На сегодняшний день осуществление прокурорского надзора за законными интересами несовершеннолетних потерпевших происходит ненадлежащим образом, в частности, это касается осуществления функций по обеспечению разрешительной системы органами государственного контроля (надзора). В результате чего это приводит к тому, что возникают социальные последствия неблагоприятного характера, которые предотвратить уже довольно проблематично или не представляется возможным. Примечательно, что на современном этапе состояния прокурорского надзора за исполнением законов о защите прокуратурой законных интересов несовершеннолетних потерпевших является далеко не единственной проблемой, требующей внимания. Так, на состояние прокурорского надзора оказывает негативное влияние тот факт, что несовершеннолетнему населению страны в подавляющем большинстве свойственна правовая неграмотность, а также правовой нигилизм.
Ключевые слова: прокурорский надзор, несовершеннолетние, защита прав, законные интересы несовершеннолетних, несовершеннолетние потерпевшие.
Современное законодательство относительно прокурорского надзора за исполнением прокурорского надзора как гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших имеет довольно длительную историю формирования, беря истоки еще в самом начале учреждения прокураторы. Так, в начале XVIII в. возникла острая необходимость в обеспечении законности в такой проблемной сфере, как государственное управление в сфере защиты прав несовершеннолетних для того, чтобы регулировать происходящие процессы и саму сферу государственного управления. С этой целью учреждается прокуратура, одной из главных задач которой являлось именно обеспечение законности в указанной сфере. Учрежденная еще в 1722 г. Петром I прокуратура имеет характерную схожесть с той прокуратурой, которая функционирует на сегодняшний день — а именно обеспечение законности как в государственном управлении в целом, так и в рамках прокурорского надзора за несовершеннолетними потерпевшими [1, С.247].
Определенные изменения происходили, начиная с 1864 г., результатом тому являлась Судебная реформа, которая способствовала ограничению полномочий прокуроров «делами судебного ведомства над потерпевшими несовершеннолетними». В конечном итоге прокурорская надзорная деятельность за потерпевшими несовершеннолетними начала приобретать кардинально новые формы.
В частности, по различным категориям дел в губернских присутствиях теперь могли присутствовать и прокуроры. Примечательно, что они не являлись простыми наблюдателями, а были полноправными членами, например, по делам питейным, делам городского характера, фабричным, в которых имелись потерпевшие несовершеннолетние субъекты. При этом, в значительной степени также расширились и полномочия прокуроров, помимо надзорных, правотворческих, также они были наделены разрешительными и административно-распорядительными функциями [2, С.98].
В соответствии с законодательством 1889 г. в обязанность прокуроров входило осуществление общего надзора за тем, какие действия осуществляют земские начальники в осуществлении защиты законных интересов несовершеннолетних потерпевших, соблюдают ли они законодательство, и как его исполняют, в частности, правильность их действий. Определенные изменения произошли в советский период, когда сменился так называемый объект прокурорского надзора, таковым стали органы милиции, которые и были на тот период наделены полномочиями по выдаче разрешений, по причине того, что это относилось к основным формам их административной деятельности. В рамках анализа структуры разрешительной системы того периода, можно констатировать, что милиция была наделена конкретными задачами по осуществлению надзорных функций по защите потерпевших несовершеннолетних, их действия в большей степени носили односторонний характер, административно-правовая регламентация также имела свою определенную специфику. Кардинальные перемены и изменения предмета прокурорского надзора произошли под влиянием происходящих изменений в политическом и экономическом строе страны. В результате чего произошло в значительной степени расширение сферы, на которую распространялся разрешительный метод регулирования экономики. Также это было обусловлено резким увеличением числа проблем социального характера, государственных механизм был попросту реорганизован. В связи с чем особую актуальность приобрел надзор, осуществляемый прокуратурой за тем, как происходит исполнения действующего законодательства в отношении потерпевших несовершеннолетних граждан [3, С.135].
Анализируя генезис формирования и современное состояние прокурорского надзора за исполнением законов как гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших, можно прийти к заключению, что под таковым целесообразно понимать правозащитный институт правозащитного характера, благодаря которому происходит действенное обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод несовершеннолетнего человека и гражданина. Примечательно, что сам порядок их реализации определен действующим законодательством. Важно отметить, что многочисленные проблемы в правоохранительной деятельности прокуратуры и ее дальнейшем развитии обусловлены в большей степени негативной характеристикой современного состояния законности на различных участках осуществления защиты и гарантии законных прав несовершеннолетних потерпевших.
Так, в рамках исследования истории становления и развития прокурорского надзора за исполнением законов как гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших, многими ученым, правоведами была также осуществлена оценка степени пораженности коррупцией отдельных сфер общественных отношений, что позволило сформировать общее представление о современном состоянии прокурорского надзора в данной сфере, выявить в нем существенную проблематику, а также недостатки, на которые законодателю целесообразно обратить особое внимание. В результате чего было установлено, что деятельность различных органов, которые наделены полномочиями надзорного характера, целесообразно признать зоной повышенной коррупционной активности, на что есть веские основания, как показали многочисленные исследования и проведенные экспертами разнообразные опросы граждан.
Литература:
- Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: вопросы современной юридической практики и педагогики / Г. Г. Бриль, Н. В. Ганжа, Д. Н. Лукоянов, Я. В. Тимофеева // Вестник Костромского государственного университета. — 2022. — Т. 28. — № 2. — С. 247–252.
- Власенко, Я. А. Правовые основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних в организациях отдыха детей и их оздоровлении / Я. А. Власенко // Символ науки: международный научный журнал. — 2021. — № 6. — С. 96–99.
- Дудукалов, В. М. Концепция прокурорского надзора в современной России / В. М. Дудукалов // Современная наука и молодые учёные: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 января 2022 года. — Пенза: Наука и Просвещение, 2022. — С. 134–136.