Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, учебный процесс, система образования, образовательная программа.
На сегодняшний день система образования на территории Российской Федерации динамично реформируется, претерпевает множество изменений и нововведений. Так, в связи с эпидемиологической ситуацией 2020 года множество школ и вузов по всей территории страны перешли на дистанционное обучение, что существенно повлияло на реструктуризацию учебного процесса. Такая форма обучения способна существенно изменить уже устоявшуюся образовательную парадигму, требует качественно нового организационного уровня и методической оснащенности. При рассмотрении вопроса о формировании базы для успешного дистанционного обучения, следует отметить, что, согласно российскому новостному издательству «Интерфакс», большая часть российских учебных заведений оказалась неготовой к «экстренному» переходу на дистанционное обучение [5]. Следовательно, несмотря на то что обучение через сеть Интернет уже давно пользуется высоким спросом и популярностью, можно утверждать, что данная тема требует более детального изучения.
Каждый предмет имеет свою методологическую и структурную специфику в контексте возможности его преподавания через сеть Интернет, однако, иностранные языки занимают особое место в среде дистанционного обучения. Практически каждый преподаватель иностранного языка, как в школе, так и в высшем учебном заведении, столкнулся с необходимостью разработок и модернизаций в области обеспечения необходимым оборудованием, доступными электронными ресурсами, методическим материалом, организацией теоретических и практических занятий, созданием языковой среды и множеством других задач. Такая форма обучения требует от педагога полного пересмотра традиционной формы обучения, возникает необходимость расширения представления о преподавательской практике.
Для учащегося переход на дистанционное обучение также требует адаптации, так как смена привычной учебной обстановки может восприниматься учащимися по-разному. Это может быть вызвано как переходом на иную форму дидактической системы, так и сменой методов и технологий, перестройкой личностно-ориентированного подхода в образовании. Теперь от учащегося требуется более интенсивное развитие технической грамотности и критического мышления для того, чтобы иметь возможность самостоятельно находить, анализировать полученную информацию.
Чтобы работать с термином «дистанционное обучение» необходимо прежде всего определить, что он означает. «Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования», опубликованный на сайте Института управления образованием Российской Федерации, содержит определение данного понятия. «Дистанционное обучение — это совокупность образовательных услуг, которые предоставляются через искусственно созданную информационную среду, основанную на средствах обмена информацией между учителем и учащимся на расстоянии» [6].
Такое определение дает понимание того, что дистанционное обучение, прежде всего, подразумевает выстроенный особым образом коммуникативный процесс. Зачастую, дистанционное обучение воспринимается как программа самообразования, подобная сетевым курсам, однако, именно процесс взаимодействия ученика и учителя и достижение эффекта нахождения в учебной аудитории делает его отличным от знакомого всем, набирающего последние годы популярность, онлайн образования [1, с. 53–54].
Если дистанционное обучение — особая среда образования, возникает вопрос о том, как определить основные принципы ее успешного функционирования. Вопрос о создании базовых принципов дистанционного обучения исследуют множество ученых, педагогов, психологов, среди которых В. М. Вымятнин [2], В. П. Демкин [3], В. Г. Домрачев [4] и др. Изучив научную литературу и анализируя мнения исследователей, можно вывести 6 основных принципов, определяющих качественное осуществление дистанционного преподавания иностранных языков:
1) Принцип системности — базовый принцип, который структурирует организационные, проектировочные, методологические процессы. Если системность выстроена качественно, то все ее компоненты работают слаженно и дают высокую эффективность, а также создают благоприятную почву для «взращивания» инновационных методов и интерактивных аспектов обучения. При грамотно выстроенной системности педагог имеет четко поставленные цели, придерживается определенного плана и методов обучения, уверенно работает с заранее заготовленными интернет-ресурсами и имеет представление о том, как должно пройти занятие [2, с. 216].
2) Принцип специфики определяет необходимость ориентирования на особенности изучаемого предмета и особенности контингента учащихся. Каждый предмет имеет свою специфику и методологию, а потому в рамках дистанционного обучения для двух разных предметов невозможно выстроить одну и ту же программу и успешно ее реализовать. Система обучения иностранным языкам особенна и имеет свои отличия при организации учебного процесса. Помимо специфики самого предмета важно учитывать то, на кого нацелена образовательная программа. Если речь идет об учениках младших классов школы, то следует понимать, что уровень их восприятия информации, концентрации внимания и владения ПК будет отличаться от ученика средней и старшей школы, а потому образовательная программа должна быть разработана с учетом данной специфики [4, с. 42].
3) Для реализации успешного обучения иностранным языкам в формате дистанционного обучения также важен принцип корпоративности или командности. От того, насколько соблюдается данный принцип в процессе обучения, во многом зависят результаты учащихся. Изучение иностранных языков имеет первичную мотивацию — построение успешного акта коммуникации, поэтому преподавателю необходимо разрабатывать уроки, ориентированные на групповые виды деятельности [2, с. 214].
4) Другой важный принцип обучения, особенно иностранным языкам, — принцип интерактивности. Интерактивность в системе образования имеет два основных направления: взаимодействие преподавателя и учащихся во время урока и использование всевозможных средств обучения. Поскольку дистанционное обучение нацелено на взаимодействие в малых закрытых группах, то предпочитаемыми средствами обучения и контроля качества полученных знаний являются такие, которые дают возможность обратной связи [4, с. 14].
5) Для формата дистанционного обучения иностранным языкам крайне важен принцип гибкости. Для данного типа обучения лучше всего походит модульная система, в которой каждый модуль не зависит друг от друга, при этом каждый из них в совокупности с предыдущим углубляет знания учащегося. В такой системе легче осуществить успешную дифференциацию обучения в рамках личностно ориентированного подхода. Принцип гибкости также заключается в том, что в зависимости от поставленной цели и дидактической задачи учитель может варьировать виды деятельности по своему усмотрению. Однако, этот принцип имеет исключения, которые должны рассматриваться, в частности, для каждого предмета. Например, при изучении иностранного языка, такой аспект, как грамматика, не может быть поделен на независящие друг от друга модули. [4, с. 21].
6) На сегодняшний день интернет является демократической средой, где каждый человек может размещать информацию, а потому важнейшим принципом в дистанционной системе образования является принцип информационной безопасности. При выборе источников и ресурсов материала учащийся может столкнуться не только с информацией, которая дает ложные знания об изучаемом предмете, но и с той, которая может навредить его психике, особенно это касается учащихся младшего школьного возраста. Следовательно, при реализации программы для дистанционного обучения, на преподавателя возлагается ответственность за обеспечение безопасными интернет-ресурсами и за компетентное и быстрое разрешение проблемы в случае, если неприемлемый контент попал в информационное поле учащегося [3, с. 53].
Таким образом, можно утверждать, что введение компьютерных технологий в образовательный процесс на дистанционном обучении поспособствовало расширению педагогического опыта. В связи с необходимостью перехода на дистанционное обучение возникла потребность в изучении информации, касающейся данной темы, разработке новых методик, практик, особенно если речь идет о создании такой специфической среды, которая способствует изучению иностранных языков. Для профессионального и качественного предоставления услуг в сфере дистанционного образования необходимо соблюдать определенный свод принципов. Каждый из них имеет существенное влияние на то, как будет построен учебный процесс, как будут проходить занятия, насколько комфортно педагогу будет осуществлять свою деятельность и какой результат получит учащийся по мере освоения учебного материала.
Литература:
- Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения [Текст] / С. Г. Абдуллаев. — Москва: «АЭО», 2007. — 51–58 с.
- Вымятнин В. М. Информационно-технологическое обеспечение [Текст] / В. М. Вымятнин // Открытое и дистанционное образование. — Москва: «Информатик», 2000. — 214–216, 231 с.
- Демкин В. П. Технологии дистанционного обучения [Текст] / В. П. Демкин. — Томск: «Том», 2002. — 53–55 с.
- Домрачев В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы [Текст] / В. Г. Домрачев. // Высшее образование в России. — Москва: «Специалист», 1994. — 11–43 с.
- О неготовности Российских учебных заведений к переходу на дистанционное обучение // Новостное агентство «Интерфакс», Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.interfax.ru/russia/717276 (Дата обращения 02.11.2022)
- Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования // Институт управления образованием Российской академии образования, Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://robert-school.ru/iio/pages/fonds/dict/ (Дата обращения 05.11.2022).