Обучение сотрудников ведомственных учреждений психологической готовности к производству выстрела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.12.2022

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Рыжов, Д. Д. Обучение сотрудников ведомственных учреждений психологической готовности к производству выстрела / Д. Д. Рыжов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97075/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает актуальные проблемы обучения сотрудников ведомственных учреждений психологической готовности к производству выстрела, анализирует психическое состояние стрелка во время производства выстрела. Приводит основные задачи психологической подготовки сотрудников. Представляет внутреннее состояние стрелка во время производства выстрела и приводит способы стабилизации данного состояния. В статье рассматриваются основные способы приведения стрелка в психологическую готовность перед выстрелом.

Ключевые слова: готовность, обучение сотрудников, производство выстрела.

Анализируя актуальность данной темы, стоит сказать, что курсанты и слушатели образовательных учреждений ведомственных организаций допускают большое количество ошибок при выстреле. Одной из главных можно назвать психологическую готовность к производству выстрела. Данная проблема может проявляться в ожидании выстрела, «кивка» дулом ствола пистолета, неправильного нажатие на спусковой крючок в результате «тремора» рук и боязни выстрела.

Психическое состояние стрелка оказывает большое влияние на результат выстрела. Стоит отметить, что стрелки высокого класса научились управлять своим психологическим состоянием и показывать стабильно высокие результаты, относительно начинающих стрелков. Данные навыки они приобретают в процессе систематических тренировок. Известно, что обычное психологическое состояние не способствует стреляющему использовать на максимум свои навыки. Необходимо привести состояние центральной нервной системы в оптимальное возбуждение, чтобы на рубеже открытия огня сотрудник — курсант был уверен в своем состоянии. Такое состояние именуется как «боевая готовность». Поэтому необходимо овладеть всеми навыками психологической подготовки, так как она является основной частью комплексной подготовки стрелка. [1, с. 246]

Основными задачами психологической подготовки сотрудников — курсантов в условиях тренировок являются изучение психофизиологических изменений, происходящих в предстартовый период времени, то есть перед выходом на рубеж открытия огня; индивидуальный подбор средств и методов регуляции психического состояния. В период стрельбы и перед стартом необходимо создать психическое состояние, которое максимально создать условия для достижения лучшего результата в период стрельбы. То есть введение сотрудника в состояние «боевой готовности».

Предстартовое состояние вызывает изменения в организме стрелка, которые отрицательно влияют на технику стрельбы и разрушают непрочно закрепленные навыки. К основным изменениям можно отнести: увеличение время прицеливания, характер нажима на спусковой крючок, ритм стрельбы, ее темп, увеличивается колебания рук с оружием — «тремор». Отсюда вытекает задача руководителя стрельб — преподавателя в выявлении индивидуальных форм проявления предстартового состояния, в наибольшей степени влияющие на результат стрельбы. К основным признакам предстартового состояния относят: расслабление мышц кистей рук, запотевание ладоней, раскоординация действий, перенапряжение мышц туловища, замедленная или ускоренная реакция, тремор рук.

В процессе тренировок необходимо постоянно наблюдать за техникой стрельбы и реакцией стрелка, как во время тренировок и во время стрельбы, так как эти состояния индивидуальны и, как правило, различны в эти периоды. Задачи психологической подготовки стрелка решаются, при помощи специальных средств и упражнений. Выбор их зависит от цели и методической направленности тренировочных занятий: развитие специальных физических качеств, обеспечивающих возможность многократного выполнения учебных стрельб, тренировка психологической устойчивости нервной системы стрелка к плохим и хорошим выстрелам, аутогенная тренировка, отработка специальных технических приемов [2, c. 376]. Из перечисленных средств психологической подготовки можно выделить такие средства как психическая атака и дозированная физическая нагрузка. Психическая атака заключается в создании условий, которые близки к стрельбе, то есть создание необходимого шумового фона, например приглашение в тир смены сотрудников, готовящихся к стрельбе при выполнении упражнения сотрудниками предыдущей смены. Дозированная физическая нагрузка заключается в создании условий, которые соответствуют физиологическому состоянию сотрудника (частота сердечных сокращений и др.). [1, с. 247]. Такое состояние достигается путем выполнения приседаний, легкого бега и др. Целесообразно во время проведения психологической подготовки на тренировки не только фиксировать результат, но и вести наблюдение за техникой стрельбы. Моделирование соревновательной деятельности учит стрелка приемам саморегуляции. [3, c. 204].

Еще одним способом приведения стрелка в психологическую готовность является проведение беседы до начала стрельбы и после стрельбы. До начала стрельбы следует проанализировать предстоящие действия стрелка, повторить технику нажатия на спусковой крючок на практике — нажатие на спусковой крючок учебного оружия, набрать привычный темп, ритм нажатия, морально настроить сотрудника на выполнение упражнения — мотивация. Главное в психологической подготовке — это регуляция предстартового состояния. Его можно достичь путем аутогенной тренировки, психотерапии. Беседа после стрельбы проводится в целях психического успокоения стреляющего как в случае негативного результата, так и успешного для успокоения нервной системы.

Важное значение для включения нервной системы стрелка в период выполнения учебный стрельб составляют специальные упражнения. Данные упражнения решают задачи: повысить общую работоспособность, снять нервное напряжение, включить в работу нервную мышечную систему, восстановить ощущения техники выстрела.

Подводя итог, можно сказать, что психологическая подготовка стрелка должна обеспечивать надежное выполнение им учебных стрельб. Комплексная подготовка стрелка с учетом основных факторов его психологической подготовки позволит уменьшить воздействие сбивающих факторов на состояние стрелка.

Литература:

  1. Кудрявцев Р. А. Формирование психологической готовности курсантов вузов МВД России к правомерному применению огнестрельного оружия // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. — Ставрополь, 2013. — С. 246–249.
  2. Тимошенко, Л. И. Обучение стрелков психологической готовности к производству выстрела / Л. И. Тимошенко, Р. А. Кудрявцев // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12–2. — С. 375–378.
  3. Тимошенко Л. И. Организационные формы обучения в высшей школе / В сборнике: Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. С. Н. Кашина, А. В. Шульженко. — Ставрополь, 2015. — С. 202–213.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая подготовка, предстартовое состояние, психологическая готовность, спусковой крючок, производство выстрела, стрельба, аутогенная тренировка, дозированная физическая нагрузка, психическая атака, психическое состояние.


Ключевые слова

готовность, обучение сотрудников, производство выстрела

Похожие статьи

К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур

В статье рассматриваются вопросы применения инноваций в огневой подготовке сотрудников силовых структур, анализируется процесс применения боевого оружия для оптимальной организации процесса педагогического воздействия при обучении стрельбе.

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Психологические аспекты преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся психологических аспектов преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также раскрыты главные трудности, котор...

К вопросу о повышении мотивации к обучению слушателей курсов гражданской обороны

В статье описываются пути повышения мотивации слушателей курсов гражданской обороны к изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций.

Обусловленность совершенствования навыков по огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье рассматриваются вопросы по совершенствованию огневой подготовки сотрудников УИС. Особое внимание уделяется способности сотрудников к самообороне, готовности задержания преступника или применения в отношении него огнестрельного оружия....

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Диагностика психологической готовности к внедрению изменений на индивидуальном и организационном уровне

В настоящей статье рассмотрена сущность такого психологического явления, как готовность персонала к внедрению изменений. Проведен анализ методик диагностики организационной готовности на индивидуальном и организационном уровнях.

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе

В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В работе представлены особенности, возникающие в процессе обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данные особенности являются основополагающими элементами всего процесса обучения, учитывая которые можно достичь тех ре...

Похожие статьи

К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур

В статье рассматриваются вопросы применения инноваций в огневой подготовке сотрудников силовых структур, анализируется процесс применения боевого оружия для оптимальной организации процесса педагогического воздействия при обучении стрельбе.

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Психологические аспекты преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся психологических аспектов преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также раскрыты главные трудности, котор...

К вопросу о повышении мотивации к обучению слушателей курсов гражданской обороны

В статье описываются пути повышения мотивации слушателей курсов гражданской обороны к изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций.

Обусловленность совершенствования навыков по огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье рассматриваются вопросы по совершенствованию огневой подготовки сотрудников УИС. Особое внимание уделяется способности сотрудников к самообороне, готовности задержания преступника или применения в отношении него огнестрельного оружия....

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Диагностика психологической готовности к внедрению изменений на индивидуальном и организационном уровне

В настоящей статье рассмотрена сущность такого психологического явления, как готовность персонала к внедрению изменений. Проведен анализ методик диагностики организационной готовности на индивидуальном и организационном уровнях.

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе

В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В работе представлены особенности, возникающие в процессе обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данные особенности являются основополагающими элементами всего процесса обучения, учитывая которые можно достичь тех ре...

Задать вопрос