Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сегодняшний момент призвана обеспечить информационная база данных Единого государственного реестра недвижимости.
Ключевые слова: государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, государственный кадастровый учет, государственная регистрация, недвижимое имущество.
Как известно, в современном государстве земля — один из наиболее ценных объектов природных ресурсов. Если рассматривать земельно-имущественные правоотношения с исторической точки зрения, то можно сказать, что социально-экономические преобразования в России привели к отмене монополии государства на землю, и, тем самым, земля стала выступать не просто объектом производства, природным ресурсом, пространственным базисом, она приобрела свойства объекта недвижимости, то есть неотъемлемой частью имущественных правоотношений.
Однако полномочия по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий по выявлению правонарушений в части соблюдения требований законодательства и правомерности гражданского оборота объектов недвижимости, в том числе и земельных участков возложены на государственные органы [1].
В этом случае, объектом управления выступает весь земельный фонд Российской Федерации, в независимости от принадлежности земельных участков к различным территориальным образованиям, вида использования, правового статуса и правообладателя.
Конечная цель реализации всей системы управления земельными ресурсами — обеспечение всех участников земельно-имущественных отношений высоким уровнем социально-экономических и экологических условий жизни, с одной стороны, и, сохранности и восстановления природных ресурсов, с другой [2].
Важным фактором является то, что само по себе управление земельными ресурсами затрагивает все сферы общественных отношений (социальную, экономическую, политическую, правовую, экологическую, административно-управленческую, научную, технико-технологическую и др.). Вместе с тем, следует отметить, что сформировавшаяся на данном этапе система государственного управления земельными ресурсами не всегда способна четкое разграничить правомочия органов власти, как структурных подразделений всей системы, что, в свою очередь, никак не может положительно влиять на дальнейшее развитие и совершенствование земельно-имущественных отношений.
Основой организации самого управления выступает государственное регулирование земельно-имущественных правоотношений. Это обусловлено тем, что в настоящее время существующая нормативно-правовая база базируется на многообразии форм собственности на землю, а это, в свою очередь, требует систематической актуализации знаний основных положений, регламентирующих земельно-имущественные отношения на различных уровнях власти: муниципального образования, региона и всей Российской Федерации в целом.
При этом огромное значение имеет реализация контрольно-надзорной функции государства по соблюдению норм земельного законодательства, основной идеей которого выступает рационализация процесса использования земель, а также повышение эффективности планируемых и реализуемых мероприятий по их охране [3].
Регулирование земельно-имущественных отношений, как структурная составляющая системы управления земельными ресурсами — это постоянный, осознанный, комплекс мер и действий государства, и иных субъектов земельных правоотношений на земельные ресурсы для обеспечения их эффективного функционирования, рационального использования, правового регулирования охраны земель [4]. Реализация указанного процесса осуществляется на основе определенных принципов, под которыми подразумеваются общие основополагающие правила, служащие руководством при реализации правомочий субъектов земельно-имущественных отношений для достижения поставленных целей.
Централизованное управления позволяет обеспечить слаженность работы всех звеньев управления для достижения поставленной цели. Децентрализованное управление ‒ более гибкое, что обеспечивает быструю реакцию на непредвиденное изменение среды управления. Как видно из смысловой нагрузки, указанные принципы регулирования земельно-имущественных отношений в общей системе управления земельными ресурсами, направлены на скорейшее достижение поставленных целей и наиболее рациональное и эффективное использование земельных ресурсов. С учетом вышеуказанных принципов реализуются функции государства в сфере регулирования земельно-имущественных отношений, как структурной составляющей системы управления земельными ресурсами.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что функции государства в сфере регулирования земельно-имущественных отношений, как структурной составляющей системы управления земельными ресурсами нацелено на использование земель во благо общества, с минимальным ущербом, для самих земель путем реализации программ, законов и подзаконных актов, основываясь на унифицированных принципах управления и обеспечения устойчивого развития территорий, с применением эффективных инструментов, таких как учетно-регистрационная и контрольно-надзорная системы.
Литература:
- Агапиева, Р. И. Организация государственного земельного надзора при соблюдении земельного законодательства / Р. И. Агапиева // Актуальные вопросы образования и науки. — 2016 — С. 12–13. 1
- Герасимов, А. А. Государственный и муниципальный земельный контроль: анализ практики, предложения по совершенствованию / А. А. Герасимов // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016 — С. 90–95.
- Ляхова, А. А. Виды государственного земельного надзора (контроля) в Российской Федерации / А. А. Ляхова // Теория и практика кадастровой деятельности. — Новочеркасск, 2015 — С. 67–70.
- Герасимов, А. А. Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: контроль за использованием и охраной земель (земельный контроль). / А. А. Герасимов, А. А. Герасимов. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. — С.241.