Понятие «миростроительство» впервые появилось в работах норвежского исследователя проблем поддержания мира Й. Галтунга. В 1976 г. он, изучая пути преодоления насилия в конфликтных или постконфликтных ситуациях, обозначил три основных предназначенных для этого инструмента: поддержание мира, установление мира и миростроительство. В дальнейшем понятие проникло в официальные политико-дипломатические документы ООН. В частности, наиболее полно оно было сформулировано в «Повестке дня для мира» 1992 г. Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали.
Задача миростроительства — создание устойчивого мира. Этот термин означает отсутствие насилия, политической, экономической и культурной форм дискриминации, высокий уровень законности, самообеспечение и склонность к усилению конструктивного преобразования конфликта.
Миростроительство — термин, который возник недавно. Он определяется как деятельность, проводимая после окончания конфликта с целью восстановить основы мира и дать инструменты для того, чтобы на этих основах построить нечто более значительное, чем просто отсутствие войны. Хотя точного определения этого термина в Уставе ООН не содержится, комплексные операции в пользу мира должны осуществляться в соответствии с положениями Устава ООН, а именно главы 6 и 7.
Деятельность ООН по миростроительству состоит в помощи странам, выходящим из конфликта. Она существует для того, чтобы избежать риска возобновления конфликта и поддержать устойчивость мира. Данными функциями занимается Комиссия по миростроительству — это межправительственный, консультативный орган, поддерживающий усилия в пользу мира в затронутых конфликтами странах. Данная комиссия является важной частью механизма ООН. Также существуют Фонд миростроительства и Управление по поддержке миростроительства. Последний орган оказывает поддержку Комиссии, так как дает стратегические рекомендации и руководящие указания, управляет Фондом.
«Поддержание мира и миростроительство являются двумя сторонами одной медали, обеспечивая оказание реальной помощи странам, выходящим из состояния конфликта с тем, чтобы они могли укрепить достигнутый хрупкий мир»
Задача миростроительства — создание устойчивого мира. Этот термин означает отсутствие насилия, политической экономической и культурной форм дискриминации, высокий уровень законности, самообеспечение и склонность к усилению конструктивного преобразования конфликта.
Одним из важнейших мероприятий в рамках миростроительства в контексте постконфликтных ситуаций является контроль за разоружением. Необходимо пресекать распространение оружия, сократить, а после и вовсе ликвидировать все запасы оружия массового поражения. Организация Объединенных Наций — это постоянная платформа для проведения переговоров по разоружению, которая не только вырабатывает рекомендации, но и выступает инициатором исследований в данной области. Генеральная Ассамблея и другие органы ООН, при поддержке Управления по вопросам разоружения содействуют данной задаче.
Поддерживаются многосторонние переговоры, которые ведутся в рамках Конференции по разоружению и других международных органах. Благодаря этим переговорам были подписаны такие международные соглашения, как: Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996), договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
Существует церемония «Пламя мира», которая заключается в сжигании оружия в целях разоружения и примирения в стране Буаке, Кот-дИвуар, поэтому смело можно считать, что процесс разоружения начался.
Заключены и многие другие договоры, которые запрещают разработку, производство и накопления химического и бактериологического оружия, а также размещение ядерного оружия на дне морей и океанов и в космическом пространстве, а также договоры, ограничивающие другие категории вооружений.
Оттавскую конвенцию 1997 года о запрещении наземных мин подписали 150 государств. Организация Объединенных Наций считает, что всем странам необходимо присоединиться, чтобы избавиться от разрушительного оружия. ООН поддерживает меры по предотвращению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями, использовавшимися в качестве главных средств ведения войны.
Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций и система стандартизированной отчетности о военных расходах обеспечивают повышение транспарентности в военных вопросах.
Международное агентство по атомной энергии, находящееся в Вене, действует, основываясь на системе соглашений о гарантиях, обеспечивает непереключение ядерного оборудования и материалов, предназначенных для мирных целей на военные цели. В Гааге базируется Организация по запрещению химического оружия. Её функции заключаются в сборе информации о химических объектах всех стран мира. Организация по запрещению химического оружия постоянно проводит инспекции, чтобы контролировать соблюдение Конвенции.
В последние 20 лет разоружение, демобилизация и реинтеграция (РДР) стали неотъемлемой частью мер по постконфликтной консолидации мира. Эти способы урегулирования конфликтов заняли важное место в мандатах операций по поддержанию мира.
Мероприятия по РДР являются важнейшими компонентами начальной стабилизации и программ долгосрочного развития стран, пострадавших от конфликта. Мероприятия по РДР должны быть полностью включены в мирный процесс, начиная с мирных переговоров, поддержания мира, вплоть до мероприятий в области миростроительства.
Разоружениевключает в себя сбор, документирование, контролирование и уничтожение стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ легкого и тяжелого вооружения, изъятого у комбатантов и зачастую у гражданского населения.
Демобилизация — это официальное и контролируемое увольнение активных комбатантов из вооруженных сил и группировок, включая этап «восстановления», во время которого комбатантам предоставляется краткосрочная помощь.
Реинтеграция — это процесс, в рамках которого бывшие комбатанты получают гражданский статус, находят работу и источники дохода. Этот процесс политического и социально-экономического характера не имеет ограничений по времени и происходит главным образом в общинах на местном уровне.
Цель РДР — укрепление безопасности и стабильности в постконфликтных ситуациях и создание условий для перехода к восстановлению и развитию. РДР помогает создать благоприятную среду для политических и мирных процессов, обеспечивая решение проблемы безопасности в тот момент, когда бывшие комбатанты пытаются приспособиться к нормальной жизни во время важного периода перехода от конфликта к миру и развитию.
Мероприятия РДР помогают бывшим комбатантам стать активными участниками мирного процесса посредством следующих мер:
— изъятия оружия у комбатантов;
— увольнения комбатантов из военных структур;
— социально-экономической интеграции комбатантов в общество.
Таким образом, поддержание мира и миростроительство являются двумя сторонами одной медали, обеспечивая оказание реальной помощи странам, выходящим из состояния конфликта с тем, чтобы они могли укрепить достигнутый хрупкий мир.
Литература:
- Шатров В. П. Международно-правовые проблемы установления нового международного экономического порядка // Советское государство и право. 1986. № 8. С 84–96.
- Э. А. Пушмин. Мирные средства разрешения споров. Учебник — Ярославль, 1981 — стр.44–46.
- Миростроительство в рамках деятельности ООН по поддержанию мира / С. Н. Снегина// Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Вып. 5, ч.2 — Казань, 2004 — С 114–119.