В статье авторы определяют средовые ресурсы (вид деятельности, направление подготовки) саморазвития личности эмпирическим путем.
Ключевые слова: саморазвитие, средовые ресурсы, вид деятельности, направление подготовки .
В современной психологии личности остается актуальным вопрос относительно саморазвития [1] личности — тех внутренних и внешних ресурсов, которые способствуют поддержанию качества саморазвития [2] и общую готовность личности к постоянному позитивному изменению с целью улучшения качества жизни [3].
В исследовании поставили цель изучить средовые ресурсы, определяющие саморазвитие личности. Для осуществления определения средовых ресурсов саморазвития создали две группы испытуемых на основе результатов психодиагностики саморазвития с помощью методики «Оценка саморазвития (самообразования) В. И. Андреева»: экспериментальная группа с высоким уровнем саморазвития (30 человек) и контрольная группа с низким уровнем саморазвития (30 человек). Группы сравнили между собой по показателям средних значений саморазвития относительно двух средовых факторов: вид деятельности (учебная и профессиональная), направление подготовки (гуманитарное, инженерно-техническое).
Сравнили средние значения саморазвития, относительно средовых условий (вид деятельности, направление подготовки) для определения факторов, которые уже определяют наличие саморазвития и слабые факторы, которые являются ресурсами саморазвития личности, результаты сравнения представили на столбчатых гистограммах (Рисунки 3, 6, 9).
В экспериментальной группе испытуемые распределились следующим образом по основанию выделения средового ресурса вид деятельности (учебная/профессиональная). В экспериментальной группе с высоким уровнем саморазвития испытуемых, которые осуществляют профессиональную деятельность — 17 человек, что составило 56,7 %, испытуемых, осуществляющих учебную деятельность — 13 человек, что составляет 43,3 % результаты анализа выборки по средовому ресурсу — вид деятельности отобразили на рисунке (Рис. 1).
Рис. 1. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средового ресурса — вид деятельности
В контрольной группе испытуемые распределились следующим образом по основанию выделения средового ресурса вид деятельности (учебная/профессиональная). В контрольной группе с низким уровнем саморазвития испытуемых, которые осуществляют профессиональную деятельность — 14 человек, что составило 46,7 %, испытуемых осуществляющих учебную деятельность — 16 человек, что составляет 53,3 % результаты анализа выборки по средовому ресурсу — вид деятельности отобразили на рисунке (Рис. 2).
Рис. 2. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — вид деятельности
Далее в двух группах (экспериментальной, контрольной) осуществили сравнительный анализ средних значений показателя уровня саморазвития среди испытуемых выборки, осуществляющих профессиональную и учебную деятельность, результаты анализа отобразили на столбчатой диаграмме (Рис. 3).
Рис. 3. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — ведущий вид деятельности: учебная и профессиональная
Среди испытуемых с высоким уровнем саморазвития личности, выполняющих профессиональную деятельность средние значения саморазвития составили — 50,98; средние значения саморазвития у испытуемых, выполняющих учебную деятельность, составили — 13,96. Можно сделать вывод, что в экспериментальной группе профессиональный вид деятельности является фактором саморазвития. Учебная деятельность является средовым ресурсом.
Среди испытуемых с низким уровнем саморазвития личности, выполняющих профессиональную деятельность средние значения саморазвития составили — 21,66; средние значения саморазвития у испытуемых, выполняющих учебную деятельность, составили — 19,62. Можно сделать вывод, что в контрольной группе профессиональный вид деятельности является фактором саморазвития. Учебная деятельность является средовым ресурсом.
В двух группах (экспериментальной и контрольной) распределение респондентов по следующему средовому ресурсу — направление подготовки (гуманитарное, инженерно-техническое) осуществилось следующим образом (Рис.4):
Рис. 4. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое
— в группе с высоким уровнем саморазвития личности испытуемых с гуманитарным направлением — 20 человек, что составило 66,7 %; с инженерно-техническим направлением — 10 человек, что составило 33,3 %. Распределение испытуемых по основанию выделения средового ресурса — направление подготовки в группе с высоким уровнем саморазвития отобразили на рис. 4;
— в группе с низким уровнем саморазвития личности испытуемых с гуманитарным направлением — 10 человек, что составило 33,3 %; с инженерно-техническим направлением — 20 человек, что составило 66,7 %. Распределение испытуемых по основанию выделения средового ресурса — направление подготовки в группе с низким уровнем саморазвития отобразили на рис. 5.
Рис. 5. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое
Далее сравнили средние показатели саморазвития личности относительно направлений подготовки в экспериментальной и контрольной группе. В экспериментальной группе средние значения саморазвития у испытуемых гуманитарного направления — 45,5; средние значения испытуемых инженерно-технического направления — 49,4. Фактором саморазвития в экспериментальной группе выступило инженерно-техническое направление обучения, а гуманитарное выступило ресурсом.
В контрольной группе средние значения саморазвития у испытуемых гуманитарного направления — 20; средние значения испытуемых инженерно-технического направления — 22,17. Фактором саморазвития в экспериментальной группе выступило инженерно-техническое направление обучения, а гуманитарное выступило ресурсом. Анализ средних значений относительно направлений подготовки отобразили на рис. 6.
Рис. 6. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое
Распределение испытуемых в двух группа по основанию средового ресурса — семейное положение осуществилось следующим образом:
В группе с высоким уровнем саморазвития (экспериментальная группа) испытуемых, у которых есть семья — 17 человек, что составило 56,7 %; холостых испытуемых — 13 человек, что составило 43,3 %. Распределение отобразили на рисунке 7.
Рис. 7. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой
В группе с низким уровнем саморазвития (контрольная группа) испытуемых, у которых есть семья — 14 человек, что составило 46,7 %; холостых испытуемых — 13 человек, что составило 53,3 %. Распределение отобразили на рис. 8.
Рис. 8. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой
Далее сравнили средние значения саморазвития относительно средового ресурса — семейное положение (есть семья/холост).
В экспериментальной группе среди испытуемых, у которых есть семья, саморазвитие составило 49,85 (средние значения), у холостых испытуемых саморазвитие составило 46,8 (средние значения). Семейный статус испытуемых в экспериментальной группе выступил фактором саморазвития, а статус «холост» выступает ресурсом саморазвития (Рис. 9).
В контрольной группе среди испытуемых, у которых есть семья, саморазвитие составило 22,85 (средние значения), у холостых испытуемых саморазвитие составило 29,56 (средние значения). Семейный статус испытуемых в контрольной группе выступил фактором саморазвития, а статус «холост» выступает ресурсом саморазвития (Рис. 9).
Рис. 9. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — семейный статус: семейный, холостой
Осуществив анализ распределения испытуемых в экспериментальной (с высоким уровнем саморазвития) и контрольной (с низким уровнем саморазвития) группах по основаниям: 1) вид деятельности (учебная/профессиональная); 2) направление подготовки (гуманитарное/инженерно-техническое); 3) семейное положение (семейный/холостой), — установили, что ресурсами (как некоторые потенциальные возможности) саморазвития личности являются учебная деятельность, гуманитарное направление и отсутствие семьи. В исследовании достигли цель — изучить средовые ресурсы, определяющие саморазвитие личности.
Литература:
- Байлук, В. В. Профессиональная самореализация личности / В. В. Байлук // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Междунар. конф. (29–30 мая 2014 г. Екатеринбург). — Екатеринбург: 2014. — С. 45–56.
- Байлук, В. В. Роль самопознания в саморазвитии студентов / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 4. — С. 20–35.
- Коростелева, Т. В. Личностные ресурсы в управлении качеством жизни молодежи: стратегии, инструменты, измерения / Т. В. Коростелева. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. — 149 с.