В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.
The article examines the importance of using gaming technologies in teaching vocabulary in English lessons.
В процессе обучения учащихся разных возрастов учителя часто сталкиваются с проблемой пробуждения активности на уроке у детей. Часто возникают ситуации, когда традиционные формы работы не способствуют включению учащихся в деятельность урока и возникновению у них познавательного интереса. Особенно эта проблема применительно к урокам иностранного языка проявляется при работе с подростками. Если в начальной школе сам метод проведения уроков предполагает использование различных веселых песен, игр и т. д., то в подростковом возрасте интерес к этим формам работы, конечно же, пропадает и выбор увлекательных приемов обучения усложняется. В настоящее время остро стоит проблема повышенной психоэмоциональной нагрузки на учеников, использование игровых форм обучения помогает снизить информационное давление. В процессе игры ребенок незаметно усваивает учебный материал. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращают внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Я думаю, что в игре особенно полно проявляются способности человека, в частности ребенка. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за свои результаты. Метод обучения должен быть адаптирован к интересам и потребностям учеников, при правильной мотивации к изучению английского языка у учеников больше возможностей добиться успеха.
Важнейшим фактором развития межязыковой коммуникации является обучение лексической стороне речи. Владение словом, знание его значения, недостаточно в речевой деятельности, важно владеть связями слова и уметь выполнять образование на их основе различных словосочетаний, поэтому необходимо использовать игровые технологии на уроках английского языка, чтобы преодолеть трудности его усвоения. Актуальной проблемой, связанной с изучением иностранного языка, остается запоминание слов. На среднем этапе обучения, когда учащиеся уже знают достаточное количество слов, трудно усваивать большой объем информации: длинные списки слов, множество их значений и т. д. Справиться с этими и другими трудностями помогает лексическая игра. Лексическая игра помогает решить ряд важных задач, а именно: правильно воспринимать образ слова, установить связь между образом и значением, правильно сочетать вводимый вокабуляр с другими словами и выражениями, так как важно не только помнить сами слова, а правильно их использовать в речи, уметь выражать свои мысли и при этом понимать собеседника.
Однако необходимо отметить, что лексическая игра является эффективной только при соблюдении ряда требований по отношению к ней: сознательный подход обучающихся, понятность и доступность игрового материала, последовательность в этапах (от простых игр к сложным) [3].
Существует огромнейшее многообразие лексических игр, которые преследуют следующие цели:
1) тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной ситуации;
2) активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
3) развивать речевую реакцию учащихся;
4) познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Но всегда необходимо помнить, что в игре следует учитывать психологические особенности учащихся, в игре должен отрабатываться лексический материал, работа над которым ведется в классе в данный момент, объяснения правил, и сама игра проводится на иностранном языке; Приёмы введения лексики могут быть различны. Один из них — зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т. д. Время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, потому что игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ученики в процессе игры, станет активной.
Классификация развивающих игр на иностранном языке
Помимо определения роли игр в процессе обучения, важно знать их разновидности. С. В. Кульневич и Т. П. Лакоценина предлагают следующую классификацию игр:
Игры-упражнения . Обычно они занимают 10–15 минут и направлены на улучшение когнитивных способностей учащихся, являются хорошим инструментом для развития познавательных интересов, понимания и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, ребусы с объяснением пословиц и поговорок, загадки.
Игры о путешествиях . Они могут проводиться как непосредственно на занятиях, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат главным образом целям углубления, понимания и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личном опыте и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что моделируются условия воображаемой ситуации, и учащиеся играют определенные роли.
Соревновательная игра может включать в себя все вышеупомянутые виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения такого рода игр учащиеся делятся на группы, команды, между которыми проводится соревнование. Существенной особенностью соревновательной игры является наличие в ней конкурентной борьбы и сотрудничества.
В качестве примеров представлены, следующие игры для учащихся 6–8 классов:
– Memory game . Учитель пишет на доске слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и стирает некоторые буквы. Ученики должны догадаться, какой части слова не хватает.
– Гонка слов (Word race). Это игра для закрепления слов, которые вы изучали на прошлом уроке. Правила игры: Ученики делятся на две команды; Доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания; Затем необходимо записывать по одному слову в соответствии с темой. Одно слово, один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.
– Правда или ложь (Truth or lie)
Ученики пишут на листке три предложения о себе. Одно из них является правдой, остальные два — ложью, разрешается задавать вопросы касательно утверждений. И в итоге необходимо определить, что правда, а что ложь.
– Пазлы. Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т. д. Как играть в пазлы? На бумаге пишутся 3–5 предложений разным цветом, затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы; Слова перемешиваются и складываются в шапку; Класс делится на 2–3 команды и каждая поочередно собирает предложения; Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.
– Словарный ёжик . Учитель выбирает какую-либо лексическую тему из пройденного, например, «Means of transport». Эту тему надо выписать на доске и обвести в круг. Это сам «ёжик». Теперь ему надо добавить «иголки» — лексические единицы темы. Задача учеников — вспомнить и назвать как можно больше слов на заданную тему.
– Песни
Целью этих занятий является отработка словарного запаса, с языковой точки зрения и навыков аудирования.
- Найдите слово
Задача для учащихся состоит в том, чтобы прослушать определенное слово или словосочетания, а затем подсчитать их количество в конкретной песне. Например, дети могут сосчитать слова «привет» и «до свидания» в песне Hello, goodbye группы The Beatles.
- Картинки с песнями
Учитель готовит описательный текст песни и картинку, которая его иллюстрирует. Картинку можно найти или нарисовать, и в ней могут быть некоторые ошибки или пробелы. Затем ученики получают копии, слушают песню и исправляют или дополняют картинку.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Игровые методы являются одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку, поскольку их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка в старших классах удовлетворяет когнитивные потребности подростков. Игра активизирует мыслительные процессы и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования, могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, если они соответствуют целям и задачам обучения. Обращаясь к формированию лексического материала на уроках английского языка, учитель может сразу же решить несколько задач:
– Формировать произносительные и интонационные навыки на примере лексических упражнений;
– Приобщить учащихся к лексике, язык которой изучается;
– Закрепить изучаемый материал данной темы и расширить лексический запас учащихся.
Использование игровых технологий на уроках иностранного языка, с одной стороны, способствует развитию лексических навыков, с другой стороны, развивает такие качества, как заинтересованность, самостоятельность, самоорганизацию и мотивацию к познанию новой информации. Игру также можно рассматривать как средство формирования способности к общению, так как с ее помощью учитель помогает установить контакт с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.
Литература:
- Давыдова, Э. М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранный язык в школе. — 2010. — № 6. — С. 34–38.
- Елагова Е. В. Игровые технологии как метод интенсификации обучении иностранному языку. — Могилев, 2003. — 55 с.
- Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006.
- Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка. Пер с англ. — М.: ООО «Издательство Аст»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 124 с.
- Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. — 2004.