Статья посвящена анализу переживания родителями нормативных семейных кризисов . Рассматривается психологическое функционирование семьи, причины возникновения и особенности протекания нормативных кризисов супружеских отношений. А также как влияют переживания родителей нормативных семейных кризисов на психоэмоциональное состояние ребенка.
Ключевые слова: нормативный кризис, ненормативный кризис, семья, супружеские отношения, психоэмоциональное состояние ребенка.
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на психоэмоциональное состояние ребенка — одна из малоизученных проблем в современной семейнойпсихологии.
Семья — это небольшая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве. Его членов связывает общий быт, взаимопомощь и моральная ответственность. Изменения, происходящие в социальной ситуации, а также в развитии семьи, влекут за собой изменения всех внутрисемейных отношений [3].
Весь процесс развития ребенка находится под влиянием многих семейных факторов. К таким факторам относятся семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.
Семейные кризисы — это психологические трудности, возникающие на разных этапах семейной жизни. Семейные кризисы естественны для развития отношений между членами семьи, возникают, когда назрела потребность в изменении системы отношений. В современной литературе выделяются два вида семейных кризисов — ненормативные и нормативные кризисы [3].
Ненормативные кризисы бывают не у всех, они приходят внезапно и могут не зависеть от усилий и действий супругов. Сюда относится смерть одного из супругов, измена, любое резкое изменение социального положения, лишение свободы, банкротство, а так же любое проявление домашнего насилия (физического, экономического, сексуального) [1].
Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые был использован в 1948 г. Э. Дювалль и Р. Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где они сделали доклад о динамике семейного взаимодействия. Семья рассматривалась как динамическая система функционирование которой определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом гетеростаза (развития). Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития. В соответствии с законом гетеростаза каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл — некую последовательность смены стадий [3].
Нормативные семейные кризисы закономерно связаны с появлением детей. Кризисные ситуации любого вида в семье могут действовать на ребенка резко отрицательно. В особенности многое зависит, как переживают тот или иной кризис значимые для ребёнка взрослые.
Супруги, пройдя первую стадию жизненного цикла семьи — стадию монады, когда они росли и развивались в родительской семье, повзрослели и начали вести самостоятельную жизнь, пока не найден партнер. И миную стадию встречи с будущим партнером, когда человек начинает искать длительные, стабильные отношения с противоположным полом. Начинается стадия заключения брака. Эта стадия часто называется «временем диады». И уже с первых дней супружеской жизни начинается корректировка отношений между молодыми супругами. Молодая семья подходит к первому нормативному кризису, связанный с принятием на себя супружеских обязательств. В период прохождения этого кризиса молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам [2].
Второй кризис, который встречается на пути у молодых супругов — это кризис, связанный с рождение первого ребёнка. Это нормативный кризис, который является переходным этапом жизненного цикла семьи и называется «триада» [2].
Проблемы, связанные с этим кризисом начинаются раньше, чем ребёнок появляется на свет — с момента зачатия, а в основном могут обостряться во время ожидания рождения ребёнка. Этот период также может обостряться и неразрешёнными проблемами в предыдущем, первом кризисе, которые теперь будут усложнять ситуацию. Также протекание рассматриваемого нами кризиса может быть осложнено возможностью возникновения послеродовой депрессии у матери, которая может повлиять на стабильность семейной системы. Причинами возникновения послеродовой депрессии могут служить: особенности протекания беременности и родов, нежелательная беременность, нарушение взаимоотношений с мужем, профессиональные или материальные трудности, связанные с рождением ребёнка [4].
Когда в семье появляется ребёнок, родители начинают осваивать незнакомые области отношений. Такие изменения в семье часто приводят к напряжению в отношениях, к ссорам и конфликтам. Тем самым, родители нарушают эмоциональный фон нового члена семьи, отчего малыш может испытывать боль, дискомфорт или страх. Роль маленького ребенка в жизни молодой семьи зависит от отношения к нему матери и отца, их готовности стать родителями и ожиданий. Новорожденный ребенок имеет главную потребность — это необходимость быть любимым, принятым, а также чувствовать заботу в эмоциональных и физиологических проявлениях.
Следующий нормативный спад, который связан с детьми наступает, когда у супругов возникает второй ребёнок. Если пара прошла предшествующие стадии удачно, то текущий кризис не понесёт большого ущерба, успешное прохождение одного кризиса прямо сказывается на том, как будет проходить следующий. Кризис при возникновение второго ребёнка появляется по причине целого набора недостатков: дети требуют еще выше внимания, заботы удваиваются, утомляемость повышается. Но в большей степени кризис такого жизненного этапа, нацелен на первого ребёнка, так как у первого ребенка начинаются эмоциональные проблемы, потому что он перестает быть центром вселенной. Для взрослых роль родительства уже известна, а первый ребёнок только примеряет на себя образ старшего брата или старшей сестры. И часто в семье сталкиваются с ревностью со стороны первенца или с нарушениями поведения, которое может проявляться агрессивностью и жестокостью, протестом, демонстративным поведением, дистанцированием, замкнутостью, регрессом, ребёнок может неосознанно прибегнуть к более ранним, менее зрелым и менее вменяемым реакциям, дабы вернуть внимание и любовь [5].
Последующий кризис в семье связан с походом ребёнка в первый класс. Семья, условно говоря, отправляет «свой продукт» в большую жизнь. Ребенок, которого так долго воспитывали родители, вкладывали столько сил, времени сейчас как представитель семьи отправляется в школу и там, как надеются все родители, продемонстрирует все лучшее, чему его научили родители и наделила природа. Но у родителей могут возникнуть сомнения и тревоги, как в ситуации любой оценки. Часто на этом этапе возникают споры между родителями о том, как воспитывать школьника, как относиться к оценкам, к участию в школьной жизни, кто следит за выполнением домашнего задания. Разногласия между родителями не способствуют спокойной и успешной учебе. На фоне таких конфликтов у ребёнка может произойти эмоциональное нарушение, повышенная тревожность. И наоборот, если родители сошлись во мнении по вопросу воспитания школьника, то и ребенку будет гораздо спокойнее и постепенно он обретет уверенность и в новой роли, и в новом коллективе [3; 5].
Очередной нормативный кризис в семьях с детьми связан с наступлением подросткового возраста ребёнка. Происходит совпадение по времени двух кризисов: это подростковый кризис у детей и кризис среднего возраста у их родителей. В этом возрасте родители переоценивают свои ценности, а дети бунтуют, требуя предоставления больших полномочий, оспаривают родительскую власть. Наложение двух кризисов приводит к тому, что семья начинает разрываться изнутри. Одних родителей устраивает собственная жизнь, других — не удовлетворяет. И тогда взгляды родителей с особой пристальностью обращаются на ребёнка-подростка. Очень хочется, чтобы ребёнок избежал ошибок, реализовал задуманное, чаще задуманное родителями. Особые ожидания обращены к единственному ребёнку либо к младшему. Или наоборот родители начинают активно устраивать свою жизнь, тем самым забрасывая подростка, который в свете своего возрастного развития требует поддержки [3; 2].
В данном возрасте ребёнок задаёт главные вопросы «Кто Я?» и «Куда Я иду?». Поиск ответов имеет возможность начаться с отрицания: «Я не такой, как взрослые». И критика в первую очередь будет направлена в сторону родителей. Особое значение приобретают сверстники. В этот момент больше всего со стороны родителей подросток ценит доверие и снижение контроля, с одной стороны, а с другой стороны родители не должны терять бдительность. В зависимости от спектра поведения родителей и личных особенностей подростка могут наблюдаться изменения в эмоциональном состояние ребёнка, проявление давиантного поведения.
Завершающий нормативный кризис, это отделения уже взрослого ребёнка от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей вызывают у всех участников этого процесса острые переживания. В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Родители начинают очень скучать по своему ребенку и иногда пытаются круглосуточно находиться на связи. Если родители будут постоянно навязываться со своей тревогой, естественная реакция повзрослевшего ребёнка — отстранение [1].
Таким образом, нормативные кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры — как внутренней, характеризующей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов. В эти моменты семья утрачивает адекватность и оказывается перед необходимостью новой самоиндефикации, смены старой модели семейной организации на новою. Нормативные семейные кризисы закономерно связаны с появлением детей, и переживания родителей в период семейных кризисов влияют на их психоэмоциональное состояние.
Литература:
- Горбуля, Е. В. Психология семьи: семейные кризисы: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Издательство Юрайт, 2019–280 с.
- Захарова Г. И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.
- Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 170 с.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 170 с.