Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Автором статьи продемонстрирован фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» тема «Формирование и управление психологией воинского коллектива» с применением эвристических задач.
Ключевые слова: эвристические задачи, педагогика, курсанты
Проблема методов обучения привлекает внимание современных и практиков. Правда, многие из возникающих вопросов в отношении методов обучения, их сущности, а также их месте в системе образовательной деятельности трактуются по-разному [1].
Одни понимают метод обучения «как способ передачи другим познаний» (Д. И. Тихомиров) или относят к нему «вообще все способы, приемы и действия педагога, которые направлены к достижению целей образования» (К. В. Ельницкий). Е. И. Перовский определяет методы обучения как «форма движения содержания в процессе обучения и т. д». [1].
Бесспорным остается то, что методы обучения отражают целевой и логико-содержательный, психологический, гноселогический и собственно педагогические аспекты обучения.
Наличие различных точек зрения на проблему классификацию методов обучния не означает «кризиса теории методов», а отражает объективную, реальную многоступенчатость методов обучения, естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.
Авторов заинтересовала активизация познавательной деятельности обучающихся, которая включает объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый (эвристический) метод, частично-исследовательский (экспериментальный) метод [1].
Авторами предлагается рассмотреть фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» тема «Формирование и управление психологией воинского коллектива», связанный с решением эвристических задач.
Рис. 1. Эвристические методы
Сначала напоминается теоретический материал. Далее высвечивается на слайде и одновременно раздаются курсантам учебные карточки с эвристическим заданием. Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности.
Признаки эвристического задания:
1) открытость, отсутствие заранее известного результата его выполнения.
2) опора на творческий потенциал курсанта, обеспечение развития его креативных способностей.
3) сочетание универсальной предметной основы задания и необходимость использования межпредметного подхода.
Рис. 2. Эвристическая игра
Товарищи курсанты. Внимание на слайд. Прочитайте эвристическую задачу.
Вы командир роты, которая участвует в боевых действиях на границе России, защищая её территориальную целостность. У Вас в роте четверо тяжело раненых бойцов:
— ваш заместитель старший лейтенант, незаменимый для Вас человек, помощник, ваша «правая рука»;
— 20-летний солдат контрактник, у которого жена должна родить ребенка, и солдат и его жена — воспитанники детского дома, сироты;
— старший лейтенант, у которого жена погибла в автомобильной катастрофе полгода назад и осталось двое детей;
— старший лейтенант, пользующийся исключительной любовью и уважением бойцов.
У всех больных ситуация критическая — без специализированной медицинской помощи могут скончаться в любой момент. Счет идёт на дни. Отправить в госпиталь Вы можете только одного, когда будет возможность отправить других, никто не знает.
Вопрос: Кому отдать предпочтение?
У Вас 5 минут на принятие решения. Через 5 минут представитель команды должен сформулировать решение и четко его аргументировать.
Рис. 3. Эвристическая учебная задача
Курсанты озвучивают решения эвристической задачи.
Рис. 4 Фрагмент по теме «Психические процессы и их учет в обучении и воспитании воинов»
На рис. 4 курсанты выполняют следующее задание: выбирается курсантами карточка, на которой написано психическое явление, затем в макете таблицы находите место для данного явления. В этом задание курсантам помогают знания, полученные на предыдущей лекции, которое они смогут применить в практике военно-профессиональной деятельности.
Таким образом, метод эвристической игры позволяет сформировать у курсантов способности к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения, действию в нестандартных ситуациях.
Литература:
- Полуднякова, Н. А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников / Н. А. Полуднякова, С. А. Вильцина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1068–1071