Темой данной статьи является привлечение государственного гражданского служащего к ответственности за нарушение законодательства, регламентирующего порядок предоставления сведений о доходах.
Данная тема является актуальной, поскольку сбор информации о доходах государственных гражданских служащих, осуществляемый путём подачи государственным гражданским служащим декларации о доходах, является одной из ключевых гарантий соблюдения антикоррупционного законодательства, а соответственно одной из гарантий обеспечения соблюдения принципа законности в рамках института государственной гражданской службы. Исходя из этого задачей государства является обеспечение эффективного функционирования данного института как на федеральном, так и на региональном уровнях государственной власти. Для чего и используется инструмент в виде юридической ответственности. Также актуальность данной темы объясняется возрастающей в современном мире ролью институтов финансового контроля, которые позволяют государству обеспечивать функционирование финансовой системы в целом.
В настоящей статье данный вопрос будет всесторонне рассмотрен с точки зрения действующего законодательства и юридической теории.
Если говорить о законодательном регулировании данного вопроса, то можно выделить несколько ключевых аспектов.
Так, например в Федеральном законе «О противодействии коррупции» установлена юридическая обязанность государственного гражданского служащего, а также иных публичных служащих (например: муниципальные служащие, работники Центрального банка Российской Федерации, руководители государственных и муниципальных учреждений, а также некоторые сотрудники государственных корпораций, публично-правовых компаний и государственных внебюджетных фондов) предоставлять, в установленной законом форме, сведения о полученных ими доходах, а также о своём имуществе и обязательствах имущественного характера [1]. Также установлена обязанность государственного гражданского служащего предоставлять указанные выше сведения касательно супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Помимо указанного выше в данной статье говорится, что нарушение данной обязанности влечёт за собой увольнение. По сути, данная норма вводит ответственность в форме увольнения для государственного гражданского служащего за нарушение норм о декларировании доходов и имущества.
Аналогичная ответственность возникает и за предоставление данной информации позже установленного срока, или за предоставление заведомо ложных сведений о доходах, имуществе или имущественных обязательствах [1].
При этом важно понимать, что данная ответственность по сути своей является именно дисциплинарной, хотя и установлена законом, регулирующим сферу административного права, и поэтому определённо имеет некоторый административно-правовой элемент в своём юридическом составе.
В пользу наличия административно-правового элемента в данном институте говорят следующие факты: данный институт установлен в законе, регулирующем публично-правовую сферу, устанавливает ответственность для государственных и иных публичных служащих, не затрагивая взаимоотношения между частными лицами, направлен на обеспечение эффективной работы органов публичной власти в Российской Федерации.
На основании всех вышеизложенных фактов, на мой взгляд, можно отнести данное правоотношение к группе публично-правовых отношений.
Именно поэтому данная ответственность, является, на мой взгляд, комплексным правовым институтом на стыке нескольких отраслей права, включая административное, трудовое и финансовое.
Отдельно стоит отметить, что уголовное законодательство Российской Федерации не содержит состава преступления, охватывающего непредоставление государственным гражданским служащим сведений о доходах.
Если же говорить о праве административных правонарушений, то Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит статью 19.7, которая охватывает все возможные случаи непредоставления сведений государственному органу или должностному лицу, осуществляющему финансовый контроль [2], что позволяет нам теоретически предположить возможность применения, в данной ситуации норм об административной ответственности. Хотя, стоит отметить, что данная статья не указывает на конкретный перечень видов финансового контроля, которые охраняются положениями данной статьи. В силу этого факта, возможность применения в указанном случае административной ответственности является лишь предположением, основанным на буквальном толковании текста закона.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в ныне действующем законодательстве Российской Федерации нет детального регулирования вопроса ответственности государственных гражданских служащих за непредоставление сведений о доходах. При этом законодательство предусматривает за данное нарушение ответственность в виде прекращения трудовых отношений с нарушителем [1], которая по своей сути ближе к дисциплинарной, а также, возможно административную ответственность [2], при определённом толковании законодательных норм.
Если же говорить о научном аспекте данной проблемы, то необходимо выделить несколько ключевых позиций.
Так, например некоторые исследователи говорят о проблеме отсутствия в законодательстве детально разработанного механизма привлечения к уголовной ответственности за данный тип нарушений, данная проблема раскрывается, например в работе Чаннова С. Е. Но при этом в этой же работе приводится возможное обоснование данной ситуации [3]. Коррупционные правонарушения, по своей сути являются преступлениями и образуют самостоятельные составы преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации. Именно по этой причине отдельно криминализовывать непредоставление государственным гражданским служащим сведений о доходах нет острой необходимости. Для тех же ситуаций, когда такое нарушение не сопровождается действиями, образующими состав преступления, существуют специальные нормы. Так Федеральный закон о противодействии коррупции предусматривает ответственность в виде увольнения, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вводит за данное нарушение административную ответственность.
Также существует тенденция к конкретизации перечня лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах. Так Сараев Н. В. отмечает в своей работе тенденцию к отходу от распространение данной обязанности на всех публичных служащих без исключения [4]. Как отмечает вышеназванный автор, вместо данной модели мы видим переход к учёту реальных коррупционных рисков при формировании перечня должностей, требующих осуществления финансового и имущественного контроля.
Данная тенденция действительно прослеживается в Федеральном Законе «О противодействии коррупции» [1].
На мой взгляд данная тенденция является положительной, поскольку позволяет избавить контролирующие органы от излишней нагрузки в виде проверки доходов тех публичных служащих, чьи должностные обязанности не создают рисков коррупционной деятельности в виде получения незаконного вознаграждения от третьих лиц.
В заключение я могу сказать, что данная тема действительно является сложной и несёт в себе множество различных аспектов.
Так, например, ответственность в виде прекращения трудовых отношений с лицом, не предоставившим сведения о доходах, обладает как признаками дисциплинарной ответственности, так и признаками ответственности, вытекающей из административного права.
Также неоднозначным является вопрос о возможности применения в данном случае норм Кодекса об административных правонарушениях, поскольку нормы кодекса не содержат детального ответа на вопрос о возможности применения в данном случае мер административного воздействия.
Подводя итог, хочу сказать, что тема ответственности государственных гражданских служащих за непредоставление сведений о доходах является безусловно важной и многоаспектной, изучение которой важно для дальнейшего развития правовой системы.
Литература:
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022, с изм. от 24.11.2022).
- Чаннов С. Е. Предоставление сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей как антикоррупционный механизм // Российская юстиция. 2009.№ 4. С. 5.
- Сараев Н. В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 76.