В статье анализируется новый подход к дифференциации проведения контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Ключевые слова: государство, контроль, риски, управление.
Действующая в России правовая система обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к невозможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.
Между тем мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти. Применение в административной практике методов оценки риска позволяет и более точно учитывать особенности хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг [3, с. 28].
В связи с этим в нашей стране начала внедряться практика дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Это уже сейчас приносит свои плоды в виде повышения эффективности расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов за счет сосредоточения усилий инспекторского состава на наиболее значимых направлениях.
Система управления рисками как основная при осуществлении государственного контроля включает в себя:
1) определение общегосударственных приоритетов по снижению рисков в соответствующих сферах деятельности;
2) организацию эффективного межведомственного взаимодействия в рамках общегосударственных приоритетов по снижению рисков;
3) организацию ведомственных систем управления рисками в соответствующих сферах.
Ведомственные системы представляют собой комплекс внутриведомственных методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.
Ведомственные системы управления рисками охватывают идентификацию рисков, их анализ и минимизацию, а также мониторинг.
В настоящее время применение риск-ориентированного подхода в государственном контроле (надзоре) закреплено ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Напомним, риск-ориентированным называется метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением субъекта (объекта) к определенной категории риска либо классу (категории) опасности.
Уполномоченные органы при планировании и осуществлении контроля будут обязаны учитывать степень тяжести негативных последствий, которые могут наступить в результате невыполнения организациями обязательных требований [1, с. 4]. В результате оценки рисков объекты госконтроля разделятся по категориям риска (классам опасности), при этом максимально возможная шкала категорий риска (классов опасности) включает шесть позиций. Периодичность проведения плановых мероприятий государственного контроля должна обеспечивать приемлемый (допустимый) уровень риска в соответствующей сфере [4, с. 16].
Оценка риска позволит органам госконтроля сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий контроля (надзора) на объектах, невыполнение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом интересам [2, с. 136]. Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестные организации будет переориентация госконтроля на объекты повышенного риска и объекты, где систематически допускаются грубые нарушения законодательства. Система управления рисками позволит увеличить периоды между проверками и создаст для организаций возможность перехода на более низкие категории риска в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок.
Все указанные плюсы риск-ориентированного подхода пока представляют собой лишь практическую сторону вопроса.
Правительством РФ предпринималась попытка упорядочить риск-ориентированный подход как отдельную категорию, на рассмотрение в Государственную Думу РФ вносился законопроект, который в отдельный нормативный акт порядок проведения контрольных мероприятий, что позволяло говорить о кодификации, то есть упорядочении норм многих законов путем переработки их содержания и создания на их основе единого юридически и логически цельного документа. Все вновь возникающие виды контроля должны были считаться законодательно установленными только при условии их включения в законопроект (после получения им статуса закона) [5, с. 34].
Вместе с тем, законопроект 21.11.2019 был отклонен Государственной Думой. Несмотря на это, исполнительными органами уже сейчас применяется риск-ориентированный подход к большинству видов госконтроля, так как методы подхода наработаны и хорошо зарекомендовали себя в практической деятельности.
Литература:
1. Иванова А. Оценка риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям — М.: Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, 2020.
2. Под общ. ред. д. э. н. Ю. А. Васильева. Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений — М.: БиТуБи, 2021.
3. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2020.
- Никонова Ю. Н. Административно-процессуальное регулирование государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Ю. Н. Никонова. Екатеринбург, 2019.
5. Зеленцов А. Б. Административно-процессуальное право России. В 2 частях. Ч. 1: Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. 2-е изд., перераб. и доп. М: Юрайт, 2020.