Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Гончарук, М. В. Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра / М. В. Гончарук, Е. Н. Ляпкало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97012/ (дата обращения: 19.01.2025).



В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее время является одной из наиболее актуальных, что обусловлено ростом распространенности данного диагноза по всему миру.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, диагностика, коммуникативные нарушения, стереотипии, пищевые нарушения, эмоциональная сфера, методы обследования.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что для профилактики нарушений социального взаимодействия ребенка с РАС важна ранняя диагностика. Раннее выявление РАС даёт возможность эффективного профессионального раннего вмешательства, которое сможет помочь минимизировать аутистические проявления в поведении.

В DSM-5 расстройства аутистического спектра — это расстройства, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [3, с. 52].

Признаки РАС можно выявить уже до года.

Симптомы РАС у детей 1 года жизни

— Отсутствие зрительного контакта. Первая улыбка существует сама по себе.

— Индифферентность к окружающим и к окружающему пространству.

— Аффективный (повышенно-эмоциональный) симбиоз с матерью.

— Невозможность привлечь произвольное внимание ребенка.

— Повышенная реактивность к раздражителям.

— Нарушения формирования речи. После появления первых слогов и слов в возрасте11–15 месяцев наступает мутизм на период от 6 месяцев до1 года, после чего у ребенка появляется «лепетная» речь или «птичий язык».

— Нарушение формирования витальных функций и аффективной сферы. Слабо выраженный комплекс оживления.

— Отсутствие указательного жеста.

— Страхи.

— «Феномен тождества». Непереносимость перемен.

— Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.

— Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия).

— Ранний дизонтогенез двигательной сферы.

Симптомы РАС у детей 2 и 3 года жизни

— Нарушение контакта с близкими. Ребёнок не реагирует на слова, обращения создаётся ощущение, что он не понимает речи.

— Отсутствие адекватного контакта с детьми (пассивное игнорирование детей).

— Отсутствие эмпатии и, как следствие, непонимание своего собственного эмоционального состояния.

— Отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира.

— Отношение к одушевленным и неодушевленным предметам. Ребёнок часто ведет себя с малознакомыми детьми как с куклами. Использует руки близких как инструмент, если нужно что-либо достать; туловище — как лестницу.

— Высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них.

— «Феномен тождества». Непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке.

— Нарушение чувства самосохранения. Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.

— Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия) позволяют аутичному ребёнку преодолевать дефицит ощущений и впечатлений извне, аффективно заряжаться за счет самораздражения.

— Особенности речи: простое повторение слова за окружающими («эхолалии»). О себе ребенок говорит во втором или третьем лице и никогда не употребляет местоимение «я». Высказывания детей содержат отрывки из мультфильмов, книг, песен.

— Развитие интеллекта: контраст между ранним развитием абстрактно-логических и выраженным запаздыванием конкретно-практических сторон интеллекта.

— Неспособность ребенка на полноценную и «ролевую» игровую деятельность, так как отсутствует воображение, способность понимать и представлять себе чувства и намерения других людей и саму суть игры.

— Увлечённость ребёнка различными мелкими предметами (детали конструктора, маленькие машинки, пазлы, палочки и листочки на прогулке). Внимание ребёнка привлекает не столько сам предмет, сколько отдельные его свойства.

— Постоянство и «застреваемость» на определённых действиях.

— Формирование витальных функций и аффективной сферы: гиповозбудимые дети (характерны тревожность и негативизм); гипервозбудимые дети (характерны негативизм, агрессия, склонность к истериформным проявлениям, аффективная возбудимость, немотивированные колебания настроения).

— Особенности зрительного восприятия. Дети любят подолгу смотреть на лампу, свечу, огонь (особенно костер), облака.

— Особенности слухового восприятия: стремление к шуршанию целлофановыми пакетами, сминанию и разрыванию бумаги у самого уха, раскачиванию скрипящих створок шкафа и т. д.; любовь к музыке. Дети поют только для себя и никогда — по просьбе.

— Особенности других видов восприятия: изменена тактильная чувствительность (нечувствительны или гиперчувствительны).

— Изменение вкусового восприятия: непереносимость многих блюд. Едят или грызут несъедобное. Характерным является обследование окружающего с помощью облизывания, обнюхивания, ощупывания.

— Нарушение пищевого поведения — стойкое нежелание ребёнка изменять привычным вкусовым ощущениям, не пробовать новые продукты, придерживаться определенного режима питания.

— Снижение болевой чувствительности.

— Влечения — стремление к положительным ощущениям: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, проприоцептивным, получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью.

— Нарушение мышечного тонуса.

Методы обследования

Методы аппаратной диагностики

— электроэнцефалография — ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем;

— реоэнцефалография — РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока;

— эхоэнцефалография — ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований;

— магнитно-резонансная томография — МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека;

— компьютерная томография — КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга;

— кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия) — исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы [2, с. 96–100].

Лабораторные методы исследования: общий анализ крови и мочи, иммунограмма — комплексный анализ состояния имунной системы, анализ крови на наличие производных ртути и других тяжелых металлов, тесты на аллергены, кал на дисбактериоз.

Использование опросников, шкал и методик наблюдения:

— модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (The Modified Checklist for Autismin Toddlers (M-CHAT);

— шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale — CARS);

— шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule — ADOS);

— опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Check list — ADPC) [1, с. 21–25].

Таким образом, можно сделать выводы, что симптомы расстройств аутистического спектра определяются уже в возрасте ребенком 1,5–2 лет, когда наблюдаются признаки очевидной задержки психомоторного и речевого развития со специфическими нарушениями в социальном взаимодействии, игре, поведении и пищевых особенностях.

Использование вышеназванных критериев поможет родителям и специалистам своевременно начать медицинскую и психолого-педагогическую коррекцию, которая улучшит социальную адаптацию.

Литература:

  1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Клинико-психологическая классификация. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. С. 21–25.
  2. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Соц. и клин. психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. С. 96–100.
  3. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, 2013г. Р.50–53.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, ADOS, ADPC, CARS, M-CHAT, аффективная сфера, диагностик аутизма, метод обследования, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Суицидальное расстройство личности

В статье рассматриваются суицидальные расстройства личности как одно из наиболее серьезных проявлений психических заболеваний. Описываются диагностические критерии, клинические особенности и факторы риска, способствующие развитию суицидальных мыслей ...

К вопросу об особенностях развития детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра

В данной статье рассматриваются особенности развития детей раннего возраста с РАС. Должное внимание уделяется нарушениям социально-коммуникативного взаимодействия, игровой деятельности и речевого развития. Статья основана на анализе научных исследов...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения

В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к проблематике оказания психологической помощи людям, которые страдают подобными нарушениями — как в теоретическом контексте, так и в...

Основные ошибки при воспитании детей с расстройством аутистического спектра

В статье на основе собственного профессионального опыта работы с детьми, имеющими диагноз «расстройство аутистического спектра», а также их родителями, определены шесть основных ошибок в воспитании, которые совершает большинство родителей. Данные оши...

Психиатрическая помощь больным на разных стадиях рака

Данная научная работа посвящена изучению психиатрической помощи пациентам, страдающим раком, на различных стадиях заболевания. Исследование охватывает анализ психологических и эмоциональных состояний пациентов, а также оценку эффективности психиатрич...

Похожие статьи

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Суицидальное расстройство личности

В статье рассматриваются суицидальные расстройства личности как одно из наиболее серьезных проявлений психических заболеваний. Описываются диагностические критерии, клинические особенности и факторы риска, способствующие развитию суицидальных мыслей ...

К вопросу об особенностях развития детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра

В данной статье рассматриваются особенности развития детей раннего возраста с РАС. Должное внимание уделяется нарушениям социально-коммуникативного взаимодействия, игровой деятельности и речевого развития. Статья основана на анализе научных исследов...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения

В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к проблематике оказания психологической помощи людям, которые страдают подобными нарушениями — как в теоретическом контексте, так и в...

Основные ошибки при воспитании детей с расстройством аутистического спектра

В статье на основе собственного профессионального опыта работы с детьми, имеющими диагноз «расстройство аутистического спектра», а также их родителями, определены шесть основных ошибок в воспитании, которые совершает большинство родителей. Данные оши...

Психиатрическая помощь больным на разных стадиях рака

Данная научная работа посвящена изучению психиатрической помощи пациентам, страдающим раком, на различных стадиях заболевания. Исследование охватывает анализ психологических и эмоциональных состояний пациентов, а также оценку эффективности психиатрич...

Задать вопрос