Познавательные способности — это естественные средства познания, которые сами по себе являются индивидуальными качествами человека. К таким способностям относятся: ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, индукция, анализ, синтез.
Многообразие перечисленных познавательных способностей может быть развито через «встраивание» ребенка» в систему художественной культуры посредством художественно-творческой деятельности. Трудность формирования таких качеств, как эмоциональность или эмпатия, заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека [1].
Художественно-творческая деятельность — это процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в котором он применяет свои знания, выражает эмоциональное отношение к изображаемому, и при этом демонстрирует изобразительно-выразительные средства, найденные самостоятельно или усвоенные им на занятиях под руководством педагога.
Художественно-творческая деятельность у детей старшего дошкольного возраста являет собой вхождение ребенка в мир танца, литературы, театра, мир музыки и изобразительного искусства. Искусство является одной из областей духовной жизни человека. В искусстве объединяется все познание мира в художественных образах, создание различных изображений, воплощение духовных качеств, содержание в слове, движениях, пространстве, звуках, во времени.
В художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста основной целью выступает стремление разглядеть творческий дар в ребенке, создать условия, необходимые для его развития, в том числе и интеллектуального.
Художественно — творческое воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии [2].
По мнению Л. С. Выготского, необходимо рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Выделяют три основных компонента художественно — творческой деятельности дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество.
Изобразительная деятельность находится в тесной связи с познанием ребенком мира, который окружает его, и природы. Сперва эту связь можно увидеть в непосредственном знакомстве со свойствами различных материалов (бумаги, красок, пластилина, карандашей, мелков и т. д.), с которыми встречается дошкольник и пробует взаимодействовать. Ребенок пытается познать способы связи между материалами. Иными словами, понять, что и как нужно сделать, чтобы получить нужный результат. В дальнейшем он продолжает накапливать знания об окружающих его предметах, материалах, оборудовании.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка. У малыша вырабатывается эстетический вкус, улучшается мелкая моторика рук. Ребенок становится более внимателен к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи [6].
С решением задач формирования художественно-речевой деятельности связано развитие познавательного интереса дошкольников, а именно речи. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами акцентирует внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание общественного смысла малых фольклорных форм. Например, зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить.
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке.
Чтение ребенку художественных текстов, просматривание вместе с ним иллюстраций, как считает М. Б. Мамедова, вызывают необходимый для последующего развития интерес и любовь к книге. В этой связи устное народное творчество способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры [3].
В процессе музыкальной деятельности старший дошкольник развивается не только эстетически, но и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает следующие умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание.
Принято выделять три вида музыкального творчества: песенное, танцевальное и импровизация на музыкальных инструментах.
В песенном творчестве успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Также в этом виде музыкального творчества реализуются музыкальные потребности ребенка. Например, называемые знакомые и любимые песни ребенок может исполнять по своему желанию в любое время [4].
Танцевальное творчество — это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки и ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Педагог был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.
Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты способствуют развитию всех трех основных музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков на высоте и ритмические представления [6].
При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображению.
Театральная деятельность в дошкольной организации дает возможность детям познавать окружающий мир во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Кроме того, у дошкольников развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации [7].
Художественно-творческая деятельность представляет собой процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, возникающего под влиянием эмоционального отношения и с помощью изобразительно-творческих средств. Она носит поисково-ориентировочный характер, заключающийся в стремлении у ребенка старшего дошкольного возраста искать, находить и повторять найденный художественный образ, а также в желании пробовать новые способы изображения, комбинировать знакомые и новые средства выразительности для создания нового художественного образа. При этом художественно-творческая деятельность имеет немаловажное значение в развитии интеллектуальной сферы дошкольника, поскольку влияет на развитие у него познавательного интереса.
Литература:
- Калюжная Е. Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал // Человек в мире культуры. — 2015. — выпуск 4. — С. 34–39.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. — 2019. — 255 с.
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. — Рипол Классик. — 2018. — переизд. и исправл. — 142 с.
- Шулецкая М. Я. Технология формирования художественного образа посредством взаимодействия искусств и науки / М. Я. Шулецкая. — журнал «Успехи современного естествознания». — 2013. — № 5. — С. 44–48.
- Тагина У. А. Роль чтения художественной литературы в речевом развитии дошкольников / У. А. Тагина. — Москва. — 2016. — 38 с.
- Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. — Москва: ТЦ Сфера. — 2020. — 128 с.
- Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р. Г. Казаковой. — Москва: ТЦ Сфера. — 2014. — 203 с.