сторди) [5].
С точки зрения педагогики, функциональная грамотность описывается как базовая основа непрерывного образования, направленная на развитие компетенций (М. Б. Бершадская, Н. Ф. Виноградова, Г. С. Ковалева, Н. А. Назарова, Л. М. Перминов, С. А. Тангян, П. И. Фролова, А. В. Хуторской). При этом сформировались две концепции: первая направлена на необходимость личностного и компетентностного развития в разных видах деятельности, вторая — на развитие способности адаптироваться к инновациям, формирование навыков работы с информацией (М. Б. Бершадская, А. М. Гореев, М. А. Холодная) [6].
Исходя из вышесказанного, функциональная грамотность педагога является основой развития его профессиональной компетентности, ориентированной на решение педагогических задач в области непрерывного образования. В связи с этим, учитывая содержание понятия компетентности, следует отметить, что развитие функциональной грамотности педагога целесообразно разделить на три уровня:
— личностный определяет способность осуществлять определенную работу в целом: к нему относятся такие личностные качества, как позитивность, гармоничность, доброта, взаимоуважение, оптимизм, самоконтроль, стиль общения, то есть те качества, которые педагог сможет раскрыть в профессиональной области:
— личностно-профессиональный предполагает способность осуществлять педагогическую деятельность, а также самореализоваться в профессиональном развитии;
— профессионально-технологический, который заключается умении осуществлять и пользоваться в педагогическом процессе современными образовательными и информационными технологиями, конечной целью данного уровня является развитие обучающихся.
Учитывая специфику предметного содержания преподаваемой учебной дисциплины, функциональная грамотность педагога имеет определенный путь развития (рис. 1).
Рис. 1. Путь развития функциональной грамотности
Рассмотрим предметную составляющую функциональной грамотности учителя истории.
В основе развития предметных умений учителя истории лежат учебные задания и знания, которые будущий учитель сначала получает в школе, в ВУЗе, а далее постоянно совершенствует (на конференциях, в научной деятельности, при разработке заданий для обучающихся и т. д.). Согласно ФГОС ВПО, к предметным умениям учителя истории относятся: хронологические (работа с хронологией), аналитические (анализ исторических процессов, проводить историковедческий, историографический, библиографический анализ), методические (выбор и применение педагогически обоснованных технологий и методики в обучении истории, проектирование урока), информационные (поиск, обработка и использование информации в области истории и е преподавания), прогностические (прогнозирование образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного предмета «История», а также трудностей у обучающихся при изучении данного предмета).
Результатом становится индивидуальная система знаний исторического, методического, методологического, психологического и технологического характера, которые в последующем становятся основой для проектирования учебного процесса в соответствии с социокультурными и региональными условиями и типом образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением. Данные знания приобретают комплексный характер, системность, содержательность, помогая развивать и реализовать, во-первых, личностные качества учителя истории, во-вторых, к формированию специальных компетенций (способности применять исторические знания, самостоятельно приобретать знания и умения по специальности, повышать квалификацию и уровень профессионализма, способности и готовности использовать современные информационно-коммуникационные технологии в учебной и внеучебной работе по истории, к проектной деятельности в профессиональной сфере, в-третьих, формированию общих компетенций (организационных, оценочных, коммуникативных, интеллектуальных). Развитие компетенций, в свою очередь, позволяет применять гуманитарно-ориентированные образовательные технологии, при которых становятся востребованными личностные качества обучающихся, их стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию усвоения истории, попытаться истолковать исторические явления.
На этой основе можно выделить следующие основные направления развития функциональной грамотности учителя истории:
1) навыки работы с информацией, цифровыми технологиями (написание научных публикаций, отчетов, портфолио, презентаций, методических разработок, использование ИКТ и цифровых технологий в разных видах педагогической деятельности);
2) повышение квалификации (курсы, семинары, вебинары, круглые столы, конференции, в том числе зарубежные, научная деятельность);
3) личностное развитие, направленное на повышение способности к самообразованию, саморазвитию, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории, в частности:
а) развития способности к преодолению трудностей в процессе познавательной деятельности, направленной на углубление знаний способов, методов решения жизненных и профессиональных задач, умения определять конструктивные способы разрешения проблем, аргументировать последствия деструктивных способов разрешения проблем;
б) способности к самообразованию за счет самообучения, проектирования индивидуального пути развития, адекватной оценки собственных зон роста и сильных сторон личности;
в) способности к самоорганизации и управлению временем;
г) навыков предотвращения и профилактики конфликтных ситуаций посредством углубленных знаний выявления / определения источников / способов разрешения конфликтов;
д) навыка владения ИКТ посредством выбора оптимальных технологий для решения профессиональной и/или жизненной задачи;
е) способности к содержательному и конструктивному самоанализу, адекватной оценки собственных действий / результатов деятельности / решения той или иной задачи.
4) повышение адаптивности, гибкости к изменяющимся условиям современного мира посредством моделирования ситуационных задач, поиска альтернативных решений, использования собственного опыта и опыта коллег;
5) формирование способности к развитию функциональной грамотности обучающихся посредство моделирования ситуаций взаимодействия педагог — обучающийся /обучающиеся, практико-ориентированных ситуаций и задач по решению сложных и стандартных вопросов, использованию новых технологий и алгоритмов работы.
Исходя из вышеизложенного, целесообразно заключить, что функциональная грамотность представляет собой способность педагога ориентироваться в быстро меняющихся социокультурных условиях общества и образовательном пространстве, что позволяет оперативно и качественно решать профессиональные педагогические задачи, обосновывать свое решение в различных ситуациях взаимодействия с субъектами образовательного процесса, в разных видах педагогической деятельности. Формирование функциональной грамотности учителя истории является достаточно важным процессом, способствующим профессионально-личностному развитию педагога, уровень которого, в свою очередь, позволяет конструктивно решить как жизненные, так и профессиональные задачи через развитие предметных умений, личностных качеств, компетенций.
Литература:
- Бахарева Е. В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. — 2019. — № 2. — С. 24–27.
- Гореев А. М. Психологические аспекты формирования функциональной грамотности: что должен знать учитель? // Наука и школа. — 2021. — № 3. — С. 130–136.
- Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — № 4(61). — С. 112–123.
- Козырева О. А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. — 2020. — № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/35/showToc (дата обращения: 21.11.2022).
- Короткина И. Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — № 3(50). — С. 132–152.
- Саметова Ф. Т., Мырзаханова Ф. М. Функциональная грамотность как один из показателей уровня социально-культурного развития человека // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. — 2020. — № 2. — URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?Id=82 (дата обращения: 21.11.2022).
- Самсонова Т. И., Середа Т. Ю. Исторический аспект развития функциональной грамотности // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). -2021. — С. 87–90. URL: https://apni.ru/article/1907-istoricheskij-aspekt-razvitiya-funktsionalnoj
- Чигишева О. П., Солтовец Е. М. Бондаренко А. В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки». — 2017. — Том 5, № 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (дата обращения: 21.11.2022).