Данная статья посвящается основным правилам проведения непрерывной образовательной деятельности в группе детей раннего дошкольного возраста. Как сделать занятие интересным и запоминающимся, учитывая возрастные особенности детей.
Статья будет полезна воспитателям, начинающим педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
Ранний возраст — это важнейшая фаза развития человека, когда формируются необходимые навыки для развития полноценной личности ребенка. В основу развития входят такие важные качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не даются ребенку при рождении, как врожденные рефлексы. Их необходимо развивать и для этого требуется правильный подход со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. [3]
Придя в детский сад, малыши оказываются в новых, незнакомых для него условиях, в которых ему придется теперь расти, развиваться. Одним из важных мест в режиме дня воспитанников является образовательная деятельность. Именно организация данного вида деятельности вызывает у воспитателей особые трудности. Организация непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от дошкольного возраста в целом.
Для успешной организации непрерывной образовательной деятельности с маленькими детьми важно учитывать возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста, правильно подбирать мотивацию к предстоящей деятельности и создать условия для свободной деятельности.
Основным из значимых особенностей, которые стоит учитывать при организации образовательной деятельности с детьми 2 -3 лет являются учет возрастных особенностей детей:
— Мышление — наглядно-действенное, способ познания — действия и манипулирования с предметами, а это значит, что при планировании образовательной деятельности воспитатели должны учитывать это, предоставляя детям возможность каждый раз непосредственно производить действия с предметами (их разбирать, собирать, обследовать и т. д.); Например: Если в более раннем возрасте малыш брал машинку и просто ее разглядывал — манипулировал, то сейчас он использует ее в игре, перевозит на ней кубики из, которых потом строит дом для куклы.
— Объектом познания являются окружающие маленького ребенка предметы, то, как эти предметы устроены. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Обогащение личного опыта происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Например, ребенок начинает группировать предметы по размеру, форме и цвету. Повторяет бытовые действия за взрослыми (звонит по телефону, подметает, складывает игрушки на место).
— Внимание ребенка раннего возраста — это непроизвольные свойства, основанные на ориентировке и исследовании. Удерживание внимание не более 2–3 предметов. Например, ребенок может отвлечься от слов взрослого, а затем вернуться обратно к своему занятию. [2]
— Память ребенка от 1 до 3 лет, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой главную цель что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят благодаря свойствам головного мозга, не зависимо от того, хочет ребенок запомнить или нет. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно. Объем памяти — 2–3 предмета из 5. Например, когда организуется игра «Что пропало?», необходимо выкладывать не более 3–4 игрушки, даем ребенку запомнить и затем одну прячем и спрашиваем: «Что пропало?».
— Малыши способны слушать и усваивать простые рассказы без показа и выполнять простые просьбы взрослого. Речь только начинает развиваться, поэтому воспитатель должен в течение всего дня озвучивать, что он делает или делает тот или иной герой. Двухлетние дети в этом возрасте уже могут понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не зависимо от того, что личного опыта нет. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, небольшие четверостишья, потешки, детские песенки. Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: «Покажи, принеси, сделай то-то»), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Например, вы просите малыша «Принеси мне машинку, которая стоит на полке», и малыш с легкостью выполнит это поручение. [4]
На третьем году жизни у ребенка происходит значительный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети начинают подражать взрослым, но по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Маленькие дети внимательно слушают объяснения взрослых и начинают интересоваться и задавать взрослым вопросы. («Что это?», «Как?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития. Для детей этого возраста первое место занимает потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками — важнейшая задача педагогики раннего возраста. [4]
Помимо учета возрастных особенностей при планировании образовательной деятельности также важным являются правильная организация занятия и мотивация к предстоящей деятельности. Ребенку 2–3 лет должно быть интересно во время образовательной деятельности. Любая организованная деятельность с детьми должна быть:
— событийная;
— ритмичная;
— процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Для организации интересного занятия воспитателю в группе раннего развития необходимо:
— знать структурные компоненты занятия. Педагог четко должен знать, что за чем следует в зависимости от образовательной области. Занятие может строиться следующим образом: вводная часть, основная часть (изучение нового материала или закрепление ранее изученного с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом и заключение.
— возрастосообразно подбирать мотивацию к предстоящей деятельности. Педагогу необходимо мотивировать детей, чтоб они слушали «открыв рот», чтобы у них появилось желание участвовать в совместной деятельности с педагогом. Правильно мотивировать детей — успех занятия гарантирован.
Чем же может послужить мотивация? Детям раннего возраста 2–3 лет интересен эффект неожиданности. К таким эффектам можно отнести — сюрпризный момент. Используя в начале занятия «волшебный мешочек», привлекаем внимание детей. Например: «Ребята, посмотрите, я сегодня приготовила вам сюрприз. Давайте посмотрим, что же лежит у меня в мешочке?». Можно использовать игрушку — героя или игрушку Би-ба-бо, которые приходят в гости к детям в группу и рассказывают, показывают, что-то интересное. Например, «Ребята к нам в гости сегодня пришел Мишутка и хочет нам рассказать о том, как «Звери и птицы готовятся к зиме». Мишутка здоровается с каждым ребенком по имени, ведь мы помним, что одна из особенностей при работе с маленькими детьми — личностная обращенность.
Очень важно в занятиях с использованием игрового персонажа с детьми раннего возраста, оставлять его в группе, не убирать героя обратно на полку, чтобы не произошло резкого завершения занятия. Необходимо дать детям возможность взаимодействовать с героем на протяжении дня. Например, после образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, где в гости к детям приходил герой «Зайка», который принес осенний урожай (фрукты). Зайка вместе с детьми идет на физкультуру. «А теперь Зайка вместе с нами пойдет на физкультуру. Покажем зайке, как мы умеем прыгать и ползать?».
Таким образом, особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста заключаются в следующем:
- Обращать внимание на возрастные и психологические особенности раннего возраста
- Эмоциональное вовлечение детей, эмоциональная включенность самого воспитателя.
- Правильная организация занятия и мотивация к предстоящей деятельности.
- Необходимо знать структурные компоненты занятия.
Литература:
- Базиева В. В., Трофименко С. М., Козаченко О. П. «Создание психолого-педагогических условий в группе в соответствии с ФГОС ДО» Методические пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с детьми., с. Белая Глина, 2016.
- Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста / О. О. Гонина. — Текст: электронный // Studme.org: [сайт]. — URL: https://studme.org/1380020125778/psihologiya/razvitie_vnimaniya_detey_rannem_vozrast: (дата обращения: 09.11.2022).
- Золотухина, Н. Т. Особенности воспитательного процесса детей раннего возрастав условиях дошкольного учреждения в соответствии в ФГОС / Н. Т. Золотухина. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/osobennosti-vospitatelnogo-processa-detej-rannego-vozrastav-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya-v-sootvetstvii-v-fgos-6181362.html (дата обращения: 09.11.2022).
- Березкина, О. С. Особенности развития детей третьего года жизни / О. С. Березкина. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-rechi-detej-tretego-goda-zhizni-5294949.html (дата обращения: 18.11.2022).
- Иванова М. «Конструктор групповых занятий», Краснодар, 2020
- Смирнова Е.О «Дети раннего возраста в детском саду», Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010.