Коррекция компьютерной зависимости у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Подчиварова, Д. А. Коррекция компьютерной зависимости у подростков / Д. А. Подчиварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 508-510. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96984/ (дата обращения: 21.11.2024).



В современном мире интернет-зависимость подростков становится всё более актуальной проблемой. Её можно отнести к распространённым психологическим проблемам современной семьи, потому что при помощи психолога именно родители способны позитивно повлиять на подростка, предотвратить у него появление компьютерной зависимости или помочь ему от неё избавиться.

Первая трудность, с которой придётся столкнуться подростку — это осознать проблему, принять, что она существует. Человеку, страдающему от компьютерной зависимости, как правило, сложно признать факт своего подчинения, по сути рабства, и, хотя некоторые ученые высказывают такое мнение, что при компьютерной зависимости, в какой-то момент наступает пресыщение, и якобы дальше человек охладевает к компьютеру, либо это становится его профессией, — но это относится скорее к сформировавшейся личности, а не к подростку.

Второе, — начинать борьбу с зависимостью нужно как можно раньше, а не ждать, когда «само пройдёт». И здесь опять же без специалиста не обойтись, нужен хороший психолог или психотерапевт. Консультация психолога поможет подростку осознать проблему, разбудить его желание преодолеть свою зависимость, выйти из подчинения и стать свободным.

Психологи, работающие с интернет-зависимостью, отмечают наличие проблем с социальной адаптацией, сложности в построении конструктивных взаимоотношений как в семье подростка, так и в его окружении. Проводится работа с родителями, (которые должны осознать и исправить свои ошибки воспитания) восполняется недостаток информации, задаётся новый вектор движения.

И третье, — для успешного преодоления этой проблемы понадобится система действий самого человека. Помощь подростку оказывает его семья, родители. При их заинтересованном участии составляется план/алгоритм действий, в котором учитывается режим (нагрузки — отдыха); временной регламент пользования интернетом (лучше применять мягкий подход, постепенно сокращая время пребывания за компьютером); привлекаются все имеющиеся личностные ресурсы (берутся в качестве ресурса сильные черты, такие как терпение, настойчивость, сила воли, намечаются способы совладания со слабыми чертами характера лень, зацикленность, ранимость, замкнутость, безответственность).

На первом этапе главное — достичь готовности подростка к изменениям, преодолеть сопротивление, осознать причины зависимости, что это заболевание и оно успешно лечится.

На втором этапе подросток должен поднять самооценку, поверить в свои силы, и в то, что у него есть поддержка.

Третий этап — это изменение поведения, — важно научиться контролировать время работы за компьютером, преодолеть негативные эмоции, раздражительность, и таким образом, саму зависимость.

Четвёртый — после того, как научился контролировать своё поведение, — это коррекция социальных взаимоотношений, постепенное заполнение свободного времени активными видами спорта и отдыха, общением с друзьями.

Последний, пятый этап — это закрепление результата и работа с последствиями (например, заброшенная учёба или восстановление нарушенных взаимоотношений в социуме).

В последнее время появились современные способы преодоления интернет — зависимости, такие, как бесплатные мобильные приложения, помогающие избавиться от экранной зависимости через самоконтроль. Одни из них регулируют время работы на компьютере, другие собирают статистику об использовании гаджета и показывают пользователю, сколько часов он провел в VK, сколько — в Instagram и так далее., третьи позволяют установить таймер на использование устройства или конкретных приложений (например, вы хотите проводить в Instagram не больше часа в день — поставьте лимит времени, и по истечении часа приложение запретит вам открывать Instagram).

Есть ещё одно очень популярное приложение для медитации, оно помогает быстро успокоиться, научит держать фокус, справляться со стрессом и эмоциональным выгоранием, лучше засыпать, и отдыхать без гаджетов. Все, что нужно, — один-два раза в день запускать приложение и выполнять упражнения и рекомендации.

Проанализировав, какие именно проблемы лежат в основе интернет-зависимости, причины, по которым подросток убегает в виртуальный мир, можно подобрать подходящий и действенный способ для преодоления вредной привычки.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студ. ВУЗов. / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 624 с.
  2. Агафонов, А. Ю. Сознавание и осознание // Известия Самарского научного центра РАН [Текст] / А. Ю. Агафонов. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2003. — 147с.
  3. Азарова, Р. И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р. И. Азарова, С. Б. Алешкин. — 2003. — № 10. — С. 3335.
  4. Алексеева, Л. С. Работа с подростками с компьютерной зависимостью в учреждениях социального обслуживания: Социально — психологический аспект [Текст]/Л. С. Алексеева// Семья в России. — 1998. — № ¾. — С. 112–124.
  5. Артемова, Л. В. Компьютерные игры школьников [Текст]/ Л. В. Артемова. — М.: Авс, 2011. — 276 с.
  6. Африна, Е. Один ученик — один компьютер //Народное образование [Текст] / Е. Африна. — 2009. № 8. С. 2729.
  7. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Т. Байярд. — М.: Просвещение, 1991. — 63с.
  8. Балонов, И. М. Компьютер и подросток [Текст]. / И. М. Балонов.- М.: Просвещение, 2002.
  9. Баранова, С. В. Вредные привычки избавление от зависимости [Текст] / С. В. Баринова Ростов-на-Дону: ПРИК 2007. 186 с.
  10. Барцаклина, В. В. Увлечение компьютерными играми: беда или благо? [Текст] / В. В. Барцаклина. — М.: Академия, 2009. 278с.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, время работы, подросток, проблема.


Задать вопрос