Мотивация курсантов, обучающихся в ведомственных институтах ФСИН России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мотивация курсантов, обучающихся в ведомственных институтах ФСИН России / М. Н. Юрков, М. Ю. Шевлякова, Е. А. Семёнова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97068/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается проблема сформированности мотивации на обучение у курсантов ведомственного института. Проведено расследование для выявления преобладающих ценностей курсантов, способствующих успеху в служебной деятельности, а также опрос среди курсантов, который прояснил основные виды мотивации для курсантов.

Ключевые слова: курсант, ведомственный институт, образовательная деятельность, мотивация, ФСИН России.

В процессе обучения в ведомственных институтах курсанты во многих ситуациях испытывают эмоциональное выгорание. Это связано с большой нагрузкой, не только физической, но и моральной. Строгая дисциплины, чёткий распорядок дня и другие мероприятия по плану курсовых офицеров, всё это так или иначе сказывается на душевном состоянии курсантов, а впоследствии, и на его учебной деятельности. Поэтому, следует найти определённый способ мотивационного воздействие на обучающегося с целью его дальнейшего всестороннего развития.

Начнем с того, что означает понятие «мотивация». Словарь С. И. Ожегова трактует нам следующее, что мотивация — это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Можно говорить о том, что мотивация представляет собой определённую совокупность мотивов. Отсюда следует, что и мотивация учебной деятельности в условиях военного вуза должна иметь свои особенности. Их изучение и учет в процессе обучения представляется весьма актуальной задачей для военного учебного заведения.

В процессе обучения происходит изменение некоторых характерологических свойств личности: у курсантов гипертимные свойства личности замещаются стеническими. Эти изменения оказывают равное по интенсивности воздействие на все мотивационные ориентации, структурирующие мотивацию обучения. Динамика характерологических особенностей личности, с одной стороны, сдерживает рост значимости «результативной» и «оценочной» мотивационных ориентации, а, с другой — способствует снижению выраженности ориентации на процесс, и росту мотивационной ориентации на избегание неудач.

Структура личностно-ориентационной направленности также изменяется в процессе обучения. Это проявляется в увеличении выраженности направленности на себя при одновременном снижении удельного веса других элементов структуры направленности. Вследствие таких изменений возрастает роль мотивационной ориентации на избегание неудач и снижается значимость мотивационной ориентации на процесс.

В процессе обучения возрастает значимость пяти мотивов: самоутверждения, материального благополучия, избегания срочной службы, престижность получаемой профессии, ответственности за совершение определенных поступков. Изменения иерархии мотивов обучения определяют динамику мотивационных ориентаций на процесс и на избегание неприятностей, а также стимулируют динамику мотивационной ориентации на объективную оценку.

Большое влияние на учебную деятельность влияют также и ценностные ориентации курсантов. Для одной группы учеба будет преобладающей деятельностью, для других, пустой тратой времени. Нами было проведено расследование среди 1, 2 и 4 курсов Кузбасского института ФСИН России для выявления преобладающих ценностей курсантов, помогающих им в служебной деятельности. Всего было опрошено 96 человек. Из них 68, 2 % высказались о том, что несмотря на всю нагрузку, учебная деятельность остается преобладающей; для 27 % опрашиваемых главной ценностью является занятие спортом, оно же является мотивацией для достижения высоких спортивных результатов; самая малочисленная группа опрошенных курсантов придерживаются идеи о том, что главной сферой их деятельности являются художественные коллективы.

Среди качеств, препятствующих или способствующих обучению, особого разнообразия выявлено не было. К способствующим обучению были отнесены такие личностные особенности курсантов, как упорство, усидчивость, целеустремленность, ответственность, заинтересованность, трудолюбие. К мешающим учебе была причислена лень, а также недостаток времени и неумение его грамотно распределить, неуверенность или самоуверенность, медлительность. Проведенное исследование показало, что соотношение типов мотивации на обучение среди опрошенных курсантов меняется в зависимости от курса в сторону внешней стимуляции, связанной с получением диплома. Это происходит за счет уменьшения доли курсантов, настроенных на овладение профессией. Уровень мотивации на получение знаний существенно не варьируется в зависимости от курса обучения. Возможно, данная ситуация связана с особенностями обучения в ведомственном вузе и с необходимостью совмещать учебную и служебную деятельность, нести службу в нарядах, выполнять требования старших по званию. Данные обстоятельства усложняют процесс обучения и требуют больших затрат от курсантов. Неправильно расставленные приоритеты в виде большей значимости служебной деятельности приводят к изменению соотношения типов мотивации в сторону желания получить диплом и выйти из стен учебного заведения. Результаты заставляют задуматься о важности развития внутренней мотивации у курсантов высших учебных заведений, связанной с поддержанием любознательности и интереса к выбранной профессии (за счет правильной расстановки приоритетов, слаженной работы курсового звена и преподавательского состава вуза).

Также был проведен опрос среди курсантов 2 курса Кузбасского института ФСИН России по вопросу: «Что вас мотивирует на образовательную деятельность?».

Высокая оценка со стороны окружающих — 3,3;

Принцип: все учатся, и я тоже — 7,69;

Различные поощрения — 15,38;

Повышенная стипендия — 36,26;

Личная ответственность — 37,36.

По данному опросу, можно сделать вывод, что личная ответственность и повышенная стипендия являются главными мотиваторами к учебной деятельности.

Стипендия не является положительной мотивацией, так как это значит, что учеба — это всего лишь получение денег, а не знаний. То есть нет как такового интереса к учебе и пропадает умение получения удовольствия от приобретенных знаний. Но, с другой стороны, желание получать повышенную стипендию, способствует положительным оценкам у курсантов.

Что касается личной ответственности — это является внутренней мотивацией каждого человека, кто-то развивает данное качество, а кто-то нет. Имея данное качество, курсант задает себе цель — стать хорошим сотрудником с большим багажом знаний, он оценивает сам себя и совершенствуется. Курсант чувствует ответственность перед собственным выбором, тем самым показывая наивысший результат в образовательной деятельности. Интерес к знаниям является важным элементом для формирования ответственности у курсантов.

Немалую роль играет способ мотивации как поощрения. Данный способ имеет две стороны, как и стипендия. С одной стороны, используя поощрения за добросовестное выполнение обязанностей в учебе, руководство способствует получению положительных оценок, тем самым повышая образовательный уровень курса, но с другой стороны этот вид мотивации отрицательно сказывается на некоторых курсантах, так как они учатся только ради поощрения, а не совершенствования своей личности.

Другие два варианта опроса являются менее значимыми способами мотивации для курсантов. Принцип: все учатся, и я тоже, а также оценка окружающих — слабый мотиватор для курсантов. Это значит, что курсанты имеют свои собственные установки, а не равняются на других и не зависят ни от чьего мнения. Данное качество способствует саморазвитию и в дальнейшем может положительно сказаться на служебной деятельности.

Таким образом, мотивация играет важнейшую роль в привлечении курсантов к учебной деятельности. Результаты исследований заставляют задуматься о необходимости развития внутренней мотивации у курсантов, связанной с поддержанием интереса к выбранной служебной деятельности. Следует правильно расставлять приоритеты и реализовывать правильные ценности для достижения желаемых результатов в разных сферах служебной деятельности, этому должно способствовать не только сам курсант, но и его окружение, включая преподавателей. Правильный подход преподавателей ведомственных институтов к образовательной деятельности способствует развитию стремления к учебе курсантов. Руководство также не должно оставаться в стороне, прививая интерес к будущей деятельности с помощью практики, основанной на личном опыте, побуждать курсантов изучать дисциплины института с наибольшей заинтересованностью. Мотивация — неотъемлемая часть обучения курсантов в ведомственных институтах ФСИН России.

Литература:

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  2. . Бариляк И. А. Мотивация учебной деятельности курсантов и студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3(30).
  3. Жданова И. В., Ластовец И. В. Особенности личностного развития курсантов МВД и психологические условия его гармонизации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(59).
  4. Аверин В. А. Психология личности. СПб., 2001
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008
Основные термины (генерируются автоматически): курсант, процесс обучения, служебная деятельность, учебная деятельность, мотивационная ориентация, образовательная деятельность, Россия, внутренняя мотивация, личная ответственность, повышенная стипендия.


Ключевые слова

мотивация, образовательная деятельность, курсант, ФСИН России, ведомственный институт

Похожие статьи

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам

Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...

Особенности формирования навыков меткой стрельбы у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России

Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения оружия курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку огневая подготовка является значимой составляющей при осуществлении своих обязанностей сотр...

Кадетские полицейские классы — начало становления будущих сотрудников МВД

В настоящей статье раскрываются психологические особенности учащихся кадетских полицейских классов, особенности организации учебного процесса. Проведен сравнительный анализ общеобразовательных и кадетских полицейских классов. Таким образом, актуально...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Типы личностных акцентуаций лиц допризывного возраста с негативным отношением к службе в армии

В статье авторы исследуют современные взгляды подростков на службу в армии, рассматривают понятие личности и личностной акцентуации, предоставляют статистические данные о преобладании типов акцентуаций личности у подростков с негативным отношением к ...

Учебный стресс у курсантов первого курса образовательных организаций системы МВД России

В статье исследуется учебный стресс у курсантов первого года обучения в образовательных организациях системы МВД России. Рассматриваются особенности организационной среды образовательных организаций системы МВД России.

Проблемы обучения огневой подготовке курсантов ведомственных вузов ФСИН России и пути их решения

В статье рассмотрены проблемы, возникающие у курсантов при обращении с боевым оружием на занятиях по огневой подготовке, а также отмечены возможные пути их решения.

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Похожие статьи

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам

Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...

Особенности формирования навыков меткой стрельбы у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России

Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения оружия курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку огневая подготовка является значимой составляющей при осуществлении своих обязанностей сотр...

Кадетские полицейские классы — начало становления будущих сотрудников МВД

В настоящей статье раскрываются психологические особенности учащихся кадетских полицейских классов, особенности организации учебного процесса. Проведен сравнительный анализ общеобразовательных и кадетских полицейских классов. Таким образом, актуально...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Типы личностных акцентуаций лиц допризывного возраста с негативным отношением к службе в армии

В статье авторы исследуют современные взгляды подростков на службу в армии, рассматривают понятие личности и личностной акцентуации, предоставляют статистические данные о преобладании типов акцентуаций личности у подростков с негативным отношением к ...

Учебный стресс у курсантов первого курса образовательных организаций системы МВД России

В статье исследуется учебный стресс у курсантов первого года обучения в образовательных организациях системы МВД России. Рассматриваются особенности организационной среды образовательных организаций системы МВД России.

Проблемы обучения огневой подготовке курсантов ведомственных вузов ФСИН России и пути их решения

В статье рассмотрены проблемы, возникающие у курсантов при обращении с боевым оружием на занятиях по огневой подготовке, а также отмечены возможные пути их решения.

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Задать вопрос