В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.
Ключевые слова: тяжелые речевые нарушения, нейропсихологический подход, нейропсихологическая диагностика.
В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи растет с каждым годом. Эта патология чаще связана с органическими поражениями головного мозга и проводящих путей, причиной которой является ухудшение экологической и социальной обстановки в обществе, улучшение методов выхаживания глубоко недоношенных детей и детей после родовых осложнений.
Речь, как и все высшие психические функции, имеет системное, сложное, многоуровневое и многозвенное строение и опирается на функциональную мозговую систему — избирательное динамическое образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических образований, объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата, и способное к пластическому изменению.
Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу — поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Непростая структура речевых нарушений требует психолого-медико-педагогического подхода к их рассмотрению. Нейропсихология открывает перспективы в познании речевых патологий, даёт понять, как отличить внешние проявлениях различных дефектов и причины из возникновения с точки зрения мозговой организации функциональных систем [1].
Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения. У детей, имеющих сложности в освоении программ, прослеживается недостаточность высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов [3].
Нейропсихологическая диагностика представляет собой исследование психических процессов с помощью набора специальных проб. Возможность такой диагностики обследования ребенка определяется ее теоретической базой. Как было отмечено, в нейропсихологии высшие психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад [2].
Цель нашего констатирующего исследования заключалась в диагностике уровня сформированности речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Экспериментальную группу составили десять детей. У детей отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием умственной работоспособностью. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной и игровой деятельности. У детей слабо формируется мотивация учебной деятельности.
Для оценки уровня сформированности речи у детей с тяжелыми нарушениями речи использовался альбом Цветковой Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики» [4].
Диагностика направлена на оценку сформированности всех сторон речи: произносительная сторона; фонематические процессы; слоговая структура слова; грамматический строй речи; лексика; связная речь. Диагностика проводилась на предложенном стимульном материале. Оценка осуществлялась в соответствии с нормативными показателями речевого развития детей лет. После проведения диагностики мы выяснили, что у одного ребенка очень низкий уровень развития речи, у четверых детей низкий уровень, у троих детей средний уровень и у двоих детей уровень развития речи выше среднего.
Таким образом, большую значимость в коррекции речевых нарушений у детей приобретают знания об их нейропсихологических особенностях. Логопедическая работа, направленная не только на корригирование языковых и речевых средств, но и на психические процессы, формирует психологическую базу всех звеньев речевой деятельности. Своевременная диагностика и коррекция нарушений высших психических функций у детей с расстройствами речи, позволяют наиболее эффективно простроить индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в процессе логопедической работы, а также подготовить психологическую базу для успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе.
Литература:
- Астаева А. В. Нейропсихологическое исследование детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. М.: Лабиринт, 2010. 122 с.
- Глозман Ж. М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. — М.: Генезис, 2019. 336 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2018. 474 с.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2002. 72 с.