Особенности любовной лирики Ф. И. Тютчева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.12.2022

Статья просмотрена: 15704 раза

Библиографическое описание:

Заверюхина, К. И. Особенности любовной лирики Ф. И. Тютчева / К. И. Заверюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 580-582. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97117/ (дата обращения: 24.12.2024).



В творчестве Ф. И. Тютчева любовная лирика занимает особое место. Если философская и гражданская поэзия с двумя величинами — Россией и космосом — может рассматриваться вне биографии, то лирика, посвященная любовным переживаниям — это личное, обнажающее душу самого писателя, пространство. Такой любви ещё не знало светское общество, и вся тяжесть любовных переживаний поэта из-за невозможности публично высказаться выплеснулась в стихотворные строки. В так называемом «Денисьевском цикле» цикле он смог открыть своё сердце и душу, поделиться самыми сокровенными переживаниями. Многие литературоведы сравнивают «Денисьевский цикл» с романом в стихах. Посвящены эти шедевры Елене Денисьевой. В них прослеживается не только глубокое чувство и привязанность, здесь отражены этапы жизни поэта с любимой женщиной. Ф. И. Тютчев сумел показать, насколько может быть прекрасна и в то же время губительна любовь, когда она не имеет одобрения в обществе, привыкшем диктовать свои правила человеку.

В «Денисьевский цикл» входят 12 произведений, которые условно можно разделить на две группы: те, которые показывают, насколько прекрасна и нежна любовь, и те, в которых это неугодное всем окружающим чувство приводит к печальным, трагическим последствиям. Взаимное чувство помогает влюбленным противостоять многим препятствиям на пути к счастливой жизни.

Отношения Ф. И. Тютчева и Е. А. Денисьевой продлились 14 лет. При встрече с молодой возлюбленной автор как бы заново испытывает самые яркие и светлые чувства, любовь окрыляет его. Под влиянием любви к Денисьевой он пишет стихотворение « Я очи знал, — о, эти очи!»..: «Я очи знал, — о, эти очи! / Как я любил их, — знает Бог! / От их волшебной, страстной ночи / Я душу оторвать не мог ». [1, с. 175]. Здесь лирический герой размышляет о временах, когда он был влюблен, считает, что это самое прекрасное состояние на земле. Очи любимой выступают символом страсти, ночи, ассоциируются с тайной и жаром любви.

Автор использует различные средства выразительности: эпитеты («утомленный», «роковой», «чудные»), метафоры («волшебная, страстная ночь», «жизнь обнажающий до дна», «в тени ресниц»), инверсии («дышал он»), сравнения («как наслажденье, утомленный / И, как страданье, роковой») и др. Лексемы «очи», «взор» с ярко выраженной экспрессивной окраской демонстрируют отношение лирического героя к девушке: он ее превозносит, боготворит.

Для Ф. И. Тютчева любовь рождается, как весенний ветер, она окрыляет и вдохновляет людей. Это сильное чувство между женщиной и мужчиной поднимает их на другой уровень познания, где заботы реального мира уходят на второй план. Для поэта любовь — это слияние душ, открытие духовного мира, но также это страсть, влечение, которым опьянены любящие люди [4, с. 14].

В стихотворении «Пламя рдеет, пламя дышет…» автор с помощью пейзажа создает образ девы. В первой части стихотворения описывается состояние природы, а во второй раскрывается образ героини: «Сумрак тут, там жар и крики — / Я брожу как бы во сне, — / Лишь одно я живо чую — / Ты со мной и вся во мне» [1, с. 191]. Автор использует глагольные формы для создания движения в стихотворении. Эпитеты («страстный говор, в покое нерушимом»), олицетворения («пламя рдеет, искры летят») раскрывают родство природы и женщины и природную основу любви.

Все стихотворения любовной лирики автобиографичны. Осуждение и неприятие обществом не позволили Ф. И. Тютчеву и Е. А. Денисьевой стать счастливыми. [6, с. 16]. Это отразилось и в лирике. Теперь для него любовь является приговором судьбы и чувством вины.

В паре, как известно, всегда есть сильный и слабый человек. И обычно из-за трагической любви страдает слабый. И таким человеком в паре оказалась Елена. Денисьева мучилась, пытаясь противостоять обществу, но сам поэт ничего не предпринял для того, чтобы изменить положение любимой женщины. Она не могла отказаться от Ф. И. Тютчева: « То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя, / Увлечена, в душе уязвлена, / Я стражду, не живу, им, им одним живу я- / Но эта жизнь. О, как горька она! ». [1 с. 179]

Ф. И. Тютчев пытается показать, что понимает свою возлюбленную, осознает свою вину перед ней. Для описания внутреннего состояния лирической героини используются различные средства выразительности: эпитеты («горька», «бесчеловечно», «бережно и скудно»), оксюмороны («могу дышать, но жить не могу», «я стражду, не живу»), антитезы («не живу — живу я»), повторы («жизнь мою, эта жизнь», «как и прежде любит, как и прежде дорожит»). Завершается стихотворение градацией («то в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, увлечена, уязвлена, стражду, не живу»), немаловажную роль занимают умолчания (в тексте 4 раза встречается многоточие) и риторические восклицания («о нет!», «но эта жизнь», «жить уж не могу!», «как горька она!»)

Денисьева продолжает любить, но с каждым днем угасает, так и ей соответствующая лирическая героиня становится слабее. Она измучена упреками общества и непринятием ее: « Чему молилась ты с любовью, / Что, как святыню, берегла. / Судьба людскому суесловью / На поруганье предала » [1, с. 177].

В начале стихотворения поэт открывает устрашающую правду о людской пошлости, уничтожающей счастье влюбленных. Он сожалеет, что женщина не может противостоять мнению толпы и стыдится чувства любви. Конец стихотворения напоминает молитву, в которой он просит защиты от людского осуждения.

Автор выбирает нейтральные слова, но многие из них трансформируют свое значение в контексте, приобретают символическое звучание. Это слова «святыня» (любовь, страсть, желание), «людская пошлость» (людской порок), «святилище души» (внутренний мир женщины). В тексте присутствуют слова с отрицательной коннотацией: «суесловие» (сплетни, клевета), «вломилась» (вошла напором, силой ворвалась). Даже слово «доступных» из межстилевой лексики получает отрицательное значение: «тайны и жертвы» души стали собственностью общества, которые можно обесценить грязными сплетнями.

Герои понимают всю сложившуюся вокруг них ситуацию, но продолжают любить и страдать. Поэт запутался в своих отношениях не только с Денисьевой, но и со своей женой. В его любовных стихотворениях все чаще стало встречаться слово «роковой», как выражение обреченности чувств и преклонения перед судьбой, безысходности положения [6, с. 18].

Таким образом, стихотворения «Денисьевского цикла» Ф. И. Тютчева представляют всю палитру чувств влюбленного человека: от счастья и упоения страстями до горя и страдания. Нежные, музыкальные строки признаний любящего сердца раскрывают внутренний мир самого писателя, показывают трагизм и восторг любви.

Литература:

  1. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений [текст] / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. — Л.: Современный писатель, 1987. — 448 с.
  2. Науменко, А. В. Русская лирическая поэзия 60–80-х годов: тенденции, полемика, поиски [текст]: автореф. дис. доктора филологических наук: 10.01.01 / Науменко Алла Владимировна. — Киев, 1995. — 42 с.
  3. Гончаров, Б. П. О путях развития современного стиховедения: вместо введения [текст] / Б. П. Гончаров, В. В. Кожинов, Л. И. Тимофеев. // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития: сб. статей. — Москва, 1985. — С. 3–10
  4. Калашникова, А. Л. Образ души в художественном мире Ф. И. Тютчева [текст]: афтореф. дис. кандидата филологических наук: 10.01.01 / Калашникова Анна Леонидовна; Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург, 2015. — 22 с.
  5. Гапоненко, П. А. Поэзия «Чистого искусства» (традиции и новаторство) [текст]: автореф. дис. доктора филологических наук: 10.01.01 / Гапоненко Пётр Адамович; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Орёл, 2011. — 47 с.
  6. Енина, С. Ю. Философия любви в «Панаевском цикле» Н. А. Некрасова и «Денисьевском цикле» Ф. И. Тютчева [текст] / С. Ю. Енина // Интеллектуальный потенциал XXI века инновационной России: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции обучающихся и студентов. — Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (Орёл), 2020. — С. 16–19
  7. Лоскутникова, М. Б. Русское литературоведение XVIII — XIX веков: истоки, развитие, формирование методологий: учебное пособие [текст] / М. Б. Лоскутникова. — Москва: Флинта, 2009. — 352 с.
  8. Новинская, Л. П. Сотношение метра и жанра в оригинальной лирике Ф. И. Тютчева [текст] / Л. П. Новинская // Жанр и композиция литературного произведения: межвузовский сборник статей. — Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск), 1984. — С. 69–79
  9. Моляничева, К. А. Особенности восприятия и изучения любовной лирики Ф. И. Тютчева в старших классах [текст] / К. А. Моляничева // Тенденции развития педагогики и психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Башкирский государственный университет (Уфа), 2014. — С. 55–59
  10. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. — М., 1963. — 387 с.
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, автор, жизнь, лирический герой, любимая женщина, любовная лирика, различное средство выразительности, самый писатель, слово, стихотворение, страстная ночь.


Задать вопрос