Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Бабаянц, Л. А. Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л. А. Бабаянц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 385-386. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96995/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру такого речевого нарушения как общее недоразвитие речи. Среди них: недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, нарушения лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия и т. д. Также затронута тема профилактики появления данных дефектов и даны некоторые рекомендации родителям детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звукопроизношение, лексико-грамматический компонент речи, моторика, мыслительные процессы.

Общее недоразвитие речи — совокупность сложных речевых нарушений, при которых нарушается формирование всех компонентов системы речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Возрастной период ребенка, в котором могут наиболее явно наблюдаться речевые дефекты, варьируется от одного до шести лет. Детально рассмотрим основные компоненты, затрагивающиеся при данном речевом нарушении:

  1. Звукопроизношение

Звукопроизношение — процесс образования звуков речи, осуществляемый при совместной работе дыхательного, голосообразовательного и резонаторного отделов речевого аппарата, а также сопровождающийся регуляцией центральной нервной системы. Как правильно, при I и II уровне общего недоразвития речи речь звукопроизносительная сторона речи ребенка характеризуется искажениями, пропусками звуков. При III и IV уровне общего недоразвития речи звукопроизношение приближено к норме, могут наблюдаться недостатки произношения отдельных звуков, легко поддающиеся коррекции.

  1. Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие — это способность или умение ребенка воспринимать на слух или зрительно, а также различать звуки речи. При общем недоразвитии речи фонематическое восприятие детей часто нарушено, что проявляется в пропусках или заменах звуков, слогов, отсутствии дифференциации сходных по звучанию или графическому изображению звуков. Отсутствие своевременной коррекции фонематического восприятия у дошкольников может привести к появлению у них в дальнейшем таких нарушений письма и чтения, как дисграфия и дислексия.

  1. Лексико-грамматическая сторона речи

Развитие лексики и грамматики у дошкольников — важный этап развития речи в целом. Бедный словарный запас, неверное словоизменение, словообразование приводит к трудностям коммуникации и формирования четкой и правильной самостоятельной речи детей. Грамматический строй — взаимосвязь слов между собой в выражениях и предложениях. К моменту поступления в школу при нормальном речевом развитии ребенок должен иметь необходимый багаж знаний на различные лексические темы, уметь оперировать понятиями и значениями предметов, действий, а также иметь представления о словоизменении (изменение окончаний существительных, образование прилагательных от существительный, правильное употребление предложно-падежных конструкций и числительных и т. д.)

Говоря о всех вышеописанных нарушениях немаловажным является понимание основных причин, приведших к появлению речевых недостатков у ребенка. Для подбора верных методик коррекции и составления коррекционного маршрута важно определить структуру дефекта, т. е. что является первичным нарушением, а что выступает вторичным.

Общее недоразвитие речи может выступать как следствие таких серьезных расстройств речи, как дизартрия, алалия, афазия и др.

Для своевременного и правильного устранения дефекта, а также профилактики возникновения более серьезных нарушений компонентов речи важно вовремя заметить предпосылки тех самых нарушений и обследовать психоречевое развитие ребенка. Так, можно заметить, что у ребенка, имеющего предпосылки к нарушенному развитию речевой системы, первые слова появятся не в раннем возрасте, а ближе к 3–4 годам, а при более сложных дефектах и к старшему дошкольному возрасту. Таким детям доставляет трудности четкое выражение мысли, их речь малопонятна и невнятна для окружающих. Понимая это, дети становятся крайне критичны к своему дефекту, осознают его. Некоторые из них замыкаются в себе, необщительны, целью чего является скрытие своего нарушения, остальные стремятся преодолеть дефект и охотно вступают в контакт с коррекционным педагогом.

Помимо речевой симптоматики, могут наблюдаться и неречевые проявления, такие как:

— нарушение мыслительных операций и познавательной деятельности;

— страдает мелкая и общая моторика;

— трудности восприятия (как зрительного, так и слухового);

— неустойчивость памяти и внимания.

Участие родителей в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи играет важную роль. Помимо занятий с коррекционным педагогом, важна работа ребенка и самостоятельно дома, а также с помощью контроля родителей. Ребенку необходимо создать правильную речевую среду, побуждать его к речи, оказывать ему помощь, поддержку и мотивировать его к учебной деятельности.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, общее недоразвитие речи — совокупность нарушений всех компонентов речи, коррекция которых должна проходить комплексно, поэтапно, включая профилактику, анализ причин и симптомов нарушения. Важным было и остается взаимодействие всех специалистов, родителей и педагогов, для того чтобы систематически и комплексно воздействовать на первичные и вторичные проявления дефекта.

Литература:

  1. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
  2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов: ок. 7 000 терминов / О. С. Ахманова. — М.: Совет. энцикл., 1969. — 608 с.
  3. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие (кн. 5). — М., 2003.
  4. Елисеева, М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева // Логопед в дет. саду. — 2006. — № 1. — С. 4–14.
  5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: КнигоМир, 2011. — 320 с.
  6. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 1999. — 158 с.
  7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / сост.: В. И. Селиверстов [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. –400 с.
  8. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.07; 13.00.03 / Т. Б. Филичева. — М., 2000. — 145 л.
  9. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
  10. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб, заведений. — М: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, фонематическое восприятие, дошкольный возраст, ребенок, III, коррекционный педагог, лексико-грамматическая сторона речи, нарушение, речевое нарушение.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, моторика, звукопроизношение, мыслительные процессы, лексико-грамматический компонент речи

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

С каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Особенно много детей с общим недоразвитием речи, при котором страдают все компоненты речи, в частности лексико-грамматический строй. Для того, чтобы скорректировать это нарушение, необходима ...

Проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данный реферативный обзор содержит информацию о статьях, в которых рассматривается проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи и вопросы развития связной речи данной категории детей. Связная речь, носящая характ...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье раскрываются особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В результате проведенного экспериментального исследования выявлены уровни развития связной речи у детей с ОНР 3 уровня, дана их качественн...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное благополучие

В первой части материала раскрывается содержание понятия «школьное благополучие» и взгляд на обеспечивающие его мозговые механизмы с точки зрения нейропсихологического подхода. Известный российский нейропсихолог А. В. Семенович дает такое определение...

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

С каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Особенно много детей с общим недоразвитием речи, при котором страдают все компоненты речи, в частности лексико-грамматический строй. Для того, чтобы скорректировать это нарушение, необходима ...

Проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данный реферативный обзор содержит информацию о статьях, в которых рассматривается проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи и вопросы развития связной речи данной категории детей. Связная речь, носящая характ...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье раскрываются особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В результате проведенного экспериментального исследования выявлены уровни развития связной речи у детей с ОНР 3 уровня, дана их качественн...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное благополучие

В первой части материала раскрывается содержание понятия «школьное благополучие» и взгляд на обеспечивающие его мозговые механизмы с точки зрения нейропсихологического подхода. Известный российский нейропсихолог А. В. Семенович дает такое определение...

Задать вопрос