В статье автор пытается определить, что включает в себя и на чем основывается работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: педагог-психолог, дети с особыми образовательными потребностями, обучение.
Сам термин «дети с особыми образовательными потребностями» — относительно новый. По большей части он используется современным обществом для того, чтобы отказаться от дихотомии детей на полноценных и неполноценных, а также чтобы закрепить за всеми детьми право на получение образования.
Дети с особыми образовательными потребностями — это категория детей, имеющих определенные особенности в развитии, требующие специального подхода к процессу их воспитания и обучения. То есть это не только дети, в развитии которые присутствуют некоторые недостатки, но и дети с опережающим развитием, одаренные дети. В нашей работе мы будем раскрывать особенности работы и взаимодействия преимущественно с детьми, в развитии которых прослеживаются различные психические и физические нарушения. Именно исходя из этих нарушений и будет выстраиваться процесс их обучения. Обучение детей, имеющих нарушения и отклонения в развитии всегда индивидуально. Именно это и определяет понимание «особых образовательных потребностей».
Только в случае, если нарушение и его степень были диагностированы у ребенка верно, можно будет достичь высоких результатов коррекционной работы. Важно так же отметить, что при выявлении у ребенка нарушения необходимо осуществлять не только медикаментозное лечение, но и проводить работу с ребенком по всем направлениям. При этом специфика работы с детьми с особыми образовательными потребностями будет заключаться в организации «пошагового» обучения. Например, при обучении слабовидящих или слепых детей, прежде чем осваивать чтение необходимо освоить рельефно-точечный шрифт Брайля. Особенности обучения таких детей также требует полной индивидуализации образовательного процесса. Подразумевается, что необходима не только специально разработанная программа обучения, но и организованная специальным образом образовательная среда. Например, обучение детей с расстройством аутистического спектра подразумевает создание особого структурированного образовательного пространства, что для детей с РАС является очень важным. Это предоставит ребенку возможность планировать свое поведение и предсказывать дальнейшее течение образовательного процесса. [1]
В аспекте продолжительности обучения есть явная необходимость более длительного процесса обучения, которое будет выходить за пределы школьного возраста. В данном случае обучение детей с особенностями не ставится в возрастные рамки, так как важно достичь именно поставленного результата обучения, а не уложиться в принятые возрастные границы школьного возраста.
Когда психолог начинает работать с ребенком, у которого есть особые потребности в обучении, он сталкивается с абсолютно новой реальностью профессиональной деятельности. В диагностической и коррекционно-развивающей работе ребенок с особенностями значительно отличается от детей, развивающихся нормально. Психолог в работе с такими детьми обязательно проходит период адаптации, содержанием которого становится формирование новой позиции по отношению к ребенку, новых способов взаимодействия с ним. Если этого не происходит, то специалист окажется не готовым к работе с данным ребенком. [1]
Их этого следует, что традиционная форма обучения не применима к работе с особыми детьми. Опыт практической работы с детьми с особыми образовательными потребностями и родителями таких детей показывает, что наиболее подходящей формой психологической помощи для этой категории детей является психолого-педагогическое сопровождение.
Сопровождение ребенка в его развитии включает в себя всяческое содействие этому развитию, помощь, создание условий для него. Если перевести дословно, «сопровождение» — это содействие. М. Р. Битянова, при анализе специфики работы школьного психолога, рассматривает сопровождение как особую систему профессиональных действий психолога, которые направлены на создание социальных и психологических условий для успешного обучения ребенка в рамках школьной среды. А непосредственно сопровождение Битянова рассматривает как особый метод и идею работы школьного психолога. Целью сопровождения, по мнению автора, является создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» [2, с. 21] и заключается она в активно направленном воздействии психолога на социально-психологические условия, в которых живет ребенок. И. И. Мамайчук определяет психологическое сопровождение детей с особенностями в развитии как: «деятельность психолога, направленную на создание комплексной системы клинико-психологический и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме» [3, с. 128]. Таким образом, конечной целью психологического сопровождения можно считать создание условий для успешного психологического и личностного развития ребенка в конкретной социальной ситуации развития.
Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это во многом обусловлено доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребёнку. Для детей с особыми образовательными потребностями ранняя помощь является одним из приоритетных направлений поддержки. Дети достигают значительных результатов в двигательном и познавательном развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни. Дети учатся устанавливать и развивать позитивные отношениями с членами своей семьи и другими людьми, запоминают правила, принятые в обществе, и следуют им.
Еще одно важное направление коррекционно-развивающей работы предполагает комплекс мер по коррекции индивидуальных недостатков развития. Это направление было реализовано благодаря взаимодействию в работе воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов детского сада. Процесс обучения детей строится по адаптированным образовательным программам. [3]
Психологическое консультирование проводится с родителями, педагогами в его воспитании и лечении. В процессе консультирования психолог определяет пути решения конкретных проблем.
Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ориентируются, прежде всего, на семью.
Важным аспектом психологического сопровождения является подготовка педагогов к работе с детьми данной категории. Необходим достаточный уровень эмпатийности педагогов, направленности на сотрудничество и демократический стиль общения, низкие показатели агрессивности и директивности. Специфичность развития детей с ОВЗ, наличие у некоторых из них вторичных нарушений, вызванных отвержением в семье и детском коллективе, обусловили необходимость подготовки педагогов с позиций профессионального и личностного подходов к осуществлению психолого-педагогической коррекции недостатков развития у детей. [1]
С точки зрения определения круга лиц, вовлеченных в образовательный и воспитательный процесс, и их взаимодействия существует необходимость скоординированного участия квалифицированных разнопрофильных специалистов, таких как учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, детский психиатр и т. д. Только в этом случае процесс обучения будет может гарантировать успешное достижение поставленных целей.
Литература:
- Артюшенко, Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Артюшенко Наталья Петровна. — Томск: 2010. — 23 с.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2007.
3. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007.