Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 05.12.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, В. В. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности / В. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97004/ (дата обращения: 24.12.2024).



Старший дошкольный возраст, по определению Э. Эриксона, является ответственным этапом в развитии механизмов поведения, в становлении личности дошкольника в целом.

Сфера диалогического общения старшего дошкольника по мере его развития приобретает внеситуативный характер, поскольку она все больше затрагивает ситуации, не обязательно связанные с моментом общения. В этом возрасте возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную чувствительность детей к оценкам старших. Старшие дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

В дошкольном возрасте прослеживается существенное усложнение диалогического общения на разных ступенях развития детей в этот период.

Первый вид общения детей — эмоционально-практический (2–4-й годы жизни), для которой характерно ситуативность и зависимость от конкретной обстановки и практических действий партнера. Ребенку важно соучастие и поддержка сверстника в его забавах. Второй вида общения — ситуативно-деловой (4–6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество, которое предполагает занятие общим делом, умение согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Третий вид общения — внеситуативно-личностный (6–7 лет), для которой характерно общение на фоне совместного дела (игра, продуктивная деятельность) и внеситуативный характер речевых обращений к партнеру по общению.

Исходя из особенностей возраста, у старших дошкольников расширяются возможности развития навыков диалогического общения. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 6 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии навыков общения, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у старших дошкольников во взаимоотношениях со взрослыми. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки дошкольника.

В исследовании Е. О. Смирновой показано, что к старшему дошкольному возрасту отношение у сверстников снова существенно меняется. К концу дошкольного возраста усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. К семи годам значительно сокращаются проявления детской застенчивости, демонстративности, снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников.

Ровесник по мере формирования личности становится для старшего дошкольника не только предметом сравнения с собой, но и самоценностной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Собственное «Я» ребенка уже не столь жестко фиксировано нас своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, свободных проявлений ребенка.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка старшего дошкольного возраста значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

По мнению Н. Н. Кравцовой, в общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но еще далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Н. Н. Кравцова, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».

По мнению известного отечественного психолога Т. А. Репиной, в контактах со сверстниками старшие дошкольники переживают очень важное и ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя.

В исследовании Т. А. Репиной говорится, что важную роль при формировании навыков и умений вести себя в группе сверстников играют усвоенные детьми нравственные нормы поведения, выработанные обществом. В ходе такого усвоения, появляющиеся социальные мотивы поведения выступают первоначально, по определению А. Н. Леонтьева, как знакомые, как известные нравственные представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. Затем при определенных условиях воспитания знакомые мотивы превращаются в реально действующие побудители поведения и поступки детей.

По данным Л. И. Божович, совместные игры старших дошкольников начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для формирования у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. А. Р. Лурия считал, что дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.

В старшем дошкольном возрасте происходит становление и развития такой формы общения сверстников как ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. ведь этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях:

— на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей — врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка),

— на уровне реальных отношений, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).

В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой — переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело — игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. С одной стороны, это говорит о том, что игра становится самостоятельной. С другой, ребенок не только овладевает в определенной степени каким-либо конкретным видом деятельности, но и действиями кооперации с другими детьми.

Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, сверстник, старший дошкольный возраст, действие, деловое сотрудничество, диалогическое общение, дошкольник, общение, общее дело.


Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр

Задать вопрос