Рассматривая логоритмику в системе комплексного подхода помощи детям с тяжелыми нарушениями речи , необходимоотметить, чтовсе дети, получающие логопедическую помощь в учреждениях здравоохранения в условиях детского стационарного отделения, проходят курс комплексной нейрореабилитации , включающий :
– наблюдения врачей (невролога, психиатра, педиатра);
– обследования и занятия с нейропсихологом;
– обследования и коррекционную работу с логопедом;
– логоритмику и др.
Следует подчеркнуть, что логоритмика является частью комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на лиц с речевыми нарушениями и занимает в этом комплексе достойное место.
Для составления программы (направлений) работы на занятиях по логоритмике на каждого ребенка и, в конечном итоге, для более эффективной нейрореабилитационной работы на занятиях по логоритмике необходимо проводить индивидуальное первичное логоритмическое обследование.
С нашей точки зрения, в процессе проведение логоритмической диагностики появляется возможность установить контакт с ребенком до начала групповых занятий, снять то внутреннее напряжение и тревогу, которая свойственна многим детям.
В этом нам поможет музыка и игра.
На наш взгляд, логоритмическое обследование должно отличаться от логопедической диагностики музыкальной насыщенностью, присутствием музыкального материала в тестовых заданиях.
Рассмотрим некоторые разделы логоритмической диагностики, которые мы проводим в игровой форме с использованием музыки.
С нашей точки зрения, порядок проведения логоритмического обследования может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей и возраста ребенка.
Трехлетнему малышу можно предложить посмотреть детские музыкальные инструменты, послушать, как они звучат, попробовать самому поиграть на них, и тогда логоритмическая диагностика начнется с обследования слухового неречевого гнозиса (как базы для формирования фонематического слуха).
Обследуя состояние слухового неречевого гнозиса, нас интересует дифференцирует ли ребенок звучание детских музыкальных инструментов.
Дошкольнику показывают музыкальный инструмент, спрашивают его, как называется этот инструмент. Если ребенок испытывает затруднения, логопед сам называет данный инструмент, затем предлагает послушать, как он звучит. Можно предложить ребенку самому поиграть на этом инструменте. Так дети уточняют или узнают названия и звучание нескольких инструментов. Затем ребенку предлагают отвернуться и, не глядя на инструмент, определить по звучанию и назвать его. При затруднении ребенку разрешают повернуться и показать, что прозвучало.
В случае, если ребенок испытывает значительные затруднения, ему предлагают дифференцировать контрастные по звучанию инструменты (шумящие — звенящие, например, барабан и колокольчик, маракасы и бубен, барабан и бубенцы, маракасы и бубенцы, барабан и ксилофон, маракасы и ксилофон и т. д.). В заключении ребенку предлагают выбрать понравившийся инструмент и поиграть на нем в сопровождении фортепиано.
В протоколе отмечают объем слухового неречевого гнозиса: достаточный (ребенок определяет звучание и называет детские музыкальные инструменты; недостаточный (ребенок определяет звучание некоторых музыкальных инструментов и называет или показывает их); суженый (ребенок определяет звучание 2–3 музыкальных инструментов, называет или показывает их, звучание других инструментов не дифференцирует).
Часто дети с нарушениями речи с трудом дифференцируют звучание инструментов из одной группы (звенящие: бубен-бубенцы), но различают тембры из контрастных групп.
Для организации коррекционного воздействия на логоритмических занятиях необходимо исследовать двигательные функции детей с нарушениями речи.
В. М. Бехтерев [2], И. П. Павлов [10], И. М. Сеченов [12], М. М. Кольцова [8], Е. Ф. Архипова [1] и др. подчеркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. [1, c.23]
Обследование общей моторики включает диагностику статики и динамики движений.
- Обследуя статику движений, логопед с ребенком рассматривают картинку «Цапля» и обращают внимание на то, что птица стоит на одной ноге. Затемребенку предлагают постоять под музыку на одной ноге в позе «цапли». Музыкальный фрагмент в жанре неторопливого вальса (8 тактов) длится 8–10 секунд.
Специалисту следует обратить внимание на то, как ребенок удерживает позу (сохраняет равновесие и стоит устойчиво или удерживает с трудом, качаясь из стороны в сторону, или не может стоять и подставляет вторую ногу), в каком положении находится вторая нога (помогает ли она сохранять равновесие), и в течение какого времени ребенок это делает (на протяжении всего музыкального фрагмента — 8 секунд, до середины музыкального фрагмента -4 секунды).
В протоколе обследования указывается: сформирована или не сформирована статика движений, либо находится в стадии формирования.
- Обследование динамики движений осуществляется на примере выполнения основных движений, прежде всего, ходьбы и бега .
Ребенку предлагают двигаться под музыку, предварительно отметив, что движений будет два — ходьба и бег, но пациент должен решить сам, когда и какое движение выполнять, послушав музыку. Ребенок слушает музыкальное вступление (2–4 такта) и после команды («и») двигается самостоятельно до тех пор, пока не закончится музыкальный фрагмент.
Музыкальный материал состоит из двух жанров, контрастных по темпу — марша и галопа.
Можно использовать марш в разном темпе, чтобы зафиксировать соответствие темпа движения, выполняемого ребенком, темпу звучащей музыки.
Затем логопед предлагает ребенку попрыгать (на месте и с продвижением) на двух ногах (как зайчик) и на одной ноге («у зайчика заболела лапка, но ему нужно добраться до своей норки») под музыку.
Перед проведением данного теста можно показать ребенку игрушку или картинку «Зайчик», рассмотреть части тела, обратить внимание на лапки, с помощью которых зайка прыгает. Для большего перевоплощения в игровой образ можно предложить ребенку одеть шапочку зайчика и попрыгать, как зайчик, глядя на себя в зеркало.
Наиболее подходящим для данных упражнений является музыкальный фрагмент в размере 2/4 (4–8 тактов) в жанре польки.
И завершает обследование динамики движений диагностика лазания.
Рассматривая картинку «Улитка», логопед обращает внимание на то, как она передвигается (ползает). Ребенку предлагают поиграть в улитку: поползать медленно под музыку.
В качестве музыкального материала к этому упражнению подойдет музыкальный фрагмент в размере 2/4 в неторопливом темпе, например, колыбельная.
Следует обратить внимание на то, как ребенок передвигает ноги и руки (поочередно или одновременно), т. е. как координирует движения рук и ног.
После выполнения движений в протоколе отмечается объем выполненных движений (полный, неполный), точность их выполнения (точное, неточное, недоступное), координация движений (координированные, недостаточно координированные, некоординированные), скорость переключения движений, характер исполнения (скованность, импульсивность, порывистость), соответствие темпа движения темпу музыки (соответствие, ускорение, замедление).
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, поскольку движения пальцев рук оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка и, в том числе, речи. [1, c.22,42]
Поэтому диагностика мелкой моторики приобретает особое значение. Обследование мелкой моторики включает исследование кинестетической и кинетической основы движений пальцев руки/рук. Мы предлагаем материал для диагностики кинетической основы движений пальцев руки/рук, который состоит из выполнения следующих тестовых заданий на материале авторской песенки «Моя семья»:
1) поочередного разгибания пальцев руки.
Е. Ф. Архипова отмечает, что дети с нарушениями речи испытывают бо́льшие затруднения при разгибании пальцев, нежели при сгибании. [1, c.30]
Предварительно проводится беседа о семье: ребенка просят назвать членов его семьи. Затем предлагают, собрав пальцы одной руки в кулак (сравнивают его с семьей) и слушая песенку, разгибать поочередно пальцы, перечисляя членов семьи.
2) поочередное соединение пальцев в кольцо ( большой и указательный, большой и средний и т. д.).
После исполнения первой части песенки переходят ко второй, в которой самый старший член семьи — дедушка здоровается по очереди со всеми остальными.
Ребенку предлагают выполнить это же задание пальцами другой руки под музыку («в другой семье тоже все живут дружно»).
Усложнённый вариант: выполнение задания пальцами обеих рук одновременно.
3) поочередные касания пальцев обеих рук.
Ребенку говорят о том, что две семьи пришли в гости друг к другу и, как вежливые люди, поздоровались (ребенок плотно соединяет ладони обеих рук и поочередно постукивает подушечками парных пальцев).
4) перебор пальцев обеих рук.
Заключительная, часть песенки о том, что друзья вместе вышли погулять, побегать по дорожкам (дети перебирают пальцами обеих рук по ногам, перемещая руки вперед-назад под музыку).
Желательно, чтобы песенки исполнял сам специалист.
В протоколе отмечаются те же параметры, что и в разделе «Общая моторика», а именно: объем выполненных движений (полный, неполный), точность их выполнения (точное, неточное, недоступное), координация движений (координированные, недостаточно координированные, некоординированные), скорость переключения движений, характер исполнения (скованность, импульсивность, порывистость), соответствие темпа движения пальцев рук темпу музыки (соответствие, ускорение, замедление), координация речи и движения (достаточная, недостаточная, отсутствует).
Точное выполнение заданий на общую и мелкую моторику свидетельствует об их сохранности, затруднения и/или ошибки — о наличии нарушений состояния общей и/или мелкой моторики (кинестетической и/или кинетической организации движений).
В заключении предлагаем некоторый музыкальный материал для обследования голоса ребенка.Рассмотрим два параметра этой диагностики:
- Обследование модуляций голоса по высоте, которое предполагает, в том числе, воспроизведение ребенком звуков и звукоподражаний разной высоты (для детей с отсутствием вербальных средств общения).
Для этого теста мы используем следующий музыкальный материал:
– песенку «Кошечка» (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой), после исполнения которой логопед предлагает ребенку, глядя на картинки, изобразить, как кошечка зовет своих деток-котят, и как котята ей отвечают.
Желательно предварительно не напоминать ребенку о том, что у взрослого животного голос грубый, низкий, а у его детеныша — тоненький, высокий, а послушать, как ребенок самостоятельно выполнит задание, и лишь при затруднении указать на разницу голосов по высоте;
– песенку «Корова» (музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской), после пения которой специалист предлагает ребенку исполнить поочередно роли мамы-коровы и ее детеныша-теленка;
– песенку «Мишка косолапый» (авторская песня Е. и С. Железновых), которую логопед не только поет, одновременно выполняя движения, но и приглашает ребенка принять участие в совместном действии. Далее ребенок подражает голосам медведя и медвежонка (на звук О);
– песенку «Белые гуси» (музыка М.Красева, слова М.Клоковой), после исполнения которой специалист предлагает ребенку изобразить голоса гуся и гусят.
- Обследование модуляций голоса по силе для детей с отсутствием вербальных средств общения включает такое задание, как воспроизведение ребенком звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой.
Эти тесты можно проводить на том же музыкальном материале, который был использован в предыдущих заданиях.
Например, сразу после исполнения песни «Кошечка», ребенок сначала выполняет задание предыдущего теста, изображая, как мяукают кошка и котята, а затем переходит ко второму заданию. Для этого малышу можно показать картинки «Кошка близко», «Кошка далеко». Затем предложить ребенку воспроизвести их голоса.
Предварительно не напоминать о том, что звуки/голоса будут отличаться по силе (громкие — тихие).
Аналогичную работу можно провести с песнями «Корова» (музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской), «Мишка косолапый» (авторская песня Е. и С. Железновых).
Исполнив песенку «Самолет» (музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой), логопед может попросить ребенка воспроизвести звук самолета близко и далеко.
В протоколе отмечают силу голоса (средней силы, тихий, громкий), способность произвольно изменять голос по силе и высоте (способен, не способен, трудности).
В данной работе мы предложили музыкальный материал лишь к некоторым тестам, которые используются в логоритмическом обследовани.
По результатам первичной логоритмической диагностики логопед определяет направления нейрореабилитационной работы на групповых занятиях по логоритмике для каждого ребенка, учитывая речевое нарушение, степень его выраженности, а также личностные, соматические, психические, возрастные особенности пациента.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. — М.: АСТ: Астрель, 2006
- Бехтерев В. М. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1974
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель,2009
- Визель Т. Г. Коррекция заикания у детей. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003
- Железновы Е. и С. Музыка с мамой. Серия компакт-дисков.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. — М.: Педагогика, 1973
- Метлов Н. Песни для детского сада. — М.: Советский композитор,1979
- Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. — М.: АН СССР, 1949
- Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение,1973
- Сеченов И. М. Физиология нервных центров. — 2-е изд. — М.: АМН СССР, 1952
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: Просещение,1987
- Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
- Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. — М.: АРКТИ, 2003.
- Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. — М.: АСТ: Астрель, 2009