В данной статье автор исследует историю возникновения налога на добавленную стоимость (НДС). Также было изучено нормативное регулирование НДС, основные способы его исчисления и существующие способы уклонения потенциальных налогоплательщиков от уплаты данного налога.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, Налоговый Кодекс, ФНС России, «Интеграция АИС «Налог-3», Морис Лоре, «бумажный НДС», администрирование.
In this article, the author explores the history of the value added tax (VAT). The regulatory regulation of VAT, the main ways of its calculation and existing ways of evading potential taxpayers from paying this tax were also studied.
Keywords: value added tax, Tax Code, Federal Tax Service of Russia, «Integration of AIS «Tax-3», Maurice Lore, «paper VAT», administration.
Для того чтобы определить непосредственно сущность понятия “налог”, необходимо обратиться к истории и выявить зачатки его возникновения в целом.
Налоги существовали ещё в древние времена, и возникли почти одновременно со становлением цивилизации. Изначально налоги выплачивали не денежным эквивалентом как в нынешнее время, а проводили специальные жертвоприношения. В виде обязательных платежей налоги существовали не всегда. Сначала это были своего рода подарки властителю, потом — пожертвования по его просьбе на нужды государства (например, на содержание армии), а только потом — принудительно взимаемые суммы.
Постепенно общество стало развиваться и вместе с ней стала развиваться торговля и сельское хозяйство, в результате этого к концу позапрошлого века торговля стала представлять из себя цепочки поставок, иногда — довольно длинные, в которые вовлекалось все большее и большее количество:
— добывающих компаний;
— производителей разного рода комплектующих и полуфабрикатов;
— производителей конечной продукции;
— торговцев: закупщиков, оптовиков, мелких оптовиков.
В результате появился налог с продаж, т. е. те люди, которые занимаются торговлей должны делиться частью выручки с администрацией. Нет точных данных о том, кому конкретно принадлежала идея заменить налог с продаж, налогом на добавленную стоимость, но во многих источниках создателем НДС принято считать французского экономиста Морис Лоре. К 1954 году существовало множество налогов, по которым цена товара во время его перехода от производителя к покупателю возрастала в несколько раз и это в свою очередь порождало возмущения как потребителей, так и самих производителей. Чтобы урегулировать надвигающийся конфликт, Морис Лоре изобрел налог на добавленную стоимость и описал схему действия этого налога, а также обосновал его превосходство перед налоговым сбором с оборота, который выражен устранением каскадного эффекта при взимании последнего.
К 70-м годам НДС распространился по всей Европе благодаря специальной директиве об унификации правовой нормы ЕЭС 17 мая 1977 г. Данная норма регулировала взимание НДС в странах, которые являлись членами сообщества и в которых данный налог носил обязательный характер.
В России первоначально до появления НДС существовал так называемый “налог с оборота” и он действовал почти 70 лет т. е. с 1930-х годов. Во время экономического кризиса была создана команда специалистов во главе с Егором Тимуровичем Гайдаром, которые в начале 1992 года провели ряд антикризисных мер. Из числа многочисленных результатов действия данной команды в стране появился “налог для бедных”- налог на добавленную стоимость.
НДС начал действовать в России с 1 января 1992 года. Тогда ставка была максимальной — 28 %.
По данным Федеральной налоговой службы основная доля доходов, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации, обеспечена поступлениями НДС — 52 % (1 234,5 млн.руб.), НДФЛ — 28 % (660,1 млн.руб.), налога на прибыль организаций — 12 % (289,9 млн.руб.), налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов, — 4 % (88,4 млн.руб.) и налога на имущество организаций — 1 % (16,8 млн.руб.) (см. рис. 1.)
Рис. 1.
В январе 2022 года отмечается рост поступлений по основным доходным источникам консолидированного бюджета Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, в том числе: по НДС — в 1,7 раза или на 513,5 млн. руб., по налогу на прибыль организаций — в 1,5 раза или на 96,9 млн. руб., по НДФЛ — на 32,9 % или на 163,5 млн. руб.
В 2022 году согласно письму ФНС России от 23.10.2018 N СД-4–3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период» согласно подпункту «в« пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 303-ФЗ с 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость установлена в размере 20 процентов. Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. Ей в свою очередь соответствует новая расчётная ставка 20/120 %.
НДС относится к числу налогов на потребление, которые в свою очередь деляться на:
1) многоступенчатые (налоговой основой является валовая стоимость товаров на каждом этапе “движения” от производителя до потребителя);
2) одноступенчатые (к нему относят налог с продаж товара на отдельных стадиях его перемещения)
Налог на добавленную стоимость заменяет собой все вышеперечисленные разновидности налога.
В научной литературе принято выделять 2 основных способа определения добавленной стоимости: метод сложения и метод вычитания, при этом величины добавленной стоимости и НДС будут одними и теми же при использовании любого из этих двух способов расчёта.
Метод сложения представляет собой совокупность элементов, образующий добавленную стоимость. Данный метод можно выразить в следующей формуле:
ДС=РОТ+АО+Рпр+П
Где: ДС — добавленная стоимость;
РОТ — расходы на оплату труда;
АО — суммы начисленной амортизации;
Рпр — прочие расходы, в том числе расходы на:
— ремонт основных средств;
— обязательное и добровольное страхование имущества;
— оплату налогов и сборов;
— расходы в виде процентов по долговым обязательствам
— расходы на оплату услуг банка и. т.д.
П — прибыль.
Метод вычитания основан на применении ставки НДС к разнице между ценой продажи готового товара и изначальной ценой, за которую были приобретены товарно-материальные ценности для последующего производства товара. Таким образом, добавленную стоимость рассчитывают, как:
ДС=СТ(т,р,у)-МР
СТ(т,р,у) — стоимость произведённого товара, выполняемой работы, оказанной услуги.
МР — материальные расходы, а конкретнее расходы на приобретение:
— топлива, воды, которые используются для технологических целей;
— сырья, материалов, инструментов, которые использовались для производства товаров (работы, услуги)
— работ и услуг производственного характера, выполняемыми сторонними организациями и. т.д.
НДС является косвенным налогом, но при этом одним из самых трудозатратных в администрировании, целью которой является максимизация поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет страны, используя при этом меньше затрат для формирования основных методов налогового регулирования и налогового контроля.
Для повышения эффективности регулирования налогового контроля, особенно за правильностью возмещения НДС, ФНС России в 01.01.2015 г. внедрила в эксплуатацию Автоматизированную информационную систему “НАЛОГ-3”, аналогов которой не существует. Данная система позволяет инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов. Система обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС, включая прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС и предоставления информации внешним потребителям. Вся собранная информация о налогоплательщиках и сделках обрабатывается в созданных ФНС центрах обработки данных. С 1 июля по 1 октября 2022 года прошёл третий этап пилотного проекта ФНС России «Интеграция АИС «Налог-3» с информационными системами организаций — участников налогового мониторинга».
АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:
— обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
— создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
— гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
— снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
— совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления и. т.д.
Вместе с АИС «Налог-3» ФНС России опубликовало письмо от 09.09.2022 г.№ ЕА-2–15/1188@ “О правомерности действий должностных лиц налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки” в котором прописаны рекомендации по проведению контрольных проверок с целью предоставление своевременно налоговых деклараций, основные требования к налоговым органам в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах, основания реализации своих полномочий уполномоченного представитель налогоплательщика и. т.д.
Помимо проблем регулирования НДС в целом, существуют также пробелы в непосредственном вычислении данного налога:
- неправильное исчисление налогооблагаемого объекта
— неправильное применение налоговых ставок
— не начисление НДС с сумм частичной оплаты авансов
— сокращение налогооблагаемой базы (ст. 010 Налоговой декларации НДС) и т.п.
- неправомерные законные вычеты
— неправильное использование льгот
— неправильное оформление счетов-фактур от поставщиков
— незаконное освобождение от НДС.
Несмотря на то, что в настоящее время действует система АИС «Налог-3» многие производители вместо того, чтобы выплачивать НДС в полном размере, используют схему, по которой удлиняют цепочку, для того чтобы не отвечать на возникающие у заказчиков вопросы, а потом все цепочки сливаются в одну фирму-однодневку и в итоге образуется огромная дыра неуплаченного НДС. Данная схема носит название “бумажная”, потому что налогоплательщик для того, чтобы снизить “входной НДС”, заключает фиктивные договоры с поставщиками, которые в свою очередь на прописанный заказчиком адрес оформляют поставку, отражая её в налоговой декларации. То есть если посмотреть в документы, то можно увидеть, что данная поставка была реализована, но по факту никакой поставки не было.
Ещё одной схемой неуплаты НДС можно связать с тем, что каждый налогоплательщик НДС обязан вести электронный документооборот с налоговым органом, в котором он состоит на учёте. Иногда плательщики, пользуясь неточностями в алгоритмах системы контроля оператора связи, создают ключи цифровой подписи (ЭЦП) на третьих лиц, что в свою очередь даёт им право предоставлять налоговую отчётность от имени совершенно другой организации, которая зачастую даже не в курсе о таких махинациях совершаемых от её имени. Такие “налоговые отчёты” содержат не точные, либо же изменённые данные, которые в итоге образуют суммы фактически неуплаченного НДС.
Подводя итог можно утверждать, что на данный момент НДС является одним из тех налогов, которые в полной мере не регулируются. Современная налоговая система России имеет ряд проблем, препятствующих эффективному осуществлению налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Эти проблемы носят разный характер — они связаны с неточностями в налоговом законодательстве, недостатками в организации аудиторской работы налоговых органов, наличием намерений налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов, возникновением проблем в практике исчисления налогов.
Для уменьшения случаев неуплаты НДС необходимо ужесточить контроль за потенциальными налогоплательщиками, создав при этом единую базу, в которой будет контролироваться все выплаты налогоплательщика (связанные не только с НДС). Также следует принять меры, которые не будут давать возможность налогоплательщикам использовать и создавать те или иные схемы неуплаты налога на добавленную стоимость. Помимо прочего следует усилить ответственность за неуплату, например, повысить число штрафа, либо же назначить наказание по соответствующей правовой норме или назначить запрет на занимание той или иной должности или деятельности.
Литература:
- Шестая Директива Совета от 17 мая 1977 года «Об унификации законов стран-членов ЕС в отношении налогов с оборота — единая система налога на добавленную стоимость: единообразная база для исчисления налога (17/388/ЕЭС)»
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 03.08.2018 N 303-ФЗ (последняя редакция)// «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5096,
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 16.10.2022)
- Письмо Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2022 г. № ЕА-2–15/1188@ «О правомерности действий должностных лиц налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки»
- Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (КНД 1151001) (с отчетности за I квартал 2022 года) утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7–3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» в редакции приказов ФНС от 20.12.2016 № ММВ-7–3/696@, от 28.12.2018 № СА-7–3/853@, от 20.11.2019 № ММВ-7–3/579@, от 19.08.2020 № ЕД-7–3/591@, от 26.03.2021 № ЕД-7–3/228@ и от 24.12.2021№ ЕД-7–3/1149@//Начало действия последней редакции: 31.03.2022 (должна применяться с отчетности за I квартал 2021 года).
- Абажуров Е. А. Проблемы налогов / Е. А. Абажуров. -Москва: Пресс. -187 с. «Экономика и право». 2017. С. 1–10.
- Брызгалин А. В. Правовые основы налогового администрирования //Хозяйство и право. 2017. № 3. С. 4–20.
- Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система РФ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. И. Гончаренко. -Москва: Юрайт, 2015.- С.80.
- Котова Ю. В. Как налоговики проверяют отчётность? / Ю. В. Котова// «Арсенал предпринимателя», 2014.-№ 8.- С. 90–98.