Формирование престижа государственной гражданской службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Э. Ф. Формирование престижа государственной гражданской службы / Э. Ф. Ибрагимова, В. Н. Грязнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97081/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена исследованию престижа государственной гражданской службы, его структуре и функциям.

Ключевые слова: престиж, государственная гражданская служба, государство, структура престижа, функции престижа.

The article is devoted to the study of the prestige of the state civil service, its structure and functions.

Keywords: prestige, state civil service, state, structure of prestige, functions of prestige.

Формирование престижа государственной гражданской службы как механизма государственного управления представляется одной из актуальных проблем функционирования и развития института государственной службы в современном российском обществе. Постановка вопроса в таком контексте обусловлена целым рядом факторов, среди которых необходимо выделить следующие:

1) кардинальные изменения общественного и государственного развития требуют не только адаптации системы государственного управления к вызовам, но и перезапуска государственного механизма, его готовности быть эффективным в качественно новых условиях социальной реальности (трансформации глобального порядка, сложные и непредсказуемые кризисные явления, обострившийся запрос на учет национальных интересов в развитии государств, санкции, и др.);

2) цифровая трансформация предполагает принципиальное изменение роли кадров системы государственного управления, профессиональных и личностных качеств служащих, формирования новых конкурентных преимуществ персонала и обеспечения государством востребованности интеллектуального потенциала общества для достижения целей развития российского государства;

3) переосмысление значения государственного управления в современных реалиях предполагает не только изменение механизмов, технологий государственно-управленческой деятельности, но, в первую очередь, притока на государственные должности и должности государственной службы компетентных, требовательных, честных, мотивированных на служение гражданам страны, ответственных специалистов.

Государственная гражданская служба как составная часть государственного управления, как профессиональная деятельность служащих в пределах полномочий обеспечивает реализацию целей, задач и функций государства. Это — сфера публичной деятельности, поэтому ее сущностные основы связаны с такими понятиями как служение, власть, достоинство, справедливость, доверие граждан к государственным институтам, уважение к людям. В таком контексте особое значение приобретает формирование престижа профессии «государственный служащий», престижа института государственной службы в системе государственного управления в целом.

По результатам социологического исследования ВЦИОМ 2021 года на выбор профессии 15 % граждан страны повлияла престижность профессии и возможность карьерного роста, собственные интересы и увлечения определили выбор 27 %, каждый пятый выбрал профессию по стечению обстоятельств (22 %), 17 % руководствовались оплатой труда, 12 % — на востребованность профессии на рынке труда [6].

С 2017 года показатель престижности профессии вырос на 4 пункта: 11 % в 2017 году и 15 % — в 2021 году.

Престиж государственной службы имеет социальную природу и формируется благодаря профессионализму и компетентности государственных служащих, личностным качествам и заслугам, всему тому, что одобряется и получает широкое признание среди граждан, экспертного сообщества.

Современные подходы к научному пониманию сущности и роли престижа государственной службы во многом обусловлены тем, что он является «прямым отражением исторически сложившихся норм государственно-служебных отношений, правил морали, традиций, корпоративных интересов, ценностей» [5].

Престиж является одним из факторов, который оказывает влияние на выбор государственной гражданской службы в качестве профессиональной деятельности. Особое влияние на этот выбор оказывают субъективные факторы — опыт профессиональной деятельности на должностях государственной службы членов семьи, друзей, мнение социального окружения, которое транслировалось в процессе социализации, реакция СМИ на действия чиновников и др. Данный вывод подтверждают и результаты социологических исследований, приведенные выше: «C 2017 года в России при выборе работы стали меньше полагаться на случай (−17 п.п., 22 % в 2021 г. vs 39 % в 2017 г.), реже отмечать ситуации отсутствия выбора (−10 п.п., 3 % в 2021 г. vs 13 % в 2017 г.), больше руководствоваться размером зарплаты (+6 п.п., 17 % в 2021 г. vs 11 % в 2017 г.), своими интересами (+5 п.п., 27 % в 2021 г. vs 22 % в 2017 г.), востребованностью профессии на рынке труда (+5 п.п., 12 % в 2021 г. vs 7 % в 2017 г.), Почти так же часто, как и четыре года назад, россияне опираются на мнение родственников, следуют семейной традиции (+1 п.п., по 9 % в 2021 г. vs по 8 % в 2017 г.) [6].

Государственная гражданская служба является важнейшим звеном между государством и населением: она связана с реализацией социально-экономических задач, функций государства, защитой прав граждан. Государственная служба выступает институтом, с помощью которого можно приблизить конституционно закрепленный идеал к реальной жизни, а также является не только политико-правовой, но и этической системой властных отношений. На основе этих положений можно сделать вывод, что престиж государственной гражданской службы — это социокультурное понятие, обладающее ценностно-нормативным характером, которое зависит от соответствия паттернов поведения и результатов деятельности госслужащих ожиданиям населения, доминирующим общественным ценностям и идеальным типам власти [5]. Мы согласны с данным определением, поскольку оно отражает социально-культурные истоки происхождения понятия, его многоаспектную структуру и взаимные отношения между госслужащими и населением. Данное определение мы принимаем в качестве базового для дальнейшего структурно-функционального анализа престижа российской государственной службы.

Для целостного изучения структуры понятия «престиж» необходим всесторонний и системный подход. Так, мы можем выделить в этом понятии следующие элементы, которые в совокупности определяют соответствие ценности профессиональной деятельности госслужащего с неким идеальным типом, эталоном. Соответственно в структуре престижа государственной службы бы можем выделить следующие компоненты: доход, образование; уважение и признание; авторитет; статус (правовой, социальный, нравственный, должностной). Престиж государственной гражданской службы определяется высоким уровнем указанных выше компонентов. Например, пока государственная служба ассоциируется с кумовством, непотизмом, коррупцией, ее престиж будет довольно низким.

Выделенная структура престижа государственной гражданской службы позволяет определить и ее конкретные функции:

— функция самоидентификации — самоопределение и соотнесение себя с конкретной референтной группой;

— функция самоутверждения — развитие чувства собственного достоинства, приобретение уверенности в своих силах;

— функция индикации — выражение соответствия между общественной необходимостью в госслужащих и госслужбе как профессиональной деятельности и их реальным статусом, а также вознаграждением труда;

— функция информационно-профессионального ориентирования — привлечение новых членов, обновление кадрового состава;

— функция интеграции — способность синтезировать социальные группы и слом для формирования единого сообщества;

— функция стимулирования — поощрение к добросовестной, беспристрастной, качественной деятельности;

— компенсаторная функция — моральное вознаграждение за тяжелый труд госслужащего [4].

Формирование престижа государственной гражданской службы представляет собой целенаправленную деятельность субъектов по созданию благоприятного и лояльного восприятия статуса государственной службы и его оценке. Этот процесс включает комплексную систему разноплановых мероприятий, диагностику и оценку текущей ситуации, постановку целей и разработку планов по достижению этих целей с ресурсной обеспеченностью данного процесса, мониторинг и оценку результатов, корректировку ситуации.

Важное место в содержании престижа государственной службы занимают теории мотивации. В качестве примера одной из таких теорий рассмотрим двухфакторную теорию мотивации Ф. Герцберга. Она была разработана 60 лет назад американскими психологами на основе исследования труда двух сотен инженеров и бухгалтеров.

Сущность теории заключается в том, что работники оценивают выполненную ими работу с позиции удерживания на работе и с позиции мотивации к работе. То есть ученые выделили две группы факторов: одну они назвали гигиеническими, а другую мотивирующими. В основу теории Ф. Герцберга легла известная пирамида потребностей А. Маслоу Гигиенические факторы удерживают на работе, но не мотивируют. Они по своей сущности относятся к окружающей среде, в которой работник делает свою работу. К гигиеническим факторам относятся: комфортные условия труда, безопасность, уровень зарплаты, график.

Мотивирующие факторы напрямую связаны с выполняемой работой, при своей недостаточности едва ли снизят удовлетворение люди от работы, но если они хорошо развиты, то они способствуют повышению эффективности [9]. К ним относятся признание, успех, содержание деятельности, возможность карьерного роста.

Тем не менее, можем выделить и слабые места теории. Во-первых, это субъективизм ответов, которые были даны респондентами в ходе исследования. В разных организациях у людей будут разные источники мотивации. Во-вторых, спорно утверждение, что материальное вознаграждение за труд не входит в число мотивирующих факторов. В-третьих, Ф. Герцберг считал, что есть сильная корреляция между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Подобное исследование было проведено в 80-х годах прошлого века [8].

Таким образом, мы можем вывести сильные стороны государственной гражданской службы, которые привлекают кадры, и слабые стороны (см. табл. 1).

Таблица 1

Сильные и слабые стороны государственной службы как профессиональной деятельности

Сильные стороны

Слабые стороны

Правовая урегулированность статуса государственного служащего

Соблюдение законодательства при прохождении государственной службы

Льготы, гарантии, компенсации

Стандартизированный график работы

Низкое денежное содержание (преимущественно у молодых специалистов)

Рутинность и монотонность

Ограниченность в новациях

Сильные стороны в виде льгот и гарантий могут быть одной из причин существования гендерной асимметрии в структуре государственной службы.

Следует учитывать стадии жизненного цикл престижа. Как правило, он возрастает на начальных этапах реформирования государственной службы [1], затем в силу непрофессионализма кадрового состава государственной гражданской службы, вызванной несовершенством технологий подбора и отбора кадров на замещение должностей государственной службы, кадрового планирования, проведения кадровых процедур, престиж снижается. Издержки всегда минимизируются, если цели реформирования и развития государственной службы четко структурированы, вписаны в стратегические цели развития государственного управления, ресурсно и технологически обеспечены. Для поддержания престижа государственной гражданской службы на должном уровне важен постоянный мониторинг доверия граждан к данному институту — здесь уместен социологический мониторинг, анализ его результатов и корректировка деятельности.

Таким образом, современная реальность свидетельствует об особой роли человеческого фактора, его ценности как базовой основы социально-экономического развития российского государства. Государственная служба как механизм государственного управления предъявляет новые требования к кадрам органов публичной власти. В связи с этим отправной точкой повышения престижа государственной службы становится профессиональная компетентная и ответственная личность — государственный служащий, его мировоззренческие позиция, духовность, морально-нравственные качества. Особое значение приобретает престиж профессии «государственной служащий», престиж института государственной службы в целом. Государственную гражданскую службу можно назвать престижной среди широких групп населения, если будут высоко развиты такие показатели, как заработная плата, уважение и авторитет среди населения, социальный статус. Перспективы развития государственной службы заключаются в повышении уважения, признания деятельности госслужащих среди граждан, для чего необходимо выполнение каждым государственным служащим на должном уровне своих профессиональных обязанностей и реализации задач по улучшению уровню и качества жизни населения.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 № 1336 (ред. от 12.12.2005) «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 47. — Ст. 4664.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261 (ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» // Российская газета, № 43, 13.03.2009.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы». — Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.06.2019 № 0001202103130002
  4. Кердан А. Б. Сущность феномена социальной престижности // Вестник ОГУ. 2006. № 10–1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-fenomena-sotsialnoy-prestizhnosti.
  5. Комлева В. В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте. Автореф. дис.. д. социол. н. — Москва, 2004. Специальность 22.00.06: Социология культуры, духовной жизни.
  6. Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения. Социологический опрос ВЦИОМ 24 января 2021года // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija
  7. Civil serвvice. URL: https://www.britannica.com/topic/civil-service)
  8. Daniel Yankelovich and John Immerwahr. Let’s put the work ethic to work, Industry week. September 5, 1983, p.35
  9. One more time: How do you motivate your employees? Frederick Irving Herzberg Режим доступа: https://www.thealexandergroup.com/static/uploads/photos/2012–04/HBR_One_More_Time.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, государственная гражданская служба, государственное управление, профессиональная деятельность, гражданин страны, должный уровень, кадровый состав, карьерный рост, особое значение, российское государство.


Ключевые слова

государство, государственная гражданская служба, престиж, структура престижа, функции престижа

Похожие статьи

Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность

В статье исследуются ключевые особенности государственной гражданской службы как социального института и профессиональной деятельности.

Развитие бренда государства как работодателя в контексте отбора кадров на государственную гражданскую службу Российской Федерации

В статье авторы определяют стратегическую необходимость развития бренда государства как работодателя и оценивают его влияние на качество и эффективность отбора кадров на государственную гражданскую службу Российской Федерации.

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

О проблемах военно-профессиональной мотивации военнослужащих контрактной службы

В работе рассматриваются проблемы формирования мотивации военнослужащих контрактной службы. Проанализирована психологическая литература. Отражены особенности и условия военно-профессиональной мотивации.

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Правовое регулирование кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Кадровая политика на государственной гражданской службе как основа управления персоналом организации

В статье анализируется сущность и понятие кадровой политики на государственной гражданской службе. Актуальность исследования теоретических аспектов кадровой политики обусловлена ее значимостью для организации управления персоналом государственной слу...

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...

Повышение престижа государственной гражданской службы в условиях цифровой трансформации

В статье автор рассматривает внедрение новых методов и идей для повышения престижности государственной гражданской службы.

Организационная культура государственных гражданских служащих: ее значение, структура и роль формирования в высшей школе

В статье описана важность организационной культуры государственных гражданских служащих, рассмотрена ее структура и выявлена роль высшей школы для формирования организационной культуры у будущих государственных служащих.

Похожие статьи

Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность

В статье исследуются ключевые особенности государственной гражданской службы как социального института и профессиональной деятельности.

Развитие бренда государства как работодателя в контексте отбора кадров на государственную гражданскую службу Российской Федерации

В статье авторы определяют стратегическую необходимость развития бренда государства как работодателя и оценивают его влияние на качество и эффективность отбора кадров на государственную гражданскую службу Российской Федерации.

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

О проблемах военно-профессиональной мотивации военнослужащих контрактной службы

В работе рассматриваются проблемы формирования мотивации военнослужащих контрактной службы. Проанализирована психологическая литература. Отражены особенности и условия военно-профессиональной мотивации.

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Правовое регулирование кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Кадровая политика на государственной гражданской службе как основа управления персоналом организации

В статье анализируется сущность и понятие кадровой политики на государственной гражданской службе. Актуальность исследования теоретических аспектов кадровой политики обусловлена ее значимостью для организации управления персоналом государственной слу...

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...

Повышение престижа государственной гражданской службы в условиях цифровой трансформации

В статье автор рассматривает внедрение новых методов и идей для повышения престижности государственной гражданской службы.

Организационная культура государственных гражданских служащих: ее значение, структура и роль формирования в высшей школе

В статье описана важность организационной культуры государственных гражданских служащих, рассмотрена ее структура и выявлена роль высшей школы для формирования организационной культуры у будущих государственных служащих.

Задать вопрос