В данной статье исследуются типичные ошибки при стрельбе из пистолета и способы их устранения при воздействии различных стрессовых ситуаций на стреляющего, а также выделены наиболее частые ошибки среди курсантов военных заведений. Обозначим проблемы, проанализируем их причины и определим правильные решения. Эти решения потребуют некоторой доработки во время тренировок стрельбы из боевого оружия.
Ключевые слова: типичные ошибки, стрессовые ситуации, тренировки.
Стрессовые ситуации, которые могут возникнуть при стрельбе, только усиливают типичные ошибки, которые и так допускают малоподготовленные стрелки. Стрессовая ситуация, чаще всего, возникает из-за сильного волнения, например, участие на каких-либо соревнованиях. Это связано и с индивидуальными особенностями личности стреляющего. А если стрелок находится в команде, то адреналин у него повышается, так как от его показателей на выступлении будет зависеть итоговый результат команды. Есть несколько распространенных проблем, которые встречаются во время стрельбы из пистолета, но они усиливаются, когда наш организм переживает какие-либо стрессовые ситуации. Такие ошибки легко обнаружить, как со стороны, так и самим стреляющим. Поэтому стоит вопрос о том, как же их исправить.
По нашему мнению, есть много ошибок, но одной из самых распространенных ошибок при стрельбе из пистолета, да и из любого оружия является:
- Неверный выбор точки прицеливания. Эта ошибка замечается самим стрелком при выполнении упражнения и начинает усиливаться в стрессовой ситуации. Именно она чаще всего прослеживается среди курсантов из-за накапливающегося в течение дня стресса и переживаний о результатах своих стрельб, которые будут отражены в журнале успеваемости.
- Другая ошибка — это рывок на спусковой крючок. Она является одной из ключевых ошибок, когда стрелок находится в эмоциональном потрясении, и так же часто наблюдается среди курсантов. Данный дефект прослеживается, по большей части, при скоростной стрельбе, но не исключено, что её не будет и при медленной.
Характерные проявления данной погрешности демонстрируются в том случае, когда стрельба производится правой рукой, а выстрелы постоянно падают левее и ниже от мишени. А если стрельба производится левой рукой, то выстрелы идут вниз и вправо или они просто приземляются ниже мишени.
Отличительными признаками данной оплошности является то, что напрягается все тело, и стрелок не сразу узнает, что он нажал на спусковой крючок.
Чтобы решить данную проблему, существует множество методов контроля действий. Чтобы решить проблему, её нужно хорошо прочувствовать. Если обучение или тренировки идут с таким же или менее опытным товарищем, есть простой способ решения данной проблемы: сухой огонь с пустой гильзой [1]. Обязательно необходимо разрядить огнестрельное оружие с закрытым затвором. Принять позицию для стрельбы, прицелится и опустить предохранитель. Данное упражнение служит для развития навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Обязательно переустанавливать затвор между каждым нажатием на спусковой крючок. При сильной отдаче рекомендуется надеть двойные средства защиты органов слуха (заглушки и муфты) [2].
Следующими ошибками являются:
- Ошибка в фокусировке на мушке. Она состоит в том, что человеческий глаз и большинство объективов фотоаппаратов могут фокусироваться только на одном расстоянии за раз. Остальная часть обзора размыта.
Решение проблемы: Необходимо сосредоточится на каком-либо объекте и при этом обращать внимание на внешний вид вещей, более удаленных от него, а также вещей, которые находятся между стрелком и объектом. Есть три расстояния, на которых надо сфокусироваться:
1) ближний (целик, ближайший к рукоятке),
2) средний (мушка, ближайший к дулу)
3) дальний (цель, независимо от расстояния).
Это один из аспектов большой меткости, который идет вразрез со всеми инстинктами [3, с.255]. Такая ошибка не усиливается из-за стрессовых ситуаций, так как по большей части основана на неопытности стреляющего.
- Ошибка плохого сцепления и хвата. Волнение, которое будет возникать на рубеже открытия огня, может помешать сделать тот хват, с которого обычно стреляют, может получиться так, что сделан неверный хват для стрельбы плюс еще большое волнение. Это вызовет тремор в руке.
Решение: чтобы избежать ошибки, нужно расслабить стреляющую руку, тогда можно будет двигать пальцем на спусковом крючке более плавно. Чтобы контролировать отдачу, нужно опираться на поддерживающую руку. Дышать нужно плавно, а поддерживающая рука должна располагаться как можно больше мясистой частью ладони на рукоятке пистолета, чтобы руки были в контакте с пистолетом при отдаче. Наклонить опорную руку, слегка надавливая на лучезапястный сустав. И постараться меньше размышлять при стрельбе.
- Ошибка в неправильном выборе стойки. Она заключается в том, что, когда дело доходит до стрельбы из пистолета, стрелки стоят слишком прямо и прицеливаются в цель.
Решение: чтобы лучше стрелять, нужна хорошая боевая стойка. Лучшим вариантом будет боевая стойка с согнутыми в коленях ногами, которая поможет перенести вес на пальцы ног там, где это необходимо. Это также поможет с контролем отдачи и поможет нам двигаться быстрее, когда это необходимо [4].
- Ошибка отсроченного выстрела. Эта ошибка может возникнуть даже у опытных стрелков, а тем более у стрелков, которые находятся в стрессовой ситуации и испытывают волнения. Ошибка характеризуется большим (более 12 секунд) временем прицеливания, что может привести к утомлению внимания, потере фокусировки прицела.
Чем дольше идет прицеливание, тем сильнее будет тремор рук и, как следствие, медленное смещению пробоины на цели. Оптимальным временем обработки кадра считается интервал не более 8–10 секунд [5]. В случае, когда стреляющий чувствует, что слишком отсрочил выстрел и тремор руки от накопившейся усталости не позволяет качественно прицелиться, ему следует опустить руку с оружием на стойку и после короткого перерыва вновь приступить к прицеливанию с последующим выстрелом.
- При длительном прицеливании устаёт глаз, и на мушке в прорези появляется белая пелена, которую неопытные стрелки принимают за истинное положение мушки, допуская большое её отклонение.
Решение: для того, чтобы устранить неясную видимость мушки в прорези, необходимо закрыть глаз и сразу открыть его (как бы моргнуть) или сделать паузу в прицеливании [6, с.135–139]. Также начинается тремор рук, когда правильно совместить мушку с целиком будет проблематично. Для этого нужно успокоиться и правильно дышать.
Можно подвести итог, что при стрельбе из пистолета большинство стреляющих совершают одни и те же ошибки, в зависимости от ряда факторов. Для курсантов, например, наиболее распространенными ошибками являются рывок спускового крючка и неверный выбор точки прицеливания. Необходимо помнить, что результат стрельбы будет лучше при отклонении пистолета от точки прицеливания, чем при отклонении мушки в прорези целика. Кроме того, все промахи неслучайны и обусловлены факторами, часть из которых мы разобрали, и для преодоления сложностей, описанных в данной статье, необходимо тренировать себя не только морально, но и физически методами и способами, приведенными выше.
Литература:
- Поддубный А. П. Жизненно-важные проблемы в стрельбе из пистолета. URL: http://www.shooting-ua.com/books/book_4.htm (Дата обращения 23.11.2022)
- Юрьев А. А. Пулевая спортивная стрельба. URL: http://www.shooting-ua.com/books/book_111.htm (Дата обращения 24.11.2022)
- Пивоваров Д. В., Пенькова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: мат-лы ХХ всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2019. С. 250–253.
- Минин Р. А. Стрельба из пистолета. Техника стрельбы и методика обучения. URL: http://www.shooting-ua.com/force_shooting/practice_book_8.htm. (Дата обращение 23.11.2022)
- Положение стрелка при стрельбе URL: https://pm9.ucoz.ru/index/tekhnika_strelby/0–101. (Дата обращения 23.11.2022)
- Жуков В. М., Завирюха А. М., Кочуров А. Г., Устинова О. В. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: мат-лы ХХ всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2020. С. 199.