Применение метода «эвристическая задача» на занятиях в военных вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 05.12.2022

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Применение метода «эвристическая задача» на занятиях в военных вузах / Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96966/ (дата обращения: 16.11.2024).



Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Автором статьи продемонстрирован фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» тема «Формирование и управление психологией воинского коллектива» с применением эвристических задач.

Ключевые слова: эвристические задачи, педагогика, курсанты

Проблема методов обучения привлекает внимание современных и практиков. Правда, многие из возникающих вопросов в отношении методов обучения, их сущности, а также их месте в системе образовательной деятельности трактуются по-разному [1].

Одни понимают метод обучения «как способ передачи другим познаний» (Д. И. Тихомиров) или относят к нему «вообще все способы, приемы и действия педагога, которые направлены к достижению целей образования» (К. В. Ельницкий). Е. И. Перовский определяет методы обучения как «форма движения содержания в процессе обучения и т. д». [1].

Бесспорным остается то, что методы обучения отражают целевой и логико-содержательный, психологический, гноселогический и собственно педагогические аспекты обучения.

Наличие различных точек зрения на проблему классификацию методов обучния не означает «кризиса теории методов», а отражает объективную, реальную многоступенчатость методов обучения, естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.

Авторов заинтересовала активизация познавательной деятельности обучающихся, которая включает объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый (эвристический) метод, частично-исследовательский (экспериментальный) метод [1].

Авторами предлагается рассмотреть фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» тема «Формирование и управление психологией воинского коллектива», связанный с решением эвристических задач.

Эвристические методы

Рис. 1. Эвристические методы

Сначала напоминается теоретический материал. Далее высвечивается на слайде и одновременно раздаются курсантам учебные карточки с эвристическим заданием. Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности.

Признаки эвристического задания:

1) открытость, отсутствие заранее известного результата его выполнения.

2) опора на творческий потенциал курсанта, обеспечение развития его креативных способностей.

3) сочетание универсальной предметной основы задания и необходимость использования межпредметного подхода.

Эвристическая игра

Рис. 2. Эвристическая игра

Товарищи курсанты. Внимание на слайд. Прочитайте эвристическую задачу.

Вы командир роты, которая участвует в боевых действиях на границе России, защищая её территориальную целостность. У Вас в роте четверо тяжело раненых бойцов:

— ваш заместитель старший лейтенант, незаменимый для Вас человек, помощник, ваша «правая рука»;

— 20-летний солдат контрактник, у которого жена должна родить ребенка, и солдат и его жена — воспитанники детского дома, сироты;

— старший лейтенант, у которого жена погибла в автомобильной катастрофе полгода назад и осталось двое детей;

— старший лейтенант, пользующийся исключительной любовью и уважением бойцов.

У всех больных ситуация критическая — без специализированной медицинской помощи могут скончаться в любой момент. Счет идёт на дни. Отправить в госпиталь Вы можете только одного, когда будет возможность отправить других, никто не знает.

Вопрос: Кому отдать предпочтение?

У Вас 5 минут на принятие решения. Через 5 минут представитель команды должен сформулировать решение и четко его аргументировать.

Эвристическая учебная задача

Рис. 3. Эвристическая учебная задача

Курсанты озвучивают решения эвристической задачи.

Фрагмент по теме «Психические процессы и их учет в обучении и воспитании воинов»

Рис. 4 Фрагмент по теме «Психические процессы и их учет в обучении и воспитании воинов»

На рис. 4 курсанты выполняют следующее задание: выбирается курсантами карточка, на которой написано психическое явление, затем в макете таблицы находите место для данного явления. В этом задание курсантам помогают знания, полученные на предыдущей лекции, которое они смогут применить в практике военно-профессиональной деятельности.

Таким образом, метод эвристической игры позволяет сформировать у курсантов способности к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения, действию в нестандартных ситуациях.

Литература:

  1. Полуднякова, Н. А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников / Н. А. Полуднякова, С. А. Вильцина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1068–1071
Основные термины (генерируются автоматически): эвристическое задание, метод обучения, старший лейтенант, воинский коллектив, личной образовательный продукт, принятие решения, форма деятельности, фрагмент занятия, эвристическая задача, эвристическая игра.


Ключевые слова

курсанты, педагогика, эвристические задачи

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Имитационно-ролевой поединок как воспитательная технология

Рассматривается возможность применения управленческого поединка для решения задач воспитания. На основе него в ходе методического преобразования рождается имитационно-ролевой поединок, описание которого представлено в виде воспитательной технологии.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Внедрение андрагогического подхода в педагогический процесс военного вуза

Внедрение в практику военного обучения андрагогического подхода позволит успешнее решать проблемы обучения. Введение специального раздела в структуре военной педагогики, касающегося теоретического обоснования андрагогического подхода и соответствующе...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Имитационно-ролевой поединок как воспитательная технология

Рассматривается возможность применения управленческого поединка для решения задач воспитания. На основе него в ходе методического преобразования рождается имитационно-ролевой поединок, описание которого представлено в виде воспитательной технологии.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Внедрение андрагогического подхода в педагогический процесс военного вуза

Внедрение в практику военного обучения андрагогического подхода позволит успешнее решать проблемы обучения. Введение специального раздела в структуре военной педагогики, касающегося теоретического обоснования андрагогического подхода и соответствующе...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Задать вопрос