В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты эмпирического исследования уровня тревожности, агрессивности и занимаемой позиции подростков в образовательном учреждении. На основе полученных данных описаны наиболее типичные психологические портреты жертв и агрессоров, а также приводится пошаговая инструкция для профилактики деструктивного поведения обучающихся, возможную для применения педагогами-психологами в образовательных организациях.
Ключевые слова: буллинг, агрессивность, тревожность, жертва, модель поведения.
По данным зарубежных и отечественных исследований, около 10 % детей каждый день сталкиваются с травлей, 55 % обучающихся время от времени подвергаются издевательствам со стороны сверстников. Быть вовлеченным в школьную травлю можно с разных позиций: жертвы, обидчика или наблюдателя. Каждая из этих ролей имеет свои причины и последствия. Очевидно, что факт участия в травле оказывает сильнейшее воздействие на личность, вызывает бурный эмоциональный отклик, будь то чувство страза, бессилия или стыда за содеянное. Даже уже во взрослой жизни многие участники школьной травли чувствуют разрушительное влияние пережитых событий.
Буллинг — длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества относительно другого индивида. Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек» [1, с.1].
На сегодняшний день «буллинг» является модным понятием, взятым из англоязычных источников. Однако, существует слово «травля», которое достаточно точно описывает исследуемое в данной статье явление, однокоренное со словом «отравлять», что заставляет задуматься о том, к чему это может привести. Травля буквально способна испортить ребенку детство и его школьные годы. Она способна изменить представление человека о себе, о других и об отношениях между людьми. Нужно помнить, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия, такие как: неуспеваемость в учебе, сложность сосредоточиться из-за постоянного стресса; постоянные пропуски занятий, потому что мысль о походе в школу вызывает страх и отвращение, что способствует развитию психосоматических заболеваний; нестабильная самооценка, зависящая от отношения к ребенку окружающих сегодня; тревожные и депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению; сложности с общением, потому что базовые потребности в безопасности и доверии были подорваны.
Хотя, проблема буллинга признается важной и актуальной, в отечественной науке ее разработкой начали заниматься только в начале 2000-х гг., через 100 лет после первой публикации по данной проблеме. Тема буллинга в образовательной среде представлена работами Е. Н. Ожиевой (2001), С. Ю. Чижовой (2005), И. С. Кона (2006), Е. В. Гребенкина (2006), И. А. Фурманова (2007), О. Л. Глазмана (2009), В. Р. Петросянца (2011), А. А. Бочавер (2013), В. С. Собкина (2014), К. С. Шалагиновой (2014), Е. С. Илларионовой (2014), С. Е. Кривцовой (2016) и других, которые ставят акцент в своих исследованиях на феномене школьной травли. [3]
Буллинг состоит из трех основных активных точек, объединяющихся в схему: агрессор — жертва — наблюдатель. Все пазлы этой цепочки неразрывно связаны, и наблюдатель здесь не является неактивным субъектом. Самим актом позволения подобного отношения он поощряет травлю.
Ситуация буллинга возможна при наличии определенных индивидуально-личностных особенностей. На базе школы № 49 была проведена диагностика адаптации с использованием следующих методик: шкала школьной тревожности Филлипса, уровень агрессивности Басса-Дарки и социометрия. В исследовании приняли участие 87 обучающихся в возрасте от 11 до 17 лет. [6]
Стоит предупредить, что, располагая результатами диагностики, мы осознаем, что жертвами или буллерами может стать любой, достаточно сложно составить их точный портрет и найти причины, побудившие к подобному. Но тем не менее, можно выделить общие специфические черты каждого из субъектов травли.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что буллеров (обидчиков) характеризует высокая агрессивность, как физическая, что проявляется в основном у мальчиков, так и вербальная, отмечается положительное отношение к любому виду агрессивного паттерна, т. е. яркое выражение различных форм агрессии для подростков является нормой и они не хотят это менять. Тревожность агрессоров находится на низком или среднем уровне. По результатам социометрии можно сказать, что они обычно состоят в микро-группах со своими сверстниками, которые либо их поддерживают в травле, либо наблюдают. Подростки с агрессивной моделью поведения оказываются в группе «пренебрегаемых», потому что есть выборы со стороны друзей и отвержения со стороны девочек класса.
Отмечается, что агрессивное поведение присуще больше мужскому полу, нежели женскому. Особенно, если мы говорим о физической агрессии. Это подтверждают результаты социометрии, девочки отвергают мальчиков буллеров.
Некоторые ученые, например Бандура (Bandura, 1973), большую агрессивность мужчин по сравнению с женщинами обусловливают разными социально одобряемыми моделями поведения. Однако следует учитывать и тот факт, что агрессивность связана с мужским половым гормоном — тестостероном, что указывает и на генетические корни большей агрессивности мужчин (Woody R., 1981; Чуприков А. П., Цупрык Б. М., 2000). [5, с.44]
Жертвы школьной травли отличаются высокой тревожностью, в особенности переживают социальный стресс и испытывают страх самовыражения, а отсюда фрустрацию в достижении успеха. Они склонны испытывать чувство вины, потому что считают себя не такими, как одноклассники, а также проявляют негативизм как пассивную реакцию в ответ на буллинг. Редко, но отвечают физической агрессией своим обидчикам в ситуациях безысходности, когда включаются физиологические механизмы защиты. Их социометрическим статусом является статус «отверженный» или «пренебрегаемый».
В ситуации буллинга виктимными чаще всего оказываются подростки, которые не могут выразить протест обидчикам, с низкой успеваемостью, дети с нарушением веса и хроническими заболеваниями, особенно влияющими на внешность.
В качестве мер профилактики можно предложить шаги, сформулированные Людмилой Петрановской в методическом пособии «Травли.net». Они исходят из позиции гуманизма и направлены на проработку внутренних убеждений обучающих, но их также тяжелее применить как детям, так и педагогам.
Первое, с чего не обходимо начать, это присвоить проблему, т. е. взрослым необходимо признать проблему буллинга и включиться в работу. Второе, назвать явление, это не просто шалость, а травля и дать однозначную оценку подобному поведению. Третье, обсуждать травлю как проблему группы, а не отдельных её участников. Четвертое, активировать моральное чувство и сформулировать выбор, т. е. позволить оценить вклад в буллинг каждому участнику коллектива. Пятое, сформулировать правила жизни в группе и заключить контракт, желательно, всё оформить и повесить на видное место. Шестое, поддерживать позитивные отношения в классе с применением драм и арттерапии, а также наглядных игр, показывающих динамику изменений отношений. Например, сделать «счетчик травли», куда каждый может вписывать акты насилия, которые заметил. Последнее: гармонизировать иерархию, в классе, где каждый может себя проявить, жесткие границы социометрического статуса станут гибкими. [4]
Таким образом, в статье была рассмотрена специфика феномена буллинг, описаны возможные его последствия, представлены индивидуально-личностные особенности субъектов травли и предложены возможные профилактические меры, способные пресечь развивающуюся в коллективе травлю и снизить риск её повторного возникновения.
Литература:
- Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября, 2005. № 18. С. 3.
- Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240–274.
- Илларионова Е. С. Проблема буллинга в подростковом возрасте // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003 (дата обращения: 20.10.2017).
- Петрановская Л. В. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. — М., 2018–22 с.
- Ильин Е. П. И46 Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.
- Памфилова С. А., Голоюс Е. А. Практикум по психолого-педагогической диагностике (часть 2): учебное пособие — Пенза: Копи-Ризо, — 2020. — 188 с.