В данной статье рассматриваются ключевые особенности современного школьного образования Великобритании, изучаются классификации школ их роль в обучении детей.
Ключевые слова: Великобритания, образование, школа
Великобритания — одна из наиболее развитых стран Европы и мира в целом. Велика её роль в экономическом, политическом, культурном аспекте развития. В последние десятилетия страна четко удерживает свои лидерские позиции в экономическом производстве. Великобритания состоит из четырех королевств — Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии [3, с.71].
В начале XXI века образование в Великобритании занимает одно из наиболее приоритетных направлений в политике страны, в независимости от того, какие политические партии и силы находятся во главе государства. Английская система образования стала некой моделью для подражания в других странах мира. Данный факт требует краткого рассмотрения истории образования.
В отличие от других Европейских стран, образование в Англии и привычная школьная система сложились достаточно поздно, лишь к концу XIX века, т. к. до этого времени церковь оказывала большое влияние на развитие и образования и распространение школ [3, с.88].
Первым актом общенационального значения считается «Закон об образовании» 1944 года, известный также как «Закон Батлера», который, в основном, затронул школьное образование. Данный закон полностью упорядочил систему образования и назначил органы её управления. Но он требовал доработок и улучшений, принятые акты дорабатывались, и к шестидесятым годам возникла необходимость к пересмотру и повышению качества образования. И в 1993 году Национальная Комиссия по образованию в Великобритании опубликовала доклад, который назывался «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены несколько целей дальнейшего развития образования: Сокращение объема обязательного образования; обязательное участие общественности в жизни школы; увеличение инвестиций в образование; сосредоточение управления образованием в одном правящем органе [2].
Следует отметить, что центральным и главным органом управления образованием является Департамент образования и науки. Данный Департамент контролирует школы, оказывает финансовую поддержку и принимает непосредственное участие в развитии всех уровней образования. Но Департамент не контролирует работу всех школ. Этим занимается Королевская инспекция и местные органы управления. Королевская инспекция контролирует и осуществляет общий надзор за всем образованием, кроме университетского.
Английская школа не похожа ни на одну школу в Европе. Она одновременно консервативна и традиционна, а также свободна, открыта и гуманна. Школы в Англии представляют собой пример школ с децентрализованным управлением, т. е. учебные планы разрабатываются учителем на уровне школы. Министерство образования разрабатывает планы и рекомендации по методикам преподавания и организациям образовательного процесса.
Рассмотрим подробнее особенности школьного образования в Великобритании.
В Великобритании существует большое количество разных школ. Но их широкий спектр делится на две большие группы — государственные (бесплатные) и частные.
Существуют некоторые классификации государственных школ.
Первая классификация — по возрасту учащихся:
— Школы полного цикла, где обучаются дети от 2 до 18 лет;
— Учреждения дошкольного образования, где дошкольников учат считать, писать, читать и т. д. Возраст учащихся варьируется от 2 до 4 лет;
— Учреждения для младших школьников (Junior Schools), где обучаются дети от 7 до 13 лет. Это так называемая начальная школа, по окончании которой дети сдают экзамен под названием Common Entrance Examination. Успешная сдача этого экзамена — успешное зачисление в среднюю школу;
— Учреждения для старших школьников (Senior Schools) от 13 до 18лет. Здесь дети обучаются два года для сдачи экзаменов GCSE (General Certificate of Secondary Education), за которым следует ещё два года обучения: A-Level либо International Baccalaureate;
— Grammar school — школы с углубленным изучением некоторых предметов, для детей с 11 лет.
Вторая классификация — по половой принадлежности учащихся. Различают: смешанные школы, где совместно обучаются и мальчики, и девочки; школы для девочек и школы для мальчиков
Следующая классификация затрагивает уже частные школы. К таким учреждениям относятся школы — пансионы, или так же их называют частными школами, где дети живут и учатся отдельно от своих родителей. В таких школах преподают больше предметов, более развит индивидуальный подход к ученикам, решающее внимание уделяется воспитанию ребенка в духе английских традиций, воспитывается нравственность, патриотичность, гуманизм. В частных школах большое значение отводят развитию творческого потенциала ребенка, так же прививают любовь к спорту и активному образу жизни.
По всей стране действует система обязательного общего бесплатного школьного образования для детей, т. е. дети могут обучаться в них независимо от их социального и финансового положения. Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В 5 лет дети поступают в школу для малышей, с 7 лет они переходят в начальную школу, а с 11 из начальной в среднюю.
Что касается обязательного образования, то обучение в таких школах длится 38 учебных недель. Год разделен на триместры, которые чередуются с каникулами: летние каникулы, продолжающиеся 6 недель, рождественские и пасхальные, которые продолжаются от 2 до 3 недель. В середине триместров также предполагаются недельные каникулы. Обучение в таких школах обычно носит пятидневный характер, занятия начинаются в 9:00, а заканчиваются в 15:00. В это время включен перерыв на обед [1, с.68].
Перед тем как пойти в школу, ребенок должен пройти так называемый подготовительный курс, где особое внимание уделяют развивающим играм и воспитанию дошкольников.
Как было сказано выше, в 5 лет ребенок зачисляется в начальную школу и обучается там до 11 лет. За время обучения дети сдают промежуточные экзамены, которые контролируют усвоенные знания. В начальной школе дети изучают несколько предметов: родной язык (английский), основы математики, ручной труд, искусство, природоведение, религию и т. д.
По окончании начальной школы, следует обучение в средней школе.
Среднее образование для детей до 16 лет является так же обязательным. Все школы учат и готовят детей к выпускному экзамену Common Entrance Examination, успешная сдача которого гарантирует ребенку поступление в старшую школу.
По достижении ребенком 16 лет, обязательное образование считается законченным, подросток может уйти из школы и работать, а может продолжить образование, чтобы поступить в университет. Желающим продолжить образование требуется завершить двухгодичный курс A-levels. В течение этого времени подростки глубоко изучают 7–8 предметов из 15–20 предложенных школой. Выбирая те или иные предметы, подросток, тем самым, определяет свою будущую специализацию. После прохождения двухгодичного курса A-levels, студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.
Некоторые особенности школьного образования в Великобритании:
— Общая продолжительность обучения составляет 13 лет;
— Большой выбор вариантов для обучения (государственные или частные, грамматические или объединенные школы);
— Самостоятельный выбор учебных предметов. В старшей школе подросток по своему усмотрению выбирает предметы, которые он хочет изучать;
— Строгая дисциплина, которая касается как правил поведения, обучения, так и внешнего вида школьника;
— Формы и методы школьного обучения направлены на то, чтобы учащиеся в процессе учебы проявляли большую самостоятельность и инициативу.
Как уже было сказано, Великобритания состоит из четырех королевств — Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
С позиции образования четко разграничиваются две образовательные системы:
— система, принятая в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии;
— система, принятая в Шотландии.
Рассмотрим подробнее особенности системы образования в Шотландии.
Всю систему образования можно охарактеризовать как гибкую, ведь уже с младших классов у ребенка есть большой выбор: сколько лет учиться, какие дисциплины изучать, какую школу выбрать и т. п.
Уровни образования в Шотландии делятся по такому же принципу, как и в Англии.
Качество экзаменов контролирует Шотландское квалификационное управление — Scottish Qualifications Authority (SQA).
Особенность системы образования в Шотландии, по сравнению с Великобританией, заключается в том, что Шотландцы, войдя в состав Соединенного Королевства, предпочли сохранить традиционную систему образования. Главное отличие состоит в том, что в Шотландии в программу средней школу включено больше предметов, около 6, а в Великобритании, как известно, всего 3–4. Это способствует повышению общей эрудиции шотландских школьников, не присуждая им узкой квалификации. Чтобы поступить в университет, выпускнику нужно сдать минимум четыре экзамена.
Таким образом, ученики в Шотландии оканчивают школу на год раньше, чем английские, но в университете учатся на год больше.
В Шотландии преобладают государственные школы, всего 5 % детей учатся в частных школах. Частных школ в Шотландии относительно мало.
Таким образом, Шотландия, сохраняя свои национальные и культурные традиции образования, совершенно не уступает место Англии по подготовке школьников и студентов.
В заключении отметим, что школьное образование Великобритании очень ценится на мировой арене, выпускники таких школ имеют хорошую репутацию и поступают в престижные высшие учебные заведения не только Великобритании, но и мира. Такой успех объясняется как историческими, так и современными факторами. Государство акцентирует своё внимание на образовании, и, при возникновении неполадок в данной системе, оно быстро их устраняет.
Литература:
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. — М.: Народное образование, 2009. — 208 с.
- Сабирова Д. Р. Историческая ретроспектива становления британской системы непрерывного педагогического образования в 1944–1970 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007–1.html (дата обращения 24.11.22).
- Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: история и современность. — М.: Педагогическое общество России, 2011. — 576 с.