В статье автор рассматривает актуальные проблемы обучения сотрудников ведомственных учреждений психологической готовности к производству выстрела, анализирует психическое состояние стрелка во время производства выстрела. Приводит основные задачи психологической подготовки сотрудников. Представляет внутреннее состояние стрелка во время производства выстрела и приводит способы стабилизации данного состояния. В статье рассматриваются основные способы приведения стрелка в психологическую готовность перед выстрелом.
Ключевые слова: готовность, обучение сотрудников, производство выстрела.
Анализируя актуальность данной темы, стоит сказать, что курсанты и слушатели образовательных учреждений ведомственных организаций допускают большое количество ошибок при выстреле. Одной из главных можно назвать психологическую готовность к производству выстрела. Данная проблема может проявляться в ожидании выстрела, «кивка» дулом ствола пистолета, неправильного нажатие на спусковой крючок в результате «тремора» рук и боязни выстрела.
Психическое состояние стрелка оказывает большое влияние на результат выстрела. Стоит отметить, что стрелки высокого класса научились управлять своим психологическим состоянием и показывать стабильно высокие результаты, относительно начинающих стрелков. Данные навыки они приобретают в процессе систематических тренировок. Известно, что обычное психологическое состояние не способствует стреляющему использовать на максимум свои навыки. Необходимо привести состояние центральной нервной системы в оптимальное возбуждение, чтобы на рубеже открытия огня сотрудник — курсант был уверен в своем состоянии. Такое состояние именуется как «боевая готовность». Поэтому необходимо овладеть всеми навыками психологической подготовки, так как она является основной частью комплексной подготовки стрелка. [1, с. 246]
Основными задачами психологической подготовки сотрудников — курсантов в условиях тренировок являются изучение психофизиологических изменений, происходящих в предстартовый период времени, то есть перед выходом на рубеж открытия огня; индивидуальный подбор средств и методов регуляции психического состояния. В период стрельбы и перед стартом необходимо создать психическое состояние, которое максимально создать условия для достижения лучшего результата в период стрельбы. То есть введение сотрудника в состояние «боевой готовности».
Предстартовое состояние вызывает изменения в организме стрелка, которые отрицательно влияют на технику стрельбы и разрушают непрочно закрепленные навыки. К основным изменениям можно отнести: увеличение время прицеливания, характер нажима на спусковой крючок, ритм стрельбы, ее темп, увеличивается колебания рук с оружием — «тремор». Отсюда вытекает задача руководителя стрельб — преподавателя в выявлении индивидуальных форм проявления предстартового состояния, в наибольшей степени влияющие на результат стрельбы. К основным признакам предстартового состояния относят: расслабление мышц кистей рук, запотевание ладоней, раскоординация действий, перенапряжение мышц туловища, замедленная или ускоренная реакция, тремор рук.
В процессе тренировок необходимо постоянно наблюдать за техникой стрельбы и реакцией стрелка, как во время тренировок и во время стрельбы, так как эти состояния индивидуальны и, как правило, различны в эти периоды. Задачи психологической подготовки стрелка решаются, при помощи специальных средств и упражнений. Выбор их зависит от цели и методической направленности тренировочных занятий: развитие специальных физических качеств, обеспечивающих возможность многократного выполнения учебных стрельб, тренировка психологической устойчивости нервной системы стрелка к плохим и хорошим выстрелам, аутогенная тренировка, отработка специальных технических приемов [2, c. 376]. Из перечисленных средств психологической подготовки можно выделить такие средства как психическая атака и дозированная физическая нагрузка. Психическая атака заключается в создании условий, которые близки к стрельбе, то есть создание необходимого шумового фона, например приглашение в тир смены сотрудников, готовящихся к стрельбе при выполнении упражнения сотрудниками предыдущей смены. Дозированная физическая нагрузка заключается в создании условий, которые соответствуют физиологическому состоянию сотрудника (частота сердечных сокращений и др.). [1, с. 247]. Такое состояние достигается путем выполнения приседаний, легкого бега и др. Целесообразно во время проведения психологической подготовки на тренировки не только фиксировать результат, но и вести наблюдение за техникой стрельбы. Моделирование соревновательной деятельности учит стрелка приемам саморегуляции. [3, c. 204].
Еще одним способом приведения стрелка в психологическую готовность является проведение беседы до начала стрельбы и после стрельбы. До начала стрельбы следует проанализировать предстоящие действия стрелка, повторить технику нажатия на спусковой крючок на практике — нажатие на спусковой крючок учебного оружия, набрать привычный темп, ритм нажатия, морально настроить сотрудника на выполнение упражнения — мотивация. Главное в психологической подготовке — это регуляция предстартового состояния. Его можно достичь путем аутогенной тренировки, психотерапии. Беседа после стрельбы проводится в целях психического успокоения стреляющего как в случае негативного результата, так и успешного для успокоения нервной системы.
Важное значение для включения нервной системы стрелка в период выполнения учебный стрельб составляют специальные упражнения. Данные упражнения решают задачи: повысить общую работоспособность, снять нервное напряжение, включить в работу нервную мышечную систему, восстановить ощущения техники выстрела.
Подводя итог, можно сказать, что психологическая подготовка стрелка должна обеспечивать надежное выполнение им учебных стрельб. Комплексная подготовка стрелка с учетом основных факторов его психологической подготовки позволит уменьшить воздействие сбивающих факторов на состояние стрелка.
Литература:
- Кудрявцев Р. А. Формирование психологической готовности курсантов вузов МВД России к правомерному применению огнестрельного оружия // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. — Ставрополь, 2013. — С. 246–249.
- Тимошенко, Л. И. Обучение стрелков психологической готовности к производству выстрела / Л. И. Тимошенко, Р. А. Кудрявцев // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12–2. — С. 375–378.
- Тимошенко Л. И. Организационные формы обучения в высшей школе / В сборнике: Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. С. Н. Кашина, А. В. Шульженко. — Ставрополь, 2015. — С. 202–213.