В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с применением психофизических практик.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсант, образовательная организация, устойчивость, психика, сотрудник УИС.
In this article, we have considered the goals and content of psychophysical practices used in the field of physical training of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service, a parallel was drawn between the use of a standard physical training program and the use of psychophysical practices.
Keywords: physical training, cadet, educational organization, stability, psyche, UIS employee.
Образовательные учреждения ФСИН России характеризуется наиболее высоким уровнем физической подготовки курсантов. Физическая подготовка осуществляется на протяжении всего периода обучения, что является качественным подходом для прохождения дальнейшей службы в исправительных учреждениях. Необходимо отметить, что физическая подготовка является фактором психической устойчивости курсанта для обучения и дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе [5, с. 75].
Курсант — это сотрудник уголовно-исполнительной системы, к которому применяются достаточно строгие требования при поступлении на службу, такими требованиями являются:
— развитый интеллект;
— осознание необходимости осуществления своей служебной деятельности, а также формирование мотивов для достижения служебных целей;
— наличие психологического такта;
— требовательность к самому себе;
— работоспособность и энергичность;
— самоорганизация и самоконтроль;
— мотивация к постоянному развитию.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы осуществляет свою деятельность, сопряженную с опасными для жизни условиями, происходящие в нервно-психическом эмоциональном напряжении в непосредственной близости и контакте с преступниками.
Для того чтобы физическая подготовка осуществлялась эффективно, руководство института распределяет и составляет учебный план с учетом рационального чередования умственных и физических нагрузок, что в свою очередь помогает избежать эмоционального напряжения и создания стрессовых ситуаций.
Главенствующую роль в снятии психического напряжения в осуществлении физической нагрузки позволяет психофизическая практика.
Психофизическая практика — это комплекс оздоровительных мер, применяемых для укрепления физического, психического, социального, биоэнергетического, духовно-нравственного здоровья [2, с. 68].
Примерами выше нами сказанного является использование элементов йоги, аэробики, а также аэробики тай-бо, которая по своей сущности имеет военную направленность.
Тай-бо — это комплекс упражнений для физического развития, который содержит в себе приемы различных видов единоборств, данный комплекс развивает у обучающегося быстроту, скорость реакции, собранность, упорство в достижении цели, умение сконцентрироваться. Применение тай-бо активизирует сердечно-сосудистую и иммунную систему, укрепляет мышцы.
ФСИН России указанный нами вид аэробики официально не использует, но на практике реализуется с музыкальным сопровождением в физической работе курсантов.
Психофизическая практика также включает в себя стретчинг, сущность этого упражнения заключается в растягивании мышц и удержании определенной позе, за счет этого активизируются процессы кравообращения и обмен веществ [1, с. 30].
Комплексы упражнений, перечисленные нами, неоднократно применяются в практической сфере работы с курсантами Кузбасского института ФСИН. Динамика проведения и применения упражнений дает положительный результат, результатами данного является проведения опроса среди обучающихся курсантов 3-го курса Кузбасского института ФСИН России.
Анкетирование показало, что более 80 % обучающихся после занятий с применением психофизической практики чувствует себя лучше, психически и физически, чем после занятий по традиционной программе обучения физической подготовки [3, с. 37].
В заключении вышеизложенного необходимо констатировать, что применение психофизической практики в образовательных учреждениях ФСИН России положительно влияет на эмоциональное состояние курсантов. Необходимо на законодательном уровне закрепить применение психофизической практики в образовательных учреждениях, для повышения физического развития, стабилизации эмоционально и психического состояния курсантов.
Литература:
- Батурин А. Е., Коваленко В. Н. Актуальные вопросы организации и обеспечения физической подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 8. С. 28–34.
- Родионов А. В., Романов В. А., Юшков О. П. Роль оздоровительных практик в снятии психологического напряжения // «Новые подходы к психорегуляции в спорте»: Сб. ст. международной конф. М., 2010. С. 66–70.
- Годик М. А., Барамидзе A. M., Киселева Т. Т. Стретчинг — подвижность, гибкость, элегантность. М., 2009. С. 35–44.
- Переходко, Ф. Г. Развитие профессиональных личностных качеств у будущих офицеров ВВ МВД в процессе физической и боевой подготовки / Ф. Г. Переходко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 8 (30). — С. 76–83.
- Зезюлин Ф. М. Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы: Моногр. Владимир, 2006. С. 75.