Концепция полицентризма в геополитической мысли евразийцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Голубенко, Р. Г. Концепция полицентризма в геополитической мысли евразийцев / Р. Г. Голубенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97096/ (дата обращения: 16.11.2024).



В наши дни мнение о том, что модель западной цивилизации представляет собой универсальную формулу мирового развития больше не является доминирующей точкой зрения, каковой была после окончания холодной войны. Эксперты в области международных отношений полагают, что в настоящее время мировая политическая система находится в некой точки бифуркации. Данное мнение подкреплено объективной тенденцией отхода от однополярности к формированию полицентричного мира. Поскольку Россия как в прошлом, так и в настоящее время выступает за полицентричное, многополярное мировое политическое устройство, кажется важным рассмотреть данную позицию в историческом аспекте, обратившись к геополитической мысли идейно-политического течения евразийства как к наиболее стройной русской школе геополитики. В статье рассматриваются основные аспекты евразийской концепции полицентризма, а также их критика западного космополитизма и шовинизма.

Ключевые слова: евразийство, полицентризм, многополярность, Россия, геополитика.

В настоящее время многие субъекты мирового политического процесса демонстрирует свое нежелание следовать западному образцу либерально-демократической идеологии и вставать на заданный Западом путь развития. Все чаще агрессивно-экспансионистские действия США вызывают критику и противодействие со стороны угнетаемых субъектов мирового политического процесса, не желающих отказываться от собственного суверенитета.

Нынешний экономический спад в США, Западной Европе и России, повлиявший на общемировую экономическую стабильность, который был вызван «украинским кризисом» и взаимными санкциями «коллективного Запада» и России, доказывает необходимость адекватного многостороннего общемирового диалога и сотрудничества, который невозможен в условиях однополярного мира, который продвигает «коллективный Запад» во главе с США. На наш взгляд, нынешний кризис, доказывает неспособность США выступать в роли единоличного гаранта, как минимум, экономической безопасности, как своих Западных партнеров, так и остального мира.

На фоне все более нарастающей критики в адрес США от многих государств мира, в том числе от имеющих большой геополитический вес России и Китая, происходят вполне объективные процессы формирования многополярного мира. В данных условиях, геополитическая мысль евразийцев, во многом построенная на принципах культурного и этнического многообразия всего мира, может быть более привлекательной в идеологическом плане для мирового сообщества, нежели навязываемая коллективным Западом либерально-демократическая идеология, подкрепленная агрессивно-экспансионистской геостратегией.

Ключевая концепция идейно-политического течения евразийства — концепция месторазвития — заключает в себе, среди прочего, принятие существования множества других, не относящихся к России-Евразии, месторазвитий. Согласно концепции месторазвития, между любым географическим пространством и населяющей его человеческой общностью, происходит пространственно-временное взаимодействие, которое, в конечном итоге, и определяет его. Так, планета Земля в целом — это месторазвитие человеческой цивилизации в глобальном понимании, тогда как территория, занимаемая Россией по отношению ко всему земному шару, рассматривается как локальное месторазвитие, но которое, в свою очередь, также состоит из меньших месторазвитий, которые в сумме составляют единое целое [1].

Таким образом, евразийцы исходят из принципов принятия этнического и культурного многообразия как Евразии, так и всего мира. Они отрицали саму возможность насильственной экономической, культурной или политической экспансии. Даже по отношению к России-Евразии К. А. Чхеидзе писал: «Совместное сосуществование нескольких наций строится на основе признания каждой отдельной нации — отдельной личностью… Административные границы должны совпадать с границами этнического распределения. Т. е. каждая отдельная нация должна представлять особую отдельную самоуправляющуюся единицу в составе великого целого» [2]. Таким же образом, евразийцы относились и к государствам, не входящим в географические зоны России-Евразии. Но отмечали, что России необходимо поддерживать тесные экономические и культурные связи с Азиатскими странами, а также предостерегать их от экспансионистской европейской культуры, и помогать развивать их собственные национальные культуры [3]. Трубецкой писал: «азиофильская ориентация русской внешней политики есть естественная для России ориентация» [3, с. 388]. Тем не менее, евразийцы не отрицали и возможности некоторых соприкосновений и с Европой. Так, Савицкий писал, что Россия не должна: «враждебно замыкаться в себе от Европы…» [1, с. 65].

Концепция евразийского геополитического и культурного полицентризма, а также критика западного космополитизма и шовинизма хорошо выражена Н. С. Трубецким в работе «Европа и человечество» [4]. В данном труде Трубецкой, среди прочего, указывает на негативное восприятие романо-германцами всех наций, что не похожи на них. Н. Трубецкой писал: «при сравнении разных культур между собою европейцы знают лишь одно мерило: что похоже на нас — лучше и совершеннее всего, что на нас не похоже» [4].

Космополитизм европейцев, по мысли Н. Трубецкого, выражается в их стремлении навязать свою культуру, как единственно верную, всем остальным, по их убеждению, отсталым народам. Таким образом, к цивилизованному миру европейцы, помимо себя, причисляют лишь те народы, что отказались от своей самобытности и подчинились культуре Европы. По мнению Н. Трубецкого, такое понимание европейцами цивилизованности не имеет объективного научного подкрепления и основывается на эгоцентризме укорененном в их культуре [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что европейцы через идею космополитизма стремятся подчинить себе остальные самобытные народы и целые месторазвития. Ситуация становится особенно опасной вследствие того, что сами народы, на которые направлена экспансионистский характер романо-германской культуры, заражаются идеей ее исключительности. Но, по мнению Трубецкого, из этого положения есть выход, поскольку не романо-германские народы, впитывающий ее культуру, сами по себе не имеют того укоренившегося, являющегося неотъемлемой частью, эгоцентризма, что имеют европейцы, то эти народы, могут заимствовать некоторые культурные аспекты европейцев, и, в то же время, игнорировать эгоцентризм. Савицкий пишет: «…одни романогерманцы без поддержки уже европеизированных народов будут не в состоянии продолжать дело духовного порабощения всех народов мира» [4]. П. Савицкий, критически осмыслив данные идеи Н. Трубецкого несколько дополнил их, изложив свое видение данной проблематики в работе «Европа и Евразия» [5].

Так, по мысли Савицкого, Трубецкой провозглашая равноценность культур не учел одного важного аспекта, а именно: наличия у конкретной общности, как носителя самобытной культуры, достаточной силы для того, чтобы отстоять свое существование. Таким образом, по мысли Савицкого, именно признак силы, который может заключаться в военно-политическом смысле или в смысле культурно-идеологического влияния, является ключевым в вопросе соотношения культур. Кроме того, Савицкий не соглашается с Трубецким по вопросу негативного влияния эгоцентризма на развитие полицентризма. По мнению Савицкого, именно за счет эгоцентризма, народы способны эмансипироваться от чуждой им идеологии и встать на путь самобытного развития тем самым внеся свой вклад в полицентрическое геополитическое устройство мира.

Важным, в размышлениях Савицкого по данному вопросу, является его указание на то, что именно Россия-Евразия как отдельный целостный самобытный мир способна стать ответом романо-германскому стремлению к унификации мира по своему образу. Поскольку: «Евразия есть область некоторой равноправности и некоторого «братания» наций, не имеющего никаких аналогий в междунациональных соотношениях колониальных империй» [5]. Кроме того, Савицкий указывает и на то, что ряд азиатских стран, не являющихся ее частью, а только примыкающих к границам России, в полной мере могут стать ее союзниками в борьбе с европеизацией мира.

Литература:

  1. Савицкий П. Н. Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997.
  2. Чхеидзе К. А. Национальная проблема // Евразийская хроника. Выпуск IV. [Электронный ресурс] // URL: http://www.politnauka.org/library/mpimo/chh.php (Дата обращения: 29.11.2022).
  3. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. — М.: АГРАФ, 1999.
  4. Трубецкой Н. С. Европа и человечество [Электронный ресурс] // URL: http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns03.htm (Дата обращения: 29.11.2022).
  5. Савицкий П. Н. Европа и Евразия [Электронный ресурс] // URL: http://nevmenandr.net/eurasia/1921-PNS-eur.php. (Дата обращения: 29.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Европа, Евразия, Россия-Евразия, западный космополитизм, идейно-политическое течение евразийства, концепция месторазвития, либерально-демократическая идеология, отдельная нация, США.


Похожие статьи

Политический популизм как оружие на мировой арене

С усилением тенденций популистской политики в современном мире изучение сущности современного популизма приобретает все большее научное значение. В статье рассматриваются основные направления политологического понимания феномена глобального подъема п...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма в трактовке науки: понимание Э. Гуссерлем науки как «врожденного телоса» «европейского человечества»

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить специфи...

Трансформация понятия традиционной логистики в современную логистику

С непрерывным укреплением тенденций к интеграции мировой экономики, сотрудничество и контакты между странами, сформировавшиеся на основе международного разделения труда, день ото дня становятся все более и более тесными, а взаимосвязь, взаимозависимо...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная безопасность. С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистический и идеалистический. Первый и...

Спекулятивный сравнительно-культурологический анализ имманентности концепта урбаэкотуризма

Цель — указать возможную причину неравномерного распространения концепта реализации экотуристической деятельности на урбанизированных территориях, а именно урбаэкотуризма в дихотомии Азия и Европа путём спекулятивного сравнительно-культурологического...

Противоречия и перспективы Евразийского экономического союза

Цель данной статьи — анализ тенденций и противоречий, трудностей развития Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На кафедре Современные торговые операции Север — Юг МГУПП подготовлены и изданы статьи по общей тематике евра...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Роль религии в международных отношениях

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более роли религиозных конфессий в политических выборах, современных битвах и войн в целом. Эти явления происходили, будут происходить и происходят в данный момент, и они касаются непос...

Институциональная среда формирования социального капитала. К постановке проблемы

Конец XX — начало XXI века стало временем активного распространения и приобретения популярности теории социального капитала. Этому способствовали социальные изменения в общественной жизни стран Западной Европы и Северной Америки, которые стали наблюд...

Концепт «труд» в христианской и исламской культурах

В последнее время актуальным становится проведение исследований сопоставительного характера, предметом которых являются базисные концепты различных лингвокультур. Актуальность исследований данного характера обусловлена необходимостью установления усп...

Похожие статьи

Политический популизм как оружие на мировой арене

С усилением тенденций популистской политики в современном мире изучение сущности современного популизма приобретает все большее научное значение. В статье рассматриваются основные направления политологического понимания феномена глобального подъема п...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма в трактовке науки: понимание Э. Гуссерлем науки как «врожденного телоса» «европейского человечества»

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить специфи...

Трансформация понятия традиционной логистики в современную логистику

С непрерывным укреплением тенденций к интеграции мировой экономики, сотрудничество и контакты между странами, сформировавшиеся на основе международного разделения труда, день ото дня становятся все более и более тесными, а взаимосвязь, взаимозависимо...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная безопасность. С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистический и идеалистический. Первый и...

Спекулятивный сравнительно-культурологический анализ имманентности концепта урбаэкотуризма

Цель — указать возможную причину неравномерного распространения концепта реализации экотуристической деятельности на урбанизированных территориях, а именно урбаэкотуризма в дихотомии Азия и Европа путём спекулятивного сравнительно-культурологического...

Противоречия и перспективы Евразийского экономического союза

Цель данной статьи — анализ тенденций и противоречий, трудностей развития Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На кафедре Современные торговые операции Север — Юг МГУПП подготовлены и изданы статьи по общей тематике евра...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Роль религии в международных отношениях

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более роли религиозных конфессий в политических выборах, современных битвах и войн в целом. Эти явления происходили, будут происходить и происходят в данный момент, и они касаются непос...

Институциональная среда формирования социального капитала. К постановке проблемы

Конец XX — начало XXI века стало временем активного распространения и приобретения популярности теории социального капитала. Этому способствовали социальные изменения в общественной жизни стран Западной Европы и Северной Америки, которые стали наблюд...

Концепт «труд» в христианской и исламской культурах

В последнее время актуальным становится проведение исследований сопоставительного характера, предметом которых являются базисные концепты различных лингвокультур. Актуальность исследований данного характера обусловлена необходимостью установления усп...

Задать вопрос