В статье автор показывает какие личностные особенности встречаются у подростков с деструктивным поведением, находящиеся в условиях следственного изолятора, рассматривает практически значимый комплекс мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников.
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, уголовная ответственность, деструктивное поведение.
Подростковый возраст — возраст самых больших неопределенностей. Подростка можно описывать долгим перечислением, начинающимися словами «уже не… (маленький) и «в тоже время еще не … (взрослый)». Они уже не принимают выбор взрослых и в тоже время еще не могут совершать самостоятельных выборов и опираться только на свои возможности. Как это ни прискорбно, мир, в котором живут наши дети, не является безоблачным. Им на собственном опыте приходится сталкиваться с насилием, повышенной конфликтностью и агрессивностью. Насилие незаметно становится нормой жизни. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди подростков встречаются и дети неплохо интеллектуально и социально развитые. У них деструктивное поведение выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Поведение подростков отличается внезапностью, иррациональным смыслом, бездумной жестокостью, враждебностью. Кроме того, бурное психофизиологическое развитие, нейроэндокринные сдвиги отражаются в их поведении в виде парадоксов.
Подростки могут рассуждать об истинной любви и дружбе, а в повседневной жизни быть крайне циничными. Веселье неожиданно сменяется унынием, уверенность в себе — застенчивостью и трусостью. Слепое подчинение избранному ими лидеру сочетаться с бурным протестом всякой власти, сентиментальность и чувствительность сочетается с грубостью, хамством, развязанностью. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, — их потребность в дружбе.
Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба — «дорога жизни» для подростка. По мере взросления подросток тянется к компаниям, где стремится стать «своим» стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует деструктивные ценности и способы девиантного поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. [1]
Происходит «сдвиг к риску», так как возрастает рискованность групп. Подростки утрачивают чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям, во главу угла встает установка на немедленное удовлетворение своих желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других.
Таких подростков отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость. бравада, невыполнение обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие- либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческого жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиски новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру деструктивного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи, разбои. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. С таким «багажом» антисоциальных поступков подростки переходят в разряд маленьких правонарушителей, для которых предусмотрено наказание в виде уголовной ответственности. И первым этапом этого наказания и изоляции от общества является СИЗО.
Факт лишения свободы, нахождение в местах заключения, утрата чувства запущенности для несовершеннолетних являются травматическим стрессом. который порождает глубокие изменения в психическом состоянии подростков. Эти изменения — также источник конфликтов, агрессии, повышенной тревожности, деструктивного поведения. Для лиц находящихся травматическом стрессе, характерны повышенная раздражительность и немотивированные аффективные вспышки. Подростки становятся агрессивными, конфликтными, часто предпочитают решать споры, применяя насилие, им плохо удается контролировать собственное поведение, что способствует нарушению режима содержания. Также моментом, осложняющим предупреждение деструктивного поведения среди подростков, в некоторых случаях, является задержка психического развития.
Чаще всего деструктивное поведение в следственном изоляторе проявляется:
— в качестве средства достижения значимой для подростка цели;
— как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
— как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении;
— как протест против ограничивающих его свободу мероприятий или наоборот, как манипуляция, вынужденная администрацию идти на уступки.
Подросткам с деструктивным типом поведения присуши следующие признаки:
— Сверхактивность (подросток беспокоен, непоседлив, очень энергичен, как будто не устает, агрессивен, он постоянно портит окружающие предметы, задевает других подростков за ним тянется шлейф разрушений и обид);
— Импульсивность (подросток неожиданно бросает начатое дело, поступает необдуманно, может легко солгать, взять чужую вещь, нарушить запрет, абсолютно не задумываясь о последствиях);
— Возбудимость (подросток крайне раздражителен, неуравновешен, по незначительному поводу начинает кричать, ломать вещи драться);
— Отвлекаемость и рассеянность внимания (подросток испытывает трудности сосредоточення, он не способен довести начатое дело до конца).
Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что в становлении деструктивного поведения подростков, роста агрессии с их стороны могут играть заметную роль возрастные особенности подростков н социальные факторы. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению деструктивного поведения.
Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
Литература:
- Белоглазова, Е. Н. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением [Текст] / Е. Н. Белоглазова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. — 2014. — № 7. — С.4–22.