Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 475 раз

Библиографическое описание:

Пахомова, К. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы / К. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 502-507. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97063/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

В данной статье рассматривается вопрос роли психологического сопровождения и адаптации детей с ОВЗ в пространстве школы.

Ключевые слова: ребенок, психическое развитие, адаптация детей, эмоционально-волевая сфера, социальная адаптация, ОВЗ, мейнстриминг.

Проблема адаптации организма к среде изучается многими научными направлениями. В. Вундт, один из первых в психологической науке попытавшийся раскрыть взаимную зависимость между успешным развитием и адаптацией к условиям окружающей среды индивида. По его мнению, одной из главных задач психологической науки является исследование проблем, связанных с взаимодействием индивидуума со средой. Исследованные им процессы адаптации показали, что, при решении достаточно конкретных задач, определяющихся выживанием именно адаптация представляется, в качестве универсального продукта, как во флоре, так и в фауне [8].

Эффективное проявление адаптации человека напрямую связано с адаптивностью и адаптационными возможностями. В целом адаптивность и адаптационные возможности соотносятся таким образом:

— адаптивность обусловлена самоспособностью человека к приспособлению;

— адаптационная возможность, определяется свойствами обеспечивающими способность [7].

Адаптивные формы поведения подвергаются нескольким классификациям. По первой классификации приспособительное поведение представляется тремя типами:

— бегством от неблагоприятного раздражителя;

— пассивным подчинением раздражителю;

— активным противодействием (специфической адаптивной реакцией).

В 1936 году Г. Селье дал описание классическому адаптационному синдрому как трехстадийному процессу обусловленному:

  1. Стадией тревоги (аларм-реакцией), которая в свою очередь, согласно автору, подразделяется на две фазы: — фазу шока и фазу противотока. В случае прогрессирования стадии тревоги может наступить летальный исход.
  2. Стадией резистентности, — наступающей в случае переживания организмом защитной стадии синдрома.
  3. Стадией истощения наступающей при продолжительном действии стрессора [9, с. 57].

Современные исследователи в некоторой степени модернизировали классическую модель общего адаптационного синдрома Г. Селье, которая представилась:

  1. Стадией тревоги, или стадией напряжения.
  2. Стадией резистентности.
  3. Стадией истощения, характеризующейся преобладанием большей частью явлением выражающимся повреждением и распадом.
  4. Механизмами, стимулирующими адаптационные процессы в организме [9, с. 73].

Существуют, также адаптации общего и ситуационного порядка, где общая адаптация состоит из последовательных рядов ситуативных адаптаций.

Социальная адаптация может быть описана в виде отсутствия поддержки конфликта со стороны среды.

Характерные особенности социально-психологической адаптации представляются процессом по преодолению проблемных ситуаций личностью с использованием социальных навыков, которые были приобретены на протяжении предыдущих этапов развития. Все это способствует взаимодействию группы, минуя внутренние или внешние конфликты. А также способствует продуктивному выполнению ведущей деятельности, — оправдывает ролевые ожидания, сопровождающиеся самоутверждением и удовлетворением своих основных потребностей.

Неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям выражается таким пониманием, как дезадаптивность. Такая личность лишена того необходимого состояния, которое обеспечивает возможность отвечать на требования, предъявляемые социумом для выполнения социальной роли тем или иным индивидом. Основной признак возникновения дезадаптации обусловлен переживанием индивидуумом конфликтов внутреннего и внешнего порядка. При этом стартовым механизмом для адаптивного процесса является не сам конфликт, а наличие проблемной ситуации.

В целях понимания особенностей адаптивного процесса необходимо осознавать уровень дезадаптированности, придающей индивиду возможность для начала своей адаптивной активности.

Пути адаптивной активности представлены двумя видами:

— адаптация посредством проведения преобразований и устранений проблемных ситуаций;

— адаптация на фоне сохранения ситуации — приспособление.

Характерными особенностями адаптивного поведения являются:

— успешное принятие решений;

— проявление инициативы и ясное представление будущего.

Основные признаки эффективной адаптации представляются:

— приобретением личностью, такой предметности, как знание, умение и навыки, а также компетентность и мастерство (сфера социальной активности);

— установлением таких порядков, как интимные, эмоционально насыщенные связи с желаемым человеком (сфера личностных отношений).

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с официальным нормативным определением специализированной международной организации — Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) полноценное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка являет собой характеристику состояния его здоровья.

Тенденции общества на сегодняшнем этапе развития в виде ухудшения здоровья детей и подростков, возрастания количества детей с ОВЗ изначально связаны с социальными факторами развития общества. Состояние окружающей среды, уровень экономического развития, наследственность и состояние здоровья обоих родителей, особенности жизненного уклада и воспитательного процесса в рамках отдельно взятой семьи, учреждения также являются факторами, обуславливающими состояние здоровья в данной возрастной категории [4; 5].

Для детей с отклонениями в развитии доступные здоровым сверстникам каналы получения информации становятся фактически недосягаемыми. Скованные в передвижении и применении стандартных сенсорных каналов восприятия такого рода дети не в состоянии в необходимой степени освоить богатство человеческого опыта, поскольку такое многообразие остается вне сферы их практической досягаемости. Усматривается ряд ограничений в игровой активности, возможностей предметной деятельности они также лишены, что, несомненно, негативным образом сказывается на формировании надлежащего уровня высших психических функций.

1. Аномалии личности при задержке психического развития (ЗПР). Причиной возникновения аномалий личности могут быть определенные задержки психического развития или психический инфантилизм различной этиологии. Инфантилизм — сохранение в психике и манере поведения подростка, юноши, взрослого свойств и особенностей, присущих специфике возраста ребенка [10].

К. С. Лебединская выделяет следующие основные типы задержки психического развития детей:

1) Конституционального происхождения (гармоничный инфантилизм). Эмоционально-волевая сфера у детей с данным типом задержки находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей младшего возраста.

2) Соматического происхождения. Хронические инфекции, врожденные пороки, пороки в процессе жизненной активности, в первую очередь, порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус и вызывающие стойкую астению являются основными причинами задержек психического развития указанного типа. В нередких случаях наблюдается задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, характерными признаками которого выступают неуверенность, боязливость, проявление переживаний, связанных с ощущением своей неполноценности и пр.

3) Психогенного происхождения . Неблагоприятные условия жизнедеятельности, препятствующие нормальному формированию личности ребенка приводят к возникновению задержек данного типа и последующему их развитию. Психотравмирующие факты вызывают, как правило, стойкие нарушения на первом этапе вегетативных функций, а потом и психического, в первую очередь, эмоционального развития [12].

4) Церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Причинами возникновения данного типа расстройства являются интоксикации, перенесенные травмы, недоношенность и другие обстоятельства. Является наиболее частым типом отклонения, ему присущи большая стойкость и выраженность нарушений в познавательной, равно как и в эмоционально-волевой сферах личности. Характерные признаки задержки психического развития приведенного типа проявляются в замедленном формирования различных функций будь то навыки ходьбы, речевой активности, так и умения быть опрятным, навыки игровой деятельности.

Учитывая вышеприведенное, личностная незрелость предстает в 2 вариациях: как патологическая, так и непатологическая. Патологическая форма незрелости является предметом рассмотрения психиатрической науки. Непатологическая форма распространена среди детей школьного возраста. Коррекционными мероприятиями в рамках названной формы психической незрелости целенаправленно занимаются педагогические работники, социальные психологи, родители, образовательное учреждение. Незрелость эмоционально-волевой сферы выделяет, в первую очередь, индивидуума с признаками инфантилизма при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии.

Специфика адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательной организации

Происходящие изменения в нашем обществе, настоящий момент, оказывают большое влияние на подрастающее поколение в общем, и, в частности, оказывают не меньшее влияние на процесс социальной адаптации школьников младших классов.

В последнее время, внимание педагогов, медиков и психологов акцентируется на проблеме нарушения процесса социальной адаптации школьников младших классов.

Известны разнообразные точки зрения на данную проблему.

Например, такие психологи как Барцаева Е. В. [1], Бондаренко И. М. [2], Горелова А. Ю. [6], представляют проблему нарушения процесса социальной адаптации школьников как несоответствия между требованиями школьного обучения и психофизиологического и социопсихологического статуса ребёнка.

Начало адаптации младших школьников «характеризуется принципиальным изменением всего его строя, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность. И это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим» [7].

Дети с ОВЗ — дети, состояние здоровье которых препятствует получению полноценного общего образования без организации специальных условий.

Применение индивидуальной программы обучения, подстроенной под особенности и возможности ребенка, практически всегда является необходимостью.

Адаптация организма это не что иное, как приспособление этого организма к различным внешним условиям, которые постоянно меняются.

Но не только приспособление, а еще и создание особых условий для развития подразумевается под адаптацией детей младшего школьного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация ребенка младшего школьного возраста представляет собой приспособление к индивидуальному развитию ребенка, которое позволяет соответствовать требованиям и нормам общества в нужной степени.

Необходимость создания условий для последующего развития ребенка, первое, о чем должны позаботиться педагоги и психологи, при адаптации ребенка младшего школьного возраста [7].

Таким образом, важнейшей задачей государственной политики является обеспечение реализации права на образование для детей с ограниченными возможностями.

Создание условий, которые смогут обеспечить безболезненное вхождение детей в школьную жизнь, и является основными задачами адаптации младших школьников к процессу обучения, к которым так же можно отнести:

— организацию воспитательно-информационных мероприятий в процессе обучения для школьников младших классов;

— организация индивидуального подхода к детям, оказание индивидуальной помощи и ребёнку и его родителям;

— психолого-педагогическое просвещение родителей;

— координирование действий всех специалистов, работающих в школе.

Процесс формирования познавательной деятельности, в частности, и личности, в целом, нарушаются из-за отклонений в развитии у детей, а также из-за этого дети сталкиваются с различными затруднениями при адаптации в окружающем мире [13].

Достаточно часто адаптация детей с ОВЗ в социуме бывает осложнена еще и всевозможными эмоциональными и поведенческими расстройствами. Такие расстройства, формирующиеся за счет сенсорной и социальной депривации, которая возникает ввиду наличия отягощающих обстоятельств в виде неадекватных условиях воспитания ребенка семье и школе.

Такие дети, чаще всего, крайне замкнуты и закрыты, избегают излишнего общения с социумом, предпочитают общение с себе подобными и крайне болезненно реагируют на случаи, когда их особенности обнаруживаются.

Отсюда можно сделать вывод, что не только перед специальными образовательными учреждениями, но и перед родителями стоит главная цель — создание и поддержание условий, которые будут являться благоприятными для детей с ОВЗ, для получения полноценного образования, для адаптации в современном мире и социуме со всеми вытекающими в виде дружбы, интересов, хобби, досуга, насыщенной жизни, любви.

Целью же учебного процесса, в свою очередь, является приобретение знаний, а так же создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей и возможностей обучающихся детей.

Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо применять на практике новые психолого-педагогические технологии, которые способствуют приобретению учеников таким качеств как общительность, активность и т. д.

Создание благоприятного психолого-эмоционального климата в учебном заведении является важной задачей для педагогов.

Особое место в организации учебного процесса детей с ОВЗ должно отводиться коррекционно-развивающим урокам, таким как социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, ритмика, ЛФК [3].

Групповое обучение подразумевает, что дети с ОВЗ получают полноценное и качественное образование наравне со своими сверстниками, потому что находятся в постоянном контакте с ними. Данный Факт общения с детьми с нормальным развитием позволяет расширить возможности социализации детей с ОВЗ.

Одним из основных направлений адаптации детей с ОВЗ в социуме является трудовое направление, реализация которого осуществляется через организацию различных мероприятий.

Большинство таких мероприятий может быть организовано с использованием информационно-компьютерных технологий, что так же будет способствовать развитию и социализации детей с ОВЗ.

Практически всегда дети с ОВЗ испытывают трудности в общении со сверстниками, с родителями, с учителями.

Сказывается еще и то, что у детей с ОВЗ, в симбиозе с нарушениями функционирования высших психических функций, к которым относятся, например, мышление и память, нарушена еще и эмоциональная сфера.

Нарушения в дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; слабость артикуляционной и тонкой моторики, небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела) способствуют снижению коммуникативных возможностей детей.

Осознание детьми своего дефекта способствует формированию у них негативного отношение к общению с окружающими людьми, развитию повышенной ранимости и обидчивости.

Именно поэтому преподавателям, психологам и родителям при работе с такими детьми, следует уделить особое внимание формированию коммуникативных способностей и нравственных норм для успешной адаптации детей в обществе, чтобы общение, к примеру со сверстниками, становилось привлекательным и интересным.

Интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения может столкнутся с рядом проблем. К примеру, плохо говорящий младший школьник, владеющий низкой скоростью мыслительной деятельности, не всегда верно понимающий значение текста или высказывания, может оказаться предметом издевок. Трудности могут возникнуть и с усвоением общепризнанных норм и правил общественного поведения, неосведомленность и непонимание важности которых может быть опасным как для психически-эмоционального состояния ребенка, так и для физического здоровья. Или неслышащие младшие школьники как бы строят стенку между собой и слышащими ровесниками, не желая общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, в случае если в группе находятся малыши с подобными проблемами, формируют отдельную группу. Не слышащий малыш, адаптированный к большому вниманию в семье, в учебном заведении превращается наравне со всеми, и у него может развиваться ощущение личной неполноценности. Не всегда сами учителя знают все тонкости и специфики развития младших школьников с ОВЗ и нередко не желают или с неохотой берут класс в образовательных учреждениях с этим ребенком.

Для преодоления стены-барьера между детьми с ОВЗ и обычными в современном образовательном пространстве применяются программы мейнстриминга [11]. Мейнстриминг- это программы коллективных занятий и организация досуга детей-инвалидов и обычных детей. Эти программы предстают мощным средством социального обучения детей и подростков и помогают развивать такие ключевые навыки и личностные качества обучающихся, как:

— социальная компетентность (чувство сопереживания, мобильность, развитие коммуникативных навыков и творческого подхода к действиям);

— навыки решения проблем (умение прогнозировать, нести ответственности за свои действия, искать нестандартные пути решения);

— независимость, ощущение уверенности, самоутверждение личностного я, самокоррекция, самоконтроль;

— навыки целеполагания (умение адекватно оценивать свои силы и возможности, формирование адекватной самооценки, мотивов и установки).

Вышеизложенное указывает, что адаптация детей с ОВЗ является одной из ведущих тенденций развития современного образования, которое оказывает содействие получению качественного образования и полноценной социализации для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Барцаева, Е. В. Моделирование процесса адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования [Текст] / Е. В. Барцаева// Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. 2016. — С. 359–363.
  2. Бондаренко, И. М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограничен-ными возможностями здоровья: Методические рекомендации [Текст] / И. М. Бондаренко, А. М. Ковешникова. -Москва: Речь, 2012. — С. 22–36.
  3. Выготский, Л. С. Вопросы трудовой и общественной деятельности выпускников специальных школ [Текст] / Л. С. Выготский.- Москва: Академия, 1999.- 217 с.
  4. Гилевич, И. М. Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе [Текст] / И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова//Дефектология. — 1995.- № 3.- С.24–28.
  5. Головчиц, Л. А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей [Текст]/ Л. А. Головчиц// Дефектология. — 1991. — № 2. — С.45–52.
  6. Горелова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Ю. Горелова. — Москва: Аспект Пресс, 2013. — 132 с.
  7. Ибрагимова, Р. Ю. Трудности школьной адаптации детей с нарушениями слуха / Р. Ю. Ибрагимова// Дефектология. — 2010. — № 7 — С.17–18.
  8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2012. — 713 с.
  9. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. -Москва:Внеда, 1992. — 109 с.
  10. Тараканова Л. Б., Социализация детей с ОВЗ [Текст]/ Л. Б. Тараканова// Дефектология. — 2012.- № 6 — С. 45–47.
  11. Терехина, И. О. Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и реализация [Текст] / И. О. Терехина// Духовно-нравственная культура в высшей школе: 1917–2017 гг. — осмысление истории. — 2017. — С. 174–178.
  12. Трофимова, В. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде [Текст]: монография / В. И. Трофимова.- Самара: Современные образовательные технологии, 2011. — 102 с.
  13. Файзвулина, С. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. В. Файзвулина. — Москва: Наука, 2012. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, адаптация детей, психическое развитие, ограниченная возможность здоровья, эмоционально-волевая сфера, адаптация, младший школьный возраст, развитие, социальная адаптация, социальная адаптация школьников.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В статье рассматриваются вопросы о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являющихся успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Благодаря созданным условиям мот...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В статье рассматриваются вопросы о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являющихся успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Благодаря созданным условиям мот...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Задать вопрос