К сожалению, в современной жизни, в век развитых технологий, подростки все чаще выбирают малоактивный образ жизни, большую часть времени дети проводят за компьютером, в мобильных устройствах, что безусловно, приводит к ухудшению их здоровья, разного рода сбоям в работе организма, поскольку естественная биологическая потребность подростка в движениях не удовлетворяется в полной мере. Ведение неподвижного образа жизни превратилось в норму для многих детей и подростков, что является проблемой в вопросах развития и воспитания детей, соответственно, физкультура в жизни современного подростка — эта тема очень актуальна.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, дети, подростки, организм, физическое воспитание.
Unfortunately, in modern life, in the age of advanced technologies, teenagers are increasingly choosing a low-activity lifestyle, children spend most of their time at the computer, in mobile devices, which certainly leads to deterioration of their health, various kinds of malfunctions in the body, since the natural biological need of a teenager in movements is not fully satisfied. Maintaining a stationary lifestyle has become the norm for many children and adolescents, which is a problem in the development and upbringing of children, respectively, physical education in the life of a modern teenager — this topic is very relevant.
Keywords: physical culture, sports, children, teenagers, body, physical education.
Физическая культура — это вид культуры, направленный на упрочение здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм, поддерживает безупречное физическое состояние на долгие годы, что обусловливает важность физических занятий для подростков. Рассматриваемая возрастная категория детей нуждается в постоянной поддержке формы, повышении функционирования различных систем и органов человека, что обусловливается естественными потребностями их организма.
Как известно, подростковый период жизни начинается с 12–13 и длится до 17–18 лет. Данный временной период характеризуется ускоренным физическим развитием подростков. Происходящее в это время половое развитие влечет увеличение выработки целого ряда гормонов подростков, в частности гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин, которые в комплексе обеспечивают своевременное и правильное развитие ребенка.
В рассматриваемый возрастной период происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни, соответствующим нагрузкам, увеличением числа стрессовых факторов. Происходят изменения в физиологическом строении подростка, в частности, увеличивается длина и вес тела, происходит окончательное созревание и перестройка всех органов и систем.
Безусловно, если сравнивать пользу физических занятий для подростков и более взрослой категории, то можно с уверенностью сказать, что организм подростка более нуждается в постоянной поддержке формы для обеспечения функционирования различных систем и органов, которые находятся еще в состоянии своего формирования.
Ученые по данному вопросу также отмечают, что подростки, которые активно занимаются физической культурой и спортом, отличаются самодисциплинированностью, самоконтролем, уверенностью в себе, настойчивостью, упорством в достижении целей, в том числе в учебе, трудолюбием [1].
Известно, что систематическая физическая разгрузка влияет на эмоциональное состояние людей, поскольку позволяет быстро снимать стрессовое состояние, улучшает работу кровеносной системы, которая снабжает клетки головного мозга, что очень важно для людей, занятых умственной деятельностью, что имеет острую актуальность в условиях серьезной нагрузки подростков в школе. Систематическая физическая разгрузка позволит быстро снимать стрессовое состояние, улучшать работу кровеносной системы, которая снабжает клетки головного мозга. Поэтому занятия спортом для подростков должны быть незаменимой частью их жизни.
Вышесказанное обусловливает необходимость обращения серьезного внимания на проведение физических занятий с подростками для повышения уровня их физической подготовленности подростка. Особенно это важно в условиях быстроменяющихся анатомо-физиологических, психолого-возрастных особенностей физического развития подростка, что характерно для пубертатного периода.
Занятия по физической подготовке подростков обусловливают учет морфофункциональных возможностей растущего организма, в частности, силовые возможности человека в этом возрасте невелики, поэтому воспитание силы целесообразно осуществлять весьма осторожно и постепенно, учитывая возрастные категории учеников [3].
Как утверждают специалисты, только хорошо владея данными о возрастных особенностях учеников, понимая, в чем состоит их суть и, учитывая: наследственный фактор, возраст, пол, уровень физической подготовленности и психологическое состояние занимающихся, особенности климата, суточную периодику, температурный режим и гигиенические факторы, можно составить программу, для повышения уровня физических способностей подростка [2]. Обладая достаточными знаниями и квалификацией, каждый педагог в силах помочь ребенку повысить его собственный уровень физических способностей, и, следовательно, сделать его более сильным, здоровым и адаптированным к повседневной жизни в будущем.
Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Таким образом, проявившаяся в современное время тенденция подростков проводить большую часть своего свободного времени неподвижным образом, за компьютером или телефоном, нежелание заниматься активной деятельностью, физкультурой и спортом, требует своего скорейшего устранения. Физическое воспитание детей и подростков одна из главных задач педагогов, поскольку цель физического воспитания детей школьного возраста — способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья и организации активного отдыха, и подготовка детей к жизни к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность. В этой связи занятия спортом для подростков должны быть незаменимой частью их жизни, поскольку они благоприятно влияют на качество их жизни и физическое развитие организма.
Литература:
- Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учеб. Пособие. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 512 с.
- Буянова М. О. К вопросу о предмете спортивного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 1. С. 158–175.
- Марчук В. А., Медведев А. В., Усатов В. М. Правовые и социальные основы физического воспитания студенческой молодежи // Социальное и пенсионное право. 2015. N 2. С. 47–51.