В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Ключевые слова: личность, личностный потенциал, ребенок, ДОУ.
Система дошкольного образования играет огромную роль в воспитании, развитии, формировании личности ребенка. Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется развитию личностного потенциала каждого ребёнка, в овладении им прочных знаний, умений и навыков с возможностью их применения на практике.
Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально. Поэтому, его не нужно создавать, но его необходимо развивать. И здесь, большая роль отводится педагогам детского сада.
Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось с работ М. С. Кагана [1]. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность и описывать ее пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами личности [1].
На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следующее определение личностного потенциала ребенка.
Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в игровой (поскольку у дошкольников она ведущая). Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал.
Первый компонент личностного потенциала ребенка — интеллектуальный потенциал — определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире.
Второй компонент личностного потенциала ребенка — коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.
Третий компонент личностного потенциала ребенка — творческий компонент — определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству.
Четвертый компонент личностного потенциала ребенка — эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств.
Пятый компонент личностного потенциала ребенка — мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности [2, с. 115].
Опираясь на учебную программу В. А. Ананьева развития человека «Цветок потенциалов», в которой отражены основные задачи психологии здоровья. В нашем саду была разработана программа воспитания здорового дошкольника «Развитие личностного потенциала здоровья «Хочу быть здоровым».
Цель программы — создание в ДОУ психолого-педагогических условий, направленных на сохранение и укрепление личностного потенциала здоровья дошкольников, как условие, обеспечивающее успешность детей в разных видах деятельности.
Задачи:
— создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и личностного потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— формирование социальной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей;
— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности ребёнка;
— развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.
В начале нашей работы была разработана и проведена диагностика на выявление уровня сформированности личностного потенциала детей. При разработке своей диагностики, опирались на диагностические разработки таких ученых, как Г. А. Урунтаева Методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» и Л. Н. Волошина Методики «Сформированность гигиенической культуры», «Хочешь быть здоров?»
В диагностике приняли участие две группы дети 4–5 лет. Одна группа экспериментальная и вторая группа контрольная. Статический анализ показал следующие результаты: уровень сформированности гигиенической культуры у детей в экспериментальной группе составил: высокий уровень– 16 %; средний уровень — 64 %; низкий уровень -20 %.
В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 14 %; средний уровень — 82 %; низкий уровень -4 %.
Уровень сформированности представлений детей о здоровье в экспериментальной группе составил: высокий уровень — 44 %; средний уровень — 36 %; низкий уровень — 20 %.
В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 60 %; средний уровень — 36 %; низкий уровень — 4 %.
Уровень сформированности умения сдерживать свои непосредственные побуждения у детей в экспериментальной группе составил: оптимальный уровень — 20 %; допустимый уровень — 68 %; недостаточный уровень — 12 %.
В контрольной группе следующие результаты: оптимальный уровень — 27 %; допустимый уровень — 41 %; недостаточный уровень — 32 %.
После полученных данных и их обработки было разработано календарно-тематическое планирование, которое включало в себя ряд мероприятий таких как: занятия «Мое здоровье», «Путешествие в школу здоровья», «Дорога к доброму здоровью», Изготовление букроссинга «Если хочешь быть здоров» и др., спортивные мероприятия «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу», «В здоровом теле — здоровый дух», квест-игра с родителями «Семь лепестков здоровья», а также викторины, интерактивные беседы, познавательные часы.
После проведенных мероприятий была проведена промежуточная диагностика, которая показала следующие результаты:
Уровень сформированности гигиенической культуры у детей в экспериментальной группе составил: высокий уровень — 52 %; средний уровень — 40 %; низкий уровень — 8 %.
В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 33 %; средний уровень — 55 %; низкий уровень — 12 %.
Уровень сформированности представлений детей о здоровье в экспериментальной группе составил: высокий уровень — 62 %; средний уровень — 27 %; низкий уровень — 11 %.
В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 66 %; средний уровень — 26 %; низкий уровень — 8 %.
Уровень сформированности умения сдерживать свои непосредственные побуждения у детей в экспериментальной группе составил: оптимальный уровень — 54 %; допустимый уровень — 38 %; недостаточный уровень — 8 %.
В контрольной группе следующие результаты: оптимальный уровень — 29 %; допустимый уровень — 46 %; недостаточный уровень — 25 %.
Согласно диагностическим исследованиям, можно сделать вывод, что прослеживается стабильная, позитивная динамика по всем направлениям развития в экспериментальной группе.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что образовательная деятельность реализуется на достаточном уровне, и дети способны применять полученные ими знания в повседневной деятельности.
Такой подход в системе развития детей идёт по пути развития навыков в комплексе с достижением личностных результатов. И это первый шаг к созданию школы возможностей, школы в которой развивается личностный потенциал дошкольника.
Литература:
- Каган, М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
- Сорокоумова Г. В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности». Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. 280 с.