В данной статье рассматриваются субъекты предпринимательской деятельности как участники налоговых отношений.
К лючевые слова: налогообложение, налоговое право, субъекты налогообложения, предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательской деятельности.
Налогообложение—одна из подсистем государственного управления, благодаря которой государство реализует множество задач. Налогообложение, как объект административно-правового регулирования, направлено на процесс обеспечения формирования бюджета страны, но тем не менее, имеет еще цель обеспечения развития и стимулирования рыночных отношений в сфере производства товаров и услуг.
Налоговое право — это совокупность правовых норм, направленных на осуществление процесса регулирования общественных отношений в сфере налогов и сборов [1]. Субъектом налогообложения является участник общественных отношений. Предпринимательской считается такая деятельность результатом которой является систематическое получение прибыли. Здесь стоит отметить, что главным признаком предпринимательской деятельности является систематический характер прибыли, то есть, в случае совершения единичной сделки деятельность не будет считаться предпринимательской, несмотря на получение прибыли, поскольку прибыль будет иметь разовый характер.
Проанализировав вышеизложенное, следует, что субъект налогообложения предпринимательской деятельности — это непосредственный участник общественных отношений, осуществляющий предпринимательскую деятельность, на которого вследствие его деятельности возлагается обязанность по уплате налогов и сборов за счет собственных средств.
Получается, что субъектами налогообложения предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица) и юридические лица (здесь подразумеваются все виды организационно-правовых экономических субъектов), а с 1 января 2019 и самозанятые граждане в отдельных субъектах Российской Федерации в рамках эксперимента [2].
Исходя из текста статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации под юридическим лицом понимается организация, имеющая в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам принадлежащим имуществом, имеет права на приобретение от своего имени и осуществление прав личного имущественного и неимущественного характера, несет обязанности, имеет право представления в суде в качестве истца/ответчика. Юридическое лицо, занимающееся коммерческой деятельностью должно иметь самостоятельный баланс, а юридические лица осуществляющие некоммерческую деятельность — смету.
Не только граждане Российской Федерации могут быть зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (налогоплательщики — резиденты), но и иностранные юридические лица (не резиденты), которые могут осуществлять свою деятельность на территории России как через постоянных представителей, так и без привлечения таковых [3].
Постоянное представительство иностранных организаций Российской Федерации осуществляется филиалом, представительством, отделением, бюро, конторой, агентством, любым другим обособленным подразделением или иным местом деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России.
Постоянное представительство осуществляется в связи с предпринимательской деятельностью иностранными организациями связанную с:
1. Использованием природных ресурсов и недр;
2. Проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
3. Продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
4. Осуществление иных работ, оказание услуг и деятельности. Статьями 306–312 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены особенности налогообложения иностранных организаций.
В случае осуществления предпринимательской деятельности физическим лицом без образования юридического лица, но не зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение норм закона, при исполнении обязанностей, возложенных на него Налоговым Кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем [4].
Стоит отметить, что не каждый гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что главным условием для занятия данным видом деятельности является наличие дееспособности, наступающей в полном объеме в случае достижения лицом определенного возраста (совершеннолетия) или по иным обстоятельствам, предусмотренным законом.
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности представляет собой деятельность по:
1. Закреплению в актах органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, правил регулирования в сфере налогообложения предпринимательской деятельности;
2. Осуществлению контроля за соблюдением установленных правил регулирования налоговых отношений, уполномоченными лицами и органами власти и ответственность за нарушения вышеназванных правил.
Налоговое регулирование состоит из 4 взаимосвязанных между собой этапов.
Итак, на первом этапе налогового регулирования происходит создание правил налогообложения предпринимательской деятельности, то есть, компетентные органы государственной власти создают акты, направленные на регулирование процесса налогообложения, которые обязательны для исполнения всеми субъектами данных правоотношений [5].
Суть второго этапа заключается в том, что здесь реализуется процесс применения правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности. Под применением здесь понимается практическая реализация правил, которая имеет определенный алгоритм действий:
1. Налоговые обязательства возникают как следствие осуществления предпринимательской деятельности;
2. Субъект предпринимательской деятельности признает возникшие обязательства налогового характера;
3. Субъект объявляет о признании налоговых обязательств, возникших как следствие осуществления предпринимательской деятельности;
4. Субъект предпринимательской деятельности осуществляет исполнение налоговых обязательств.
Что же касается третьего этапа, то он подразумевает действия уполномоченных органов государственной власти по осуществлению контроля за применением правил налогообложения предпринимательской деятельности [6]. Существует несколько видов контроля:
1. Текущий — когда компетентные государственные органы формально фиксируют возникновение, изменение, прекращение налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.
2. Последующий — является комплексом мероприятий уполномоченных государственных органов, направленный на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.
Суть четвертого, заключительного этапа состоит в привлечении к ответственности недобросовестных субъектов налоговых правоотношений [7].
На наш взгляд, необходимо озвучить определение налогообложения, так как без него правильное понимание сути налогового регулирования затрудняется.
Итак, налогообложением предпринимательской деятельности является фактическое отчуждение имущества субъекта налогообложения на основании закона, которое принадлежало ему на основании права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а так же носило обязательный, индивидуально безвозмездный, безвозвратный характер [8].
На основании вышеизложенного следует, что сутью налогового регулирования является лишение субъектов предпринимательской деятельности права собственности или другого вещного права на долю его имущества.
Из определения можно сделать вывод о том, что налогообложение имеет:
1. Обязательный характер. Здесь речь идет о том, что субъекты напрямую зависят в правовом смысле от государства. Субъекты не вольны решать вопрос о принятии или отказе принятия налоговых обязательств. Именно это демонстрирует императивный характер отношений между налогоплательщиками и государством. Стоит отметить также, что при наличии необходимых условий у субъектов предпринимательской деятельности налоговые обязательства возникают по умолчанию.
2. Безвозмездный или односторонний характер. Тут говорим о том, что субъекты предпринимательской деятельности в одностороннем порядке, абсолютно безвозмездно передают часть своего имущества, которое принадлежит ему на праве собственности или иного вещного права, в пользу государства. Встречное обязательство со стороны государства не возникает, поскольку государство заинтересовано в обеспечении жизнедеятельности и стабильности функционирования общества, а не конкретного субъекта. Речь идет о том, что государство не имеет обязательства по предоставлению услуг или материальных ценностей конкретно взятому субъекту предпринимательской деятельности за то, что субъект исполняет обязанность по уплате налогов.
3. Безвозвратность. Данный признак олицетворяет отчуждение прав собственности или другого вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности в пользу бюджета государства, имеющий направленность только в одну сторону — от субъекта к государству. Важно пояснить, что у государства не возникнет обязательства по обратной передаче отчужденной части имущества, как в настоящее время, так и на протяжении всего периода, пока будет существовать государство и субъект налогообложения.
По сути, налогообложение имеет еще признак, который не входит в состав понятия, но является значимым для понимания сущности процесса налогообложения. Мы говорим о том, что налогообложение не является наказанием для субъекта налогообложения предпринимательской деятельности.
Итак, субъект налогообложения претерпевает неблагоприятные последствия, выраженные в форме отчуждения права на часть своего имущества, наличие которых в теории права характерно для наступления ответственности за правонарушения. Но, налогообложение — это следствие предпринимательской деятельности, которая по своей сути носит характер правомерного поведения [9]. Из выше приведенных доводов следует, что налогообложение не относится к одному из видов наказания субъекта [10].
Литература:
- Елисеев Е. Финансовое право: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 2022. — С. 34.
- Собрание законодательства Российской Федерации. — 27.11.2018. — № 49. — Ст. 7494.
- Карасева М. В. Финансовое право России: учебное пособие для бакалавров — М.: Юрайт. — 2022. — С. 300.
- Михайлюк О. В. История развития, современное состояние и совершенствование деятельности налоговых органов Кабардино-Балкарской Республики — П.: ПГУ. — 2017. — С. 27.
- Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России. — Р.: Феникс. — 2022. — С. 20.
- Елисеев Е., Жуков Н. Финансовое право: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 2022. — С. 50. Письмо Минобразования России” О Фонде поддержки и развития образования «от 26 декабря 2000 г. № 20–55- 7328/20–01.
- Финансовое право России: учебное пособие для бакалавров — М.: Юрайт, 2022. — С. 203.
- Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России. — Ростов н/Д: Феникс. — 2022. — С. 37.
- Челышева Э. А. «Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования» [https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-nalogovogo-regulirovaniya] // (дата обращения 19.10.2022).
- Финансовое право России: учебное пособие для бакалавров. — М.:Юрайт. — 2022. — С. 154.