Встатье рассмотрены и проанализированы особенности планирования и организации физической культуры в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: планирование, организация, физическая культура, вуз.
The article considers and analyzes the features of planning and organization of physical culture in higher educational institutions.
Keywords: planning, organization, physical culture, university.
Предмет физической культуры в вузе — один из самых продолжительных по количеству выделяемых часов. И это неспроста, ведь дисциплина содержит определенные задачи, способствующие формированию личности и развитию физических возможностей человека.
Для рассмотрения особенностей планирования и организации физической культуры в высших учебных заведениях, в первую очередь следует рассмотреть задачи физической культуры. В частности, к ним относятся:
— формирование и развитие осознания социальной роли физической культуры и спорта в укреплении личности и ее подготовки к профессиональной деятельности;
— создание мотивационного и ценностного отношения к спорту;
— установка на здоровый образ жизни и физическое самовоспитание;
— формирование системы практических навыков, обеспечивающих психологическое уравновешенное состояние и укрепление здоровья;
— обеспечение общей физической подготовленности студента, помогающей определить психическую и физическую готовность к будущей профессиональной деятельности;
— совершенствование индивидуального фонда двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности [1].
Данные задачи послужили основой для создания программы физического воспитания в ВУЗах, которая действует и в настоящий момент времени.
В соответствии с основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте с 1994 г. Государственным комитетом по высшему образованию вводятся в действие примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура» и инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания.
Отличием данной программы является то, что оно объединяет множество задач не только образовательной направленности, но и воспитательной.
Дисциплина «Физическая культура» входит в цикл социально-экономических дисциплин и длится в общей сложности 328 часов. Рассмотрим распределение учебных часов по семестрам на очной форме обучения подробнее.
Таблица 1
Распределение учебных часов по семестрам на очной форме обучения
Дисциплина |
Вид работы |
Семестры |
Итого |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Физическая культура |
Всего часов |
56 |
56 |
56 |
56 |
52 |
52 |
328 |
Аудиторная работа (час) |
56 |
56 |
56 |
56 |
52 |
52 |
328 |
|
Занятия по физической культуре разделяют на вводную, подготовительную, основную и заключительную части.
В вводной части происходит постановка задач, создается представление об основной части занятия.
В подготовительной части занятия предполагается общая и специальная разминка, которая даст настрой на предстоящее занятие физической культурой. В частности, для этого следует подготовить мышцы опорно-двигательного аппарата, а также дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Для этого в общей разминке применяется медленный бег, который в среднем длится 7 минут и общие развивающие упражнения для всех групп мышц. К таким упражнениям относятся: стойки, седы, приседы, выпады, положения лежа, упоры, наклоны, повороты. Специальная разминка предполагает уже выполнение некоторых специальных упражнений, схожих по координации движений и нагрузке на организм с предстоящими занятиями [2].
Основная часть занятия занимает большую часть времени и предполагает время для игры (волейбол, баскетбол), подготовку к сдаче нормативов или саму сдачу нормативов в период сессии.
В заключительной части студент приходит в обычное взвешенное состояние за счет снижения физической активности и при необходимости проводит анализ прошедшей физической активности.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.
Учебные занятия проводятся в форме:
— теоретических, практических и контрольных;
— элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;
— индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
— самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются в форме:
— выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
— занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам и желанию;
— самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
— массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий [3].
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
— физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
— социальные и биологические основы физической культуры;
— основы здорового образа и стиля жизни;
— оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов [4].
Общее руководство воспитанием физической культуры и спортивно-массовой работой среди студентов и организацией качественного и тщательного наблюдения за состоянием их здоровья в организациях высшего учебного заведения возложены на ректора. Проведение и осуществление данных задач осуществляется непосредственно общественными организациями университета и административными подразделениями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому воспитанию и физической культуры учащихся в соответствии с учебным планом и предусмотренной государственной программы возложена на кафедру физического воспитания университета. Оздоровительная, спортивная и физкультурная работа проводится спортивным клубом на базе университета совместно с кафедрой и общественными организациями при их желании. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза [5].
Рассмотрев особенности планирования и организации физической культуры в заведениях высшего образования, можно сказать, что у студента, завершившего обучение по данной дисциплине, появляется установка на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Это все, что необходимо для формирования и развития разносторонних физических способностей человека, и, как следствие, мотивированного и успешного человека во многих сферах жизнедеятельности.
Литература:
- Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и Прикладная физическая культура в ВУЗе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-planirovaniya-uchebnogo-protsessa-po-distsiplinam-fizicheskaya-kultura-i-prikladnaya-fizicheskaya-kultura-v-vuze-kak/viewer (дата обращения: 22.11.2022).
- Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе [Электронный ресурс] // URL: https://sbmpei.ru/files/uplfiles/LEKTSIYA_8.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
- Там же.
- Основы организации физического воспитания в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // URL: https://referat.co/ref/655932/read?p=3 (дата обращения: 22.11.2022).
- Организация физического воспитания и спортивной работы в ВУЗе — Студопедия [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.ru/6_154527_organizatsiya-fizicheskogo-vospitaniya-i-sportivnoy-raboti-v-vuze.html?ysclid=laseqwgd1m276466951 (дата обращения: 22.11.2022).