Статья посвящена исследованию престижа государственной гражданской службы, его структуре и функциям.
Ключевые слова: престиж, государственная гражданская служба, государство, структура престижа, функции престижа.
The article is devoted to the study of the prestige of the state civil service, its structure and functions.
Keywords: prestige, state civil service, state, structure of prestige, functions of prestige.
Формирование престижа государственной гражданской службы как механизма государственного управления представляется одной из актуальных проблем функционирования и развития института государственной службы в современном российском обществе. Постановка вопроса в таком контексте обусловлена целым рядом факторов, среди которых необходимо выделить следующие:
1) кардинальные изменения общественного и государственного развития требуют не только адаптации системы государственного управления к вызовам, но и перезапуска государственного механизма, его готовности быть эффективным в качественно новых условиях социальной реальности (трансформации глобального порядка, сложные и непредсказуемые кризисные явления, обострившийся запрос на учет национальных интересов в развитии государств, санкции, и др.);
2) цифровая трансформация предполагает принципиальное изменение роли кадров системы государственного управления, профессиональных и личностных качеств служащих, формирования новых конкурентных преимуществ персонала и обеспечения государством востребованности интеллектуального потенциала общества для достижения целей развития российского государства;
3) переосмысление значения государственного управления в современных реалиях предполагает не только изменение механизмов, технологий государственно-управленческой деятельности, но, в первую очередь, притока на государственные должности и должности государственной службы компетентных, требовательных, честных, мотивированных на служение гражданам страны, ответственных специалистов.
Государственная гражданская служба как составная часть государственного управления, как профессиональная деятельность служащих в пределах полномочий обеспечивает реализацию целей, задач и функций государства. Это — сфера публичной деятельности, поэтому ее сущностные основы связаны с такими понятиями как служение, власть, достоинство, справедливость, доверие граждан к государственным институтам, уважение к людям. В таком контексте особое значение приобретает формирование престижа профессии «государственный служащий», престижа института государственной службы в системе государственного управления в целом.
По результатам социологического исследования ВЦИОМ 2021 года на выбор профессии 15 % граждан страны повлияла престижность профессии и возможность карьерного роста, собственные интересы и увлечения определили выбор 27 %, каждый пятый выбрал профессию по стечению обстоятельств (22 %), 17 % руководствовались оплатой труда, 12 % — на востребованность профессии на рынке труда [6].
С 2017 года показатель престижности профессии вырос на 4 пункта: 11 % в 2017 году и 15 % — в 2021 году.
Престиж государственной службы имеет социальную природу и формируется благодаря профессионализму и компетентности государственных служащих, личностным качествам и заслугам, всему тому, что одобряется и получает широкое признание среди граждан, экспертного сообщества.
Современные подходы к научному пониманию сущности и роли престижа государственной службы во многом обусловлены тем, что он является «прямым отражением исторически сложившихся норм государственно-служебных отношений, правил морали, традиций, корпоративных интересов, ценностей» [5].
Престиж является одним из факторов, который оказывает влияние на выбор государственной гражданской службы в качестве профессиональной деятельности. Особое влияние на этот выбор оказывают субъективные факторы — опыт профессиональной деятельности на должностях государственной службы членов семьи, друзей, мнение социального окружения, которое транслировалось в процессе социализации, реакция СМИ на действия чиновников и др. Данный вывод подтверждают и результаты социологических исследований, приведенные выше: «C 2017 года в России при выборе работы стали меньше полагаться на случай (−17 п.п., 22 % в 2021 г. vs 39 % в 2017 г.), реже отмечать ситуации отсутствия выбора (−10 п.п., 3 % в 2021 г. vs 13 % в 2017 г.), больше руководствоваться размером зарплаты (+6 п.п., 17 % в 2021 г. vs 11 % в 2017 г.), своими интересами (+5 п.п., 27 % в 2021 г. vs 22 % в 2017 г.), востребованностью профессии на рынке труда (+5 п.п., 12 % в 2021 г. vs 7 % в 2017 г.), Почти так же часто, как и четыре года назад, россияне опираются на мнение родственников, следуют семейной традиции (+1 п.п., по 9 % в 2021 г. vs по 8 % в 2017 г.) [6].
Государственная гражданская служба является важнейшим звеном между государством и населением: она связана с реализацией социально-экономических задач, функций государства, защитой прав граждан. Государственная служба выступает институтом, с помощью которого можно приблизить конституционно закрепленный идеал к реальной жизни, а также является не только политико-правовой, но и этической системой властных отношений. На основе этих положений можно сделать вывод, что престиж государственной гражданской службы — это социокультурное понятие, обладающее ценностно-нормативным характером, которое зависит от соответствия паттернов поведения и результатов деятельности госслужащих ожиданиям населения, доминирующим общественным ценностям и идеальным типам власти [5]. Мы согласны с данным определением, поскольку оно отражает социально-культурные истоки происхождения понятия, его многоаспектную структуру и взаимные отношения между госслужащими и населением. Данное определение мы принимаем в качестве базового для дальнейшего структурно-функционального анализа престижа российской государственной службы.
Для целостного изучения структуры понятия «престиж» необходим всесторонний и системный подход. Так, мы можем выделить в этом понятии следующие элементы, которые в совокупности определяют соответствие ценности профессиональной деятельности госслужащего с неким идеальным типом, эталоном. Соответственно в структуре престижа государственной службы бы можем выделить следующие компоненты: доход, образование; уважение и признание; авторитет; статус (правовой, социальный, нравственный, должностной). Престиж государственной гражданской службы определяется высоким уровнем указанных выше компонентов. Например, пока государственная служба ассоциируется с кумовством, непотизмом, коррупцией, ее престиж будет довольно низким.
Выделенная структура престижа государственной гражданской службы позволяет определить и ее конкретные функции:
— функция самоидентификации — самоопределение и соотнесение себя с конкретной референтной группой;
— функция самоутверждения — развитие чувства собственного достоинства, приобретение уверенности в своих силах;
— функция индикации — выражение соответствия между общественной необходимостью в госслужащих и госслужбе как профессиональной деятельности и их реальным статусом, а также вознаграждением труда;
— функция информационно-профессионального ориентирования — привлечение новых членов, обновление кадрового состава;
— функция интеграции — способность синтезировать социальные группы и слом для формирования единого сообщества;
— функция стимулирования — поощрение к добросовестной, беспристрастной, качественной деятельности;
— компенсаторная функция — моральное вознаграждение за тяжелый труд госслужащего [4].
Формирование престижа государственной гражданской службы представляет собой целенаправленную деятельность субъектов по созданию благоприятного и лояльного восприятия статуса государственной службы и его оценке. Этот процесс включает комплексную систему разноплановых мероприятий, диагностику и оценку текущей ситуации, постановку целей и разработку планов по достижению этих целей с ресурсной обеспеченностью данного процесса, мониторинг и оценку результатов, корректировку ситуации.
Важное место в содержании престижа государственной службы занимают теории мотивации. В качестве примера одной из таких теорий рассмотрим двухфакторную теорию мотивации Ф. Герцберга. Она была разработана 60 лет назад американскими психологами на основе исследования труда двух сотен инженеров и бухгалтеров.
Сущность теории заключается в том, что работники оценивают выполненную ими работу с позиции удерживания на работе и с позиции мотивации к работе. То есть ученые выделили две группы факторов: одну они назвали гигиеническими, а другую мотивирующими. В основу теории Ф. Герцберга легла известная пирамида потребностей А. Маслоу Гигиенические факторы удерживают на работе, но не мотивируют. Они по своей сущности относятся к окружающей среде, в которой работник делает свою работу. К гигиеническим факторам относятся: комфортные условия труда, безопасность, уровень зарплаты, график.
Мотивирующие факторы напрямую связаны с выполняемой работой, при своей недостаточности едва ли снизят удовлетворение люди от работы, но если они хорошо развиты, то они способствуют повышению эффективности [9]. К ним относятся признание, успех, содержание деятельности, возможность карьерного роста.
Тем не менее, можем выделить и слабые места теории. Во-первых, это субъективизм ответов, которые были даны респондентами в ходе исследования. В разных организациях у людей будут разные источники мотивации. Во-вторых, спорно утверждение, что материальное вознаграждение за труд не входит в число мотивирующих факторов. В-третьих, Ф. Герцберг считал, что есть сильная корреляция между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Подобное исследование было проведено в 80-х годах прошлого века [8].
Таким образом, мы можем вывести сильные стороны государственной гражданской службы, которые привлекают кадры, и слабые стороны (см. табл. 1).
Таблица 1
Сильные и слабые стороны государственной службы как профессиональной деятельности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Правовая урегулированность статуса государственного служащего Соблюдение законодательства при прохождении государственной службы Льготы, гарантии, компенсации Стандартизированный график работы |
Низкое денежное содержание (преимущественно у молодых специалистов) Рутинность и монотонность Ограниченность в новациях |
Сильные стороны в виде льгот и гарантий могут быть одной из причин существования гендерной асимметрии в структуре государственной службы.
Следует учитывать стадии жизненного цикл престижа. Как правило, он возрастает на начальных этапах реформирования государственной службы [1], затем в силу непрофессионализма кадрового состава государственной гражданской службы, вызванной несовершенством технологий подбора и отбора кадров на замещение должностей государственной службы, кадрового планирования, проведения кадровых процедур, престиж снижается. Издержки всегда минимизируются, если цели реформирования и развития государственной службы четко структурированы, вписаны в стратегические цели развития государственного управления, ресурсно и технологически обеспечены. Для поддержания престижа государственной гражданской службы на должном уровне важен постоянный мониторинг доверия граждан к данному институту — здесь уместен социологический мониторинг, анализ его результатов и корректировка деятельности.
Таким образом, современная реальность свидетельствует об особой роли человеческого фактора, его ценности как базовой основы социально-экономического развития российского государства. Государственная служба как механизм государственного управления предъявляет новые требования к кадрам органов публичной власти. В связи с этим отправной точкой повышения престижа государственной службы становится профессиональная компетентная и ответственная личность — государственный служащий, его мировоззренческие позиция, духовность, морально-нравственные качества. Особое значение приобретает престиж профессии «государственной служащий», престиж института государственной службы в целом. Государственную гражданскую службу можно назвать престижной среди широких групп населения, если будут высоко развиты такие показатели, как заработная плата, уважение и авторитет среди населения, социальный статус. Перспективы развития государственной службы заключаются в повышении уважения, признания деятельности госслужащих среди граждан, для чего необходимо выполнение каждым государственным служащим на должном уровне своих профессиональных обязанностей и реализации задач по улучшению уровню и качества жизни населения.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 № 1336 (ред. от 12.12.2005) «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 47. — Ст. 4664.
- Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261 (ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» // Российская газета, № 43, 13.03.2009.
- Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы». — Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.06.2019 № 0001202103130002
- Кердан А. Б. Сущность феномена социальной престижности // Вестник ОГУ. 2006. № 10–1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-fenomena-sotsialnoy-prestizhnosti.
- Комлева В. В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте. Автореф. дис.. д. социол. н. — Москва, 2004. Специальность 22.00.06: Социология культуры, духовной жизни.
- Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения. Социологический опрос ВЦИОМ 24 января 2021года // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija
- Civil serвvice. URL: https://www.britannica.com/topic/civil-service)
- Daniel Yankelovich and John Immerwahr. Let’s put the work ethic to work, Industry week. September 5, 1983, p.35
- One more time: How do you motivate your employees? Frederick Irving Herzberg Режим доступа: https://www.thealexandergroup.com/static/uploads/photos/2012–04/HBR_One_More_Time.pdf