Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поддубова, Ю. И. Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников / Ю. И. Поддубова, Р. В. Резникова, В. В. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97112/ (дата обращения: 24.12.2024).



Познавательные способности — это естественные средства познания, которые сами по себе являются индивидуальными качествами человека. К таким способностям относятся: ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, индукция, анализ, синтез.

Многообразие перечисленных познавательных способностей может быть развито через «встраивание» ребенка» в систему художественной культуры посредством художественно-творческой деятельности. Трудность формирования таких качеств, как эмоциональность или эмпатия, заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека [1].

Художественно-творческая деятельность — это процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в котором он применяет свои знания, выражает эмоциональное отношение к изображаемому, и при этом демонстрирует изобразительно-выразительные средства, найденные самостоятельно или усвоенные им на занятиях под руководством педагога.

Художественно-творческая деятельность у детей старшего дошкольного возраста являет собой вхождение ребенка в мир танца, литературы, театра, мир музыки и изобразительного искусства. Искусство является одной из областей духовной жизни человека. В искусстве объединяется все познание мира в художественных образах, создание различных изображений, воплощение духовных качеств, содержание в слове, движениях, пространстве, звуках, во времени.

В художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста основной целью выступает стремление разглядеть творческий дар в ребенке, создать условия, необходимые для его развития, в том числе и интеллектуального.

Художественно — творческое воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии [2].

По мнению Л. С. Выготского, необходимо рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

Выделяют три основных компонента художественно — творческой деятельности дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество.

Изобразительная деятельность находится в тесной связи с познанием ребенком мира, который окружает его, и природы. Сперва эту связь можно увидеть в непосредственном знакомстве со свойствами различных материалов (бумаги, красок, пластилина, карандашей, мелков и т. д.), с которыми встречается дошкольник и пробует взаимодействовать. Ребенок пытается познать способы связи между материалами. Иными словами, понять, что и как нужно сделать, чтобы получить нужный результат. В дальнейшем он продолжает накапливать знания об окружающих его предметах, материалах, оборудовании.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка. У малыша вырабатывается эстетический вкус, улучшается мелкая моторика рук. Ребенок становится более внимателен к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи [6].

С решением задач формирования художественно-речевой деятельности связано развитие познавательного интереса дошкольников, а именно речи. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами акцентирует внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание общественного смысла малых фольклорных форм. Например, зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить.

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке.

Чтение ребенку художественных текстов, просматривание вместе с ним иллюстраций, как считает М. Б. Мамедова, вызывают необходимый для последующего развития интерес и любовь к книге. В этой связи устное народное творчество способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры [3].

В процессе музыкальной деятельности старший дошкольник развивается не только эстетически, но и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает следующие умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание.

Принято выделять три вида музыкального творчества: песенное, танцевальное и импровизация на музыкальных инструментах.

В песенном творчестве успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Также в этом виде музыкального творчества реализуются музыкальные потребности ребенка. Например, называемые знакомые и любимые песни ребенок может исполнять по своему желанию в любое время [4].

Танцевальное творчество — это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки и ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Педагог был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты способствуют развитию всех трех основных музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков на высоте и ритмические представления [6].

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображению.

Театральная деятельность в дошкольной организации дает возможность детям познавать окружающий мир во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Кроме того, у дошкольников развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации [7].

Художественно-творческая деятельность представляет собой процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, возникающего под влиянием эмоционального отношения и с помощью изобразительно-творческих средств. Она носит поисково-ориентировочный характер, заключающийся в стремлении у ребенка старшего дошкольного возраста искать, находить и повторять найденный художественный образ, а также в желании пробовать новые способы изображения, комбинировать знакомые и новые средства выразительности для создания нового художественного образа. При этом художественно-творческая деятельность имеет немаловажное значение в развитии интеллектуальной сферы дошкольника, поскольку влияет на развитие у него познавательного интереса.

Литература:

  1. Калюжная Е. Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал // Человек в мире культуры. — 2015. — выпуск 4. — С. 34–39.
  2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. — 2019. — 255 с.
  3. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. — Рипол Классик. — 2018. — переизд. и исправл. — 142 с.
  4. Шулецкая М. Я. Технология формирования художественного образа посредством взаимодействия искусств и науки / М. Я. Шулецкая. — журнал «Успехи современного естествознания». — 2013. — № 5. — С. 44–48.
  5. Тагина У. А. Роль чтения художественной литературы в речевом развитии дошкольников / У. А. Тагина. — Москва. — 2016. — 38 с.
  6. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. — Москва: ТЦ Сфера. — 2020. — 128 с.
  7. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р. Г. Казаковой. — Москва: ТЦ Сфера. — 2014. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-творческая деятельность, ребенок, музыкальная деятельность, развитие, старший дошкольный возраст, чувство ритма, изобразительное искусство, ладовое чувство, музыкальное творчество, эмоциональное отношение.


Похожие статьи

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Похожие статьи

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Задать вопрос