В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.
Ключевые слова: адаптивность, лабильность, личностная тревожность, ситуативная тревожность.
Введение. Всовременном образовательном пространстве, характеризующимся большим потоком разнообразной информации в условиях ограниченных временных ресурсов, создаются неблагоприятные условия, приводящие к возникновению стрессовых ситуаций [1, 4]. Возникающий стресс, сопровождающийся возникновением стенических и астенических отрицательных эмоций, приводит, как правило, к изменению уровня личностной и ситуативной тревожности у обучающихся, особенно в период экзаменационной сессии [5]. Стресс влияет на работу всех органов и систем. Особенное отражение наблюдается в изменении адаптации сердечно-сосудистой системы, позволяющей справиться с дестабилизацией, и лабильности, в свою очередь, отражающей реакцию организма на стресс. Длительное психическое напряжение отрицательно сказывается на когнитивных функциях, умственной работоспособности и в целом на здоровье. Адаптационные резервы организма включают в себя информационные, энергетические и метаболические ресурсы, которые способны восполняться при их расходовании на поддержание необходимого уровня функционирования физиологических систем [6].
Цель исследования — проанализировать взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями сердечно-сосудистой системы (лабильность и адаптивность) у студентов в возрасте 18–20 лет
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 46 относительно здоровых студентов-добровольцев Курского государственного медицинского университета в возрасте от 18 до 20 лет, из которых 22 юноши и 24 девушки. Артериальное давление измерялось по стандартной методике в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяли пальпаторно. Для определения лабильности и адаптивности сердечно-сосудистой системы (ССС) использовалась проба Мартине, также рассчитывался индекс Руфье [2, 3, 7, 8]. Для диагностики уровня личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности испытуемых использовали тест Спилберга. При интерпретации результатов использовали следующую шкалу: до 30 — низкая тревожность; 31–45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность [1, 5].
Результаты и обсуждения. Установлено, что средний уровень личностной тревожности испытуемых находится на уровне 48–49 баллов, что свидетельствует о ее высоком уровне. Ситуативная тревожность находилась на среднем уровне — 44–45 баллов.
В таблице 1 представлено соотношение возраста испытуемых со значениями личностной и ситуативной тревожности. Показано, что в возрасте 18–19 лет наблюдается высокая личностная тревожность и умеренная ситуативная тревожность. В тоже время, возрасте 20 лет возрастает уровень ситуативной тревожности, а личностная тревожность смещается в умеренную зону.
Таблица 1
Соотношение возраста испытуемых со значениями личностной и ситуативной тревожности.
Возраст |
Количество испытуемых |
ЛТ |
СТ |
18 |
6 |
48 |
45 |
19 |
35 |
48 |
44 |
20 |
5 |
44 |
49 |
Лабильность может проявляться в виде незначительных колебаний артериального давления, происходящих в течении дня либо при изменении стандартной ситуации.
Нами выявлено (рис. 1), что у 72, % испытуемых уровень лабильности ниже среднего, у 15,0 % находится на среднем уровне, а у 13,0 % наблюдалась хорошая лабильность.
Рис. 1. Уровень лабильности испытуемых в возрасте 18–20 лет
В отношении адаптация сердечно-сосудистой системы в анализируемой группе испытуемых в отношении возможных стрессовых воздействий установлено, что в возрасте 18–19 лет наблюдается хороший уровень адаптации. В возрасте 20 лет преобладает отличная и удовлетворительная адаптивность (рис. 2).
Рис. 2. Уровень адаптивности ССС испытуемых в возрасте 18–20 лет
Выводы. Таким образом, изучение личностной и ситуативной тревожности у студентов-медиков позволило установить, что тревожность находится на достаточно высоком уровне и умеренном с тенденцией к высокому и такая закономерность имеет некоторые возрастные особенности. Вероятно, что такой уровень связан со сложностью программы обучения и насыщенным расписанием. В данной ситуации возможны срывы, повышенная нервозность, нарушение внимания, снижение работоспособности. В то же время низкий уровень лабильности с хорошими возрастными адаптационными способностями позволяют эффективно бороться с психологическими перегрузками. При этом сердечно-сосудистая система на достаточном обеспечивает метаболические потребности организма.
Литература:
- Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов/И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич// Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2019. — Т.18, № 5. — С 120–127.
- Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания /Н. Г. Чекалов и др. — 2009. — Из-во НижГМА. — 88 с.
- Михайлова С. В. Оценка функционального состояния студентов по результатам степ-теста и пробы Мартине-Кушелевского /С. В. Михайлова, Ю. Г. Кузмичев, Н. В. Жулин//Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18(12). — С. 36–39.
- Нгуен Д. К. Обзор методов и систем исследования эмоционального стресса/Д. К. Нгуен, М. М. Южаков, Д. К. Авдеева//Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–2. — С.134–144.
- Практикум по психологии состояний: учебное пособие/под редакцией проф. О.А. Прохорова. — 2004. — СПб.: Речь. — 480 с.
- Скрыгина С. В. Индекс Руфье — универсальный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы в процессе физического воспитания /С. В. Скрыгина// Электронный журнал. — 2016. — № 2(5). — С.551–554.
- Тишутин Н. А. Функциональное состояние организма при выполнении пробы Мартине/Н. А. Тишутин// Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VI международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. — 2018. — с.358.
- Яковлева А. О. Оценка функционального состояния студентов по результатам гарвардского степ-теста и пробы Мартине-Кушелевского /А. О. Яковлева, Н. В. Терехина//Modem Science. — 2019. — № 11–1. — С. 209–210.