Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 3650 раз

Библиографическое описание:

Юзбашева, Ю. А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97107/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются основные особенности детей младшего школьного возраста, изучаются психические и возрастные изменения.

Ключевые слова: младший школьный возраст, дети, психологические особенности.

Младшим школьным возрастом принято называть детей примерно от 7 до 11 лет, что как раз соответствует годам обучения в начальных классах.

Это возраст считается возрастом довольно спокойного и равномерного физического и психологического развития [6, с.143].

Но в то же время этот возраст считается очень важным для ребенка, для его психического и эмоционального развития. Происходит перестройка многих систем организма, которая накладывает отпечаток на психическом развитии. Более того, ребенок приобретает новый социальный статус — он становится учеником. У него появляются обязанности, с которыми он раньше не сталкивался, которые являются новыми для него.

В это время происходит увеличение веса, роста и выносливости, развиваются все психические процессы; ребенок растёт и развивается.

Костная система, нервная, сердечно — сосудистая системы младшего школьника ещё находятся в стадии формирования. По мнению советского психолога Д. Б. Эльконина, «Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени импульсивны и возбудимы» [6, с.18].

Как уже было сказано, с началом обучения изменяется социальное положение ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и приобретает социально значимые обязанности [6, с.22]. На протяжении всего данного периода у ребенка начинает складываться новый тип отношений с окружающими его людьми. Авторитет взрослого начинает постепенно утрачиваться, и к концу младшего школьного возраста всё большее значение для школьника начинают приобретать сверстники и друзья.

Ведущей и основной деятельностью для школьника становится учение, а обязанностью — учиться и приобретать новые знания. Учение — это нелёгкий труд, который требует желания, дисциплины, организованности, волевых усилий от ребенка. «Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет» [3, с.324].

Разумеется, у младших школьников далеко не сразу формируется правильное отношение к учению. Они сначала не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре они осознают, что учение — сложный труд, который требует интеллектуальной активности, усидчивости, усилий.

Как известно, в 6–7 лет у ребенка случается кризис семи лет. Чаще всего он связан с изменением обстановки, появлением новых обязанностей, друзей. Всё это ведёт к изменению ценностей. Всё то, что было важно для ребенка раньше, отходит на второй план. Старые интересы теряют силу, но на смену им обязательно приходят новые.

Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие таких психических процессов, как — ощущение и восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, любопытностью, активностью, импульсивностью.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, которое происходит в ходе усвоения знаний, перестраивает все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [2, с.167].

Теперь рассмотрим некоторые психологические процессы подробнее.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок может иногда путать похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Но, в основном, когда ребенок рассматривает предметы и рисунки, им выделяются наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина [7, с.176].

Учебная деятельность стимулирует так же и развитие памяти. Усиливается роль смыслового, словесно-логического запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью, регулировать её. У школьников в начальной школе более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они быстрее и лучше запоминают и сохраняют в памяти яркие события, конкретные сведения, лица, предметы, незабываемые факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей [2, с.76].

Что касается внимания, оностановится произвольным лишь к концу младшего школьного возраста. Довольно долго, основным остаётся непроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека.

Младший школьный возраст имеет огромное значение для развития мыслительных действий и приемов: обобщения, сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, определения понятия, выделения следствия и причин [1, с.124–125]. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что знания, которые усваивает ребёнок, оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это осложняет процесс обучения и снижает его эффективность. П. П. Блонский, Д. В. Эльконин, И. В. Дубровина, Л. С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

В это время формируется личность ребёнка. Для этого периода характерны новые отношения со сверстниками и взрослыми, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности.

Всё это решающим образом сказывается на развитии младшего школьника: формируется и закрепляется новая система отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются способности.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития и формирования:

— Характера учащихся;

— Индивидуальных способностей и особенностей;

— Мотивов учения и обучения;

— Коллективных взаимоотношений;

— Социальных норм и условий поведения;

— Адекватной самооценки.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием импульсов и побуждений. Причина этому — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [6, с.79].

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной работы, не может самостоятельно преодолевать трудности и препятствия. Они с трудом концентрируются на выполнении нужных заданий, часто отвлекаются и оказываются неспособными долго концентрировать внимание, особенно на скучных и «неинтересных» заданиях.

Но в то же время, младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах.

Можно подвести итог, что младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни — переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия жизни ребёнка [5, с.92].

Младший школьный возраст — критический возраст в жизни любого человека, так как именно в этот период ребенок переходит из дошкольного учреждения в школьное, где начинается его целенаправленное обучение и воспитание. С одной стороны, ребенок сохраняет в себе много детских качеств: наивность, легкомыслие, но с другой стороны, он приобретает новые знания и умения, «впитывает как губка» новую информацию [4, с.23].

Таким образом, можно утверждать, что младший школьник — это «маленький взрослый», на которого «наваливается» большой груз ответственности. Чтобы дети не чувствовали большую нагрузку, нужно как можно чаще на начальных этапах учебной деятельности использовать разные виды деятельности, включая игровые технологии. Можно резюмировать, что младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира.

Литература:

  1. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 575с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. М.: 1999.- 560с.
  3. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 324–326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 12.11.2022).
  4. Кузнецова Т. М. Этапы работы над словом.//ИЯШ. 1991. № 5–98 с. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2010/09/b6d767d2f8.pdf (дата обращения 25.11.2022).
  5. Седова О. К. Игровая деятельность как дидактический элемент при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. М.: Рема, 2017. Вып. 519. Ч. II. С. 90–94.
  6. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2014.- 284с.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2007.- 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, ребенок, младший школьник, учебная деятельность, школьник, вид деятельности, развитие, учение.


Похожие статьи

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как происходит формирование экологических представлений у детей 3–6,5 возраста под влиянием взрослого и природы.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Исследование личностных особенностей у детей младшего подросткового возраста

В статье рассматривается проявление личностных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

К вопросу об особенностях внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данной статье раскрывается понятие внимание, различные свойства, формы внимания у дошкольников младших школьников.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Похожие статьи

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как происходит формирование экологических представлений у детей 3–6,5 возраста под влиянием взрослого и природы.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Исследование личностных особенностей у детей младшего подросткового возраста

В статье рассматривается проявление личностных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

К вопросу об особенностях внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данной статье раскрывается понятие внимание, различные свойства, формы внимания у дошкольников младших школьников.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Задать вопрос