Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Черемисина, Т. П. Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий / Т. П. Черемисина, А. В. Литвинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 456-458. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96973/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской компетенции. Авторами разработана педагогическая модель, в которой представлен конечный результат ее реализации, определена цель, дана характеристика средств и подходов, необходимых для ожидаемого результата.

Ключевые слова: обучающиеся, интеграция, мотивация, читательская компетенция, модель, образовательные технологии.

Введение. Происходящая в настоящее время трансформация мироустройства приводит к повышению значимости образования в Российской Федерации для достижения благоприятного будущего страны, что определяет необходимость его совершенствования, используя передовые образовательные технологии.

За последнее время в России произошли существенные изменения в системе образования, а именно: 31 мая 2021 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, реализуется комплекс мероприятий, нацеленных на достижение национальных целей в части цифрового развития сферы общего образования, разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая предполагает комплекс действий, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальное и психологическое их развитие [5].

Все эти изменения происходят на фоне усиления международной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности, и как следствие образование является важным фактором в подготовке высококвалифицированных кадров. Важнейшее значение приобретает вопрос формирования учебной мотивации у обучающихся и владение иностранным языком, так как этот вопрос является многоаспектным на последующих ступенях обучения и приобретения профессии. Актуальность задач совершенствования образования в начальной школе и важности обучения детей иностранному языку подтверждается многочисленными исследованиями в этой сфере. Качественное образование в школе как основа для формирования конкурентоспособной личности на рынке труда рассматривается в трудах Л. Н. Ачкасовой, А. Г. Бермус, Е. М. Беспаленко, П. В. Журавлева, А. З. Зак, Ю. В. Исаева, А. П. Тряпициной, А. С. Фетисова и др.

Так Н. Е. Колгановой разработана модель формирования основ читательской компетентности младших школьников, структура которой представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций. Автором выделены следующие компетенции: личностно-ценностные, учебно-познавательные, информационно-коммуникативные, а критериями и показателями являются: мотивационный, когнитивный и деятельностный [4].

Ученым Д. Л. Готлиб разработана методика обучения иностранному языку, ориентированная на повышение мотивации школьников, которая направлен на формирование функциональной грамотности в области английского языка, опирающаяся на аффективный подход, c учётом психологических, физиологических и гендерных особенностей обучающихся основной школы. Автором созданы учебные пособия с использованием интерактивных сервисов, что отвечает требованиям цифровой трансформации образования и относится к инновационным технологиям [2].

Проанализировав научную литературу по актуальным вопросам преподавания английского языка в урочное и во неурочное время и формирования читательских компетенций у младших школьников, была сформулирована цель исследования — разработать систему интеграции педагогической деятельности учителей начальной школы и иностранного языка для формирования читательской компетенции у обучающихся начальной школы и создания учебной мотивационной образовательной среды с использованием современных образовательных технологий.

Объект исследования : обучающиеся общеобразовательной школы

Предмет исследования : интеграция учителей в вопросах обучения школьников и использование инновационных образовательных технологий как фактор повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка и формированию читательских компетенций.

Гипотеза исследования : мотивация обучающихся к изучению английского языка и повышению читательской компетенции будет повышаться, если:

– будут определены цели, подходы, образовательные технологии обучения иностранному языку и повышение читательской мотивации обучающихся;

– будет разработана педагогическая модель интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное общее образование» как условие эффективного обучения.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в 2021–2022 году в МКОУ «Курбатовская СОШ» Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области. Участники эксперимента педагоги и обучающиеся начальной и общеобразовательной школы. В качестве методов исследования применялись инновационные образовательные технологии, описанные в модели. Например, метод кейса на английском языке. Тема «Общение в школе» (перцептивный компонент). Обучающимся предлагается посмотреть на картинку, прочитать текст к картинке и решить кейс.

Текст кейса « At school during recess, two boys quarreled over participation in sports competitions. The older boy was angry and spoke rudely to the younger one. The younger maklchik was frightened. The girl at the back smiled».

Isolate the problem(s) from the situation

Possible causes (describe)

Solution to the problem (suggest and describe)

Школьная сцена издевательства над детьми | Бесплатно векторы

Относительно читательской компетентности обучающихся начальной школы — это деятельность педагога по формированию у детей способности к целенаправленному осмыслению текста и информации после прочтения книги.

Результаты и их обсуждение

Реализация педагогической модели интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное общее образование» как условие эффективного обучения предполагает достижение цели повышения мотивации к изучению иностранного языка и формирование читательской компетенции младших школьников.

Педагогическая модель интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное общее образование» как условие эффективного обучения

Рис. 1. Педагогическая модель интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное общее образование» как условие эффективного обучения

Все компоненты педагогической модели взаимосвязаны и представляют собой целостность. Каждый из этих компонентов присутствует на всех этапах.

Проведение контрольного мониторинга подтвердило эффективность модели, что позволило сделать следующие выводы: в условиях цифровой трансформации образования и интеграции всех сфер жизни, знание иностранного языка и хорошо развитая речь является необходимым условием успешности в жизни и профессии. Разработанная модель интеграции школьных предметов является инновационной и демонстрирует эффективность при формировании положительной мотивации для повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и формирования читательских компетенций. Реализация модели позволила: повышение уровня предметных результатов, повышение уровня читательских компетенций и метапредметных результатов, удовлетворенность школой родителей обучающихся.

Литература:

  1. Бермус, А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 127 с.
  2. Готлиб Д. Л. Обучение иностранному языку как фактор повышения мотивации школьников в условиях модернизации образования. Дисс...кандидата педагогических наук. Пермь, — 2021 г, — 174 с.
  3. Зак А. З. Развитие авторского мышления у младших школьников. — М.: Библио-Глобус, 2016. — 218 с.
  4. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Колганова Наталья Евгеньевна, Тамбов, 2013.- 235 с
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронная версия) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, читательская компетенция, начальная школа, эффективное обучение, педагогическая модель интеграции, повышение уровня, формирование, общеобразовательная школа, Российская Федерация.


Похожие статьи

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Подготовка личности обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению посредством психологического сопровождения в средней общеобразовательной школе

В статье представлен опыт психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как системы подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профильного образования, профессиональног...

Похожие статьи

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Подготовка личности обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению посредством психологического сопровождения в средней общеобразовательной школе

В статье представлен опыт психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как системы подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профильного образования, профессиональног...

Задать вопрос