В данной научной работе рассматривается вопрос, касающийся мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев в процессе обучения огневой подготовки курсантов Федеральной службы исполнения наказаний, выявлены проблемы возможности возникновения несчастных случаев в процессе обучения огневой подготовки при работе с огнестрельным оружием и пути их решения.
Ключевые слова: курсант, Федеральная служба исполнения наказаний, стрельба, огневая подготовка, профилактические мероприятия.
Огневая подготовка в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний преподается с целью обучить будущих сотрудников умелому и правомерному применению огнестрельного оружия. Данные практические занятия являются наиболее значимыми в дисциплине огневой подготовки. Да данных практических занятиях курсанты знакомятся с оружием и его частями, техникой безопасности, имеют возможность отработать свои навыки стрельбы на компьютерных тренажерах и из боевого оружия.
Использование огнестрельного оружия несет в себе затеянную опасность. Для этого практические занятия по огневой подготовке требуют психологической уравновешенности и моральной ответственности от каждого курсанта учебного заведения.
Несмотря на тот факт, что каждый курсант при поступлении в образовательное учреждение проходит профессиональный отбор и военно-врачебную комиссию, беседу с психологом, бывают случаи, что есть такие личности, имеющие неустойчивую психику и наклонности к суициду. Эти отклонения могут возникнуть по различным причинам. Данные причины могут возникнуть из-за:
— трудностей с учебными дисциплинами;
— личными и семейными проблемами;
— непониманием со стороны однокурсников или их плохим обращением по отношению к курсанту;
— отсутствия поддержки;
— снижения уровня самооценки и самореализации, и так дальнейший итог — потеря смысла жизни [3].
Перечисленные факты часто приводят к такой ситуации, когда курсант находится в условиях социально-психологической дезадаптации, его охватывают тревога и беспокойство, отрицательные эмоции. Все это — составляющие депрессивное состояние, в котором совершение суицида видится как простое решение проблем.
Соблазн справиться с навалившимися проблемами порой перевешивает здравый смысл, а доступность боевого оружия превращает мысль о суициде в реальное действие. Такие курсанты могут отличаться от других — на постоянной основе эмоционально подавлены, замкнуты в себе, особо не разговорчивы.
Для того чтобы избежать суицидальных происшествий на учебных занятиях по огневой подготовке, преподаватель должен обращать внимание на поведение курсантов. Увы, определить у курсанта признаки психологического кризиса довольно сложно, потому что поведение курсанта может иметь противоположный характер его внутреннего психологического состояния.
У курсанта, склонного к самоубийству, может быть явно выраженная активность, которая проявляется в неимоверном агрессивном состоянии, вспышках ярости, а также конфликтности. К примеру, на занятии по огневой подготовке при работе с огнестрельным оружием курсант начал направлять его на однокурсников и производить спуск курка с боевого взвода, поясняя это тем, что оружие не заряжено. Данный курсант должен быть отстранен от работы с огнестрельным оружием, так как его безответственное и безалаберное поведение могло привести к несчастному случаю. Выявив данного курсанта, преподаватель должен направить курсанта к штатному психологу.
Для того чтобы обеспечить безопасность необходимо проводить профилактические мероприятия на занятиях по огневой подготовке. Преподавателю необходимо на каждом занятии повторять правила техники безопасности при обращении с огнестрельным оружием, добиваться четкого и правильного выполнения команд стрельб [1].
Иной способ обеспечения безопасности на занятиях по огневой подготовке представляется проведение процесса по ликвидацию факторов и причин, которые благоприятствуют возникновению и развитию поведения, склонного к самоубийству. Целесообразно развивать личность курсанта, формировать психологическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, и, конечно же, создавать работу по сплочению служебного коллектива.
В процессе обучения навыкам стрельбы на занятиях огневой подготовки необходимо предпринимать комплексные меры, направленные на повышение уровня психической устойчивости обучаемых, организовывать процедуры по обучению психологической взаимопомощи в разнообразных условиях, обнаружив признаки психологических отклонений, незамедлительно направлять курсантов к штатному психологу [2].
В соответствии с вышесказанным можно сделать заключение, что необходимо и целесообразно проводить данные профилактические мероприятия:
1) высокая организация занятий по огневой подготовке;
2) требование со стороны преподавателя точного выполнения команд в процессе стрельбы всеми курсантами;
3) самостоятельно изучать вопросы психологии
4) анализировать психологическое состояние обучающихся на постоянной основе.
5) плотно взаимодействовать с психологической службой.
Литература:
- Кузьменко А. А. Приемы преодоления психологического барьера перед оружием // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. 2018. С. 26–29.
- Кудряшов Ю. А. Моделирование действий стрелка при выполнении выстрела // Сборник статей и очерков по стрелковому спорту и стендовой стрельбе. 2016. С. 184–197.
- Малышев В. А. Основы стрельбы из служебного пистолета: пособие В. А. Малышев.- Москва. 2019. 134–145.
- Торопов В. А. Огневая подготовка сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний// Материалы межвузовского научно-практического семинара. 2018. С. 34–39.