Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской компетенции. Авторами разработана педагогическая модель, в которой представлен конечный результат ее реализации, определена цель, дана характеристика средств и подходов, необходимых для ожидаемого результата.
Ключевые слова: обучающиеся, интеграция, мотивация, читательская компетенция, модель, образовательные технологии.
Введение. Происходящая в настоящее время трансформация мироустройства приводит к повышению значимости образования в Российской Федерации для достижения благоприятного будущего страны, что определяет необходимость его совершенствования, используя передовые образовательные технологии.
За последнее время в России произошли существенные изменения в системе образования, а именно: 31 мая 2021 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, реализуется комплекс мероприятий, нацеленных на достижение национальных целей в части цифрового развития сферы общего образования, разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая предполагает комплекс действий, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальное и психологическое их развитие [5].
Все эти изменения происходят на фоне усиления международной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности, и как следствие образование является важным фактором в подготовке высококвалифицированных кадров. Важнейшее значение приобретает вопрос формирования учебной мотивации у обучающихся и владение иностранным языком, так как этот вопрос является многоаспектным на последующих ступенях обучения и приобретения профессии. Актуальность задач совершенствования образования в начальной школе и важности обучения детей иностранному языку подтверждается многочисленными исследованиями в этой сфере. Качественное образование в школе как основа для формирования конкурентоспособной личности на рынке труда рассматривается в трудах Л. Н. Ачкасовой, А. Г. Бермус, Е. М. Беспаленко, П. В. Журавлева, А. З. Зак, Ю. В. Исаева, А. П. Тряпициной, А. С. Фетисова и др.
Так Н. Е. Колгановой разработана модель формирования основ читательской компетентности младших школьников, структура которой представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций. Автором выделены следующие компетенции: личностно-ценностные, учебно-познавательные, информационно-коммуникативные, а критериями и показателями являются: мотивационный, когнитивный и деятельностный [4].
Ученым Д. Л. Готлиб разработана методика обучения иностранному языку, ориентированная на повышение мотивации школьников, которая направлен на формирование функциональной грамотности в области английского языка, опирающаяся на аффективный подход, c учётом психологических, физиологических и гендерных особенностей обучающихся основной школы. Автором созданы учебные пособия с использованием интерактивных сервисов, что отвечает требованиям цифровой трансформации образования и относится к инновационным технологиям [2].
Проанализировав научную литературу по актуальным вопросам преподавания английского языка в урочное и во неурочное время и формирования читательских компетенций у младших школьников, была сформулирована цель исследования — разработать систему интеграции педагогической деятельности учителей начальной школы и иностранного языка для формирования читательской компетенции у обучающихся начальной школы и создания учебной мотивационной образовательной среды с использованием современных образовательных технологий.
Объект исследования : обучающиеся общеобразовательной школы
Предмет исследования : интеграция учителей в вопросах обучения школьников и использование инновационных образовательных технологий как фактор повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка и формированию читательских компетенций.
Гипотеза исследования : мотивация обучающихся к изучению английского языка и повышению читательской компетенции будет повышаться, если:
– будут определены цели, подходы, образовательные технологии обучения иностранному языку и повышение читательской мотивации обучающихся;
– будет разработана педагогическая модель интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное общее образование» как условие эффективного обучения.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в 2021–2022 году в МКОУ «Курбатовская СОШ» Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области. Участники эксперимента педагоги и обучающиеся начальной и общеобразовательной школы. В качестве методов исследования применялись инновационные образовательные технологии, описанные в модели. Например, метод кейса на английском языке. Тема «Общение в школе» (перцептивный компонент). Обучающимся предлагается посмотреть на картинку, прочитать текст к картинке и решить кейс.
Текст кейса « At school during recess, two boys quarreled over participation in sports competitions. The older boy was angry and spoke rudely to the younger one. The younger maklchik was frightened. The girl at the back smiled».
Isolate the problem(s) from the situation
Possible causes (describe)
Solution to the problem (suggest and describe)
Относительно читательской компетентности обучающихся начальной школы — это деятельность педагога по формированию у детей способности к целенаправленному осмыслению текста и информации после прочтения книги.
Результаты и их обсуждение
Реализация педагогической модели интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное общее образование» как условие эффективного обучения предполагает достижение цели повышения мотивации к изучению иностранного языка и формирование читательской компетенции младших школьников.
Рис. 1. Педагогическая модель интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное общее образование» как условие эффективного обучения
Все компоненты педагогической модели взаимосвязаны и представляют собой целостность. Каждый из этих компонентов присутствует на всех этапах.
Проведение контрольного мониторинга подтвердило эффективность модели, что позволило сделать следующие выводы: в условиях цифровой трансформации образования и интеграции всех сфер жизни, знание иностранного языка и хорошо развитая речь является необходимым условием успешности в жизни и профессии. Разработанная модель интеграции школьных предметов является инновационной и демонстрирует эффективность при формировании положительной мотивации для повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и формирования читательских компетенций. Реализация модели позволила: повышение уровня предметных результатов, повышение уровня читательских компетенций и метапредметных результатов, удовлетворенность школой родителей обучающихся.
Литература:
- Бермус, А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 127 с.
- Готлиб Д. Л. Обучение иностранному языку как фактор повышения мотивации школьников в условиях модернизации образования. Дисс...кандидата педагогических наук. Пермь, — 2021 г, — 174 с.
- Зак А. З. Развитие авторского мышления у младших школьников. — М.: Библио-Глобус, 2016. — 218 с.
- Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Колганова Наталья Евгеньевна, Тамбов, 2013.- 235 с
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронная версия) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/